Слайд 1Предмет и функции философии
ФИЛОСОФИЯ
Слайд 2Гете – немецкий поэт и естествоиспытатель (1749-1832)
«Тот, кто духом не проникнет,
В
толщу трех тысячелетий,
К темноте как крот привыкнет,
Век живя на белом свете.»
Слайд 3Философия Φιλοσοφία
Термин "философия" древнегреческого происхождения.
В буквальном переводе он означает "любовь
к мудрости"
("филео"- люблю, "софия" - мудрость).
Слайд 4
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего
нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.
Слайд 5
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном
положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.
Слайд 6
С учетом многовекового раз¬вития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь
идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек.
Слайд 7
К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сартру как-то пришел его ученик, который
просил совета. Ему хотелось стать участником «Сражающейся Франции», но его беспокоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего старшего сына. Что делать, — вопрошал юноша,— остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,— полноценное философствование. Другого пути нет.
Слайд 8
Иногда задают такие вопросы: что лучше — философия или наука, философия
или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.
Слайд 9
Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Слайд 10
Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе.
Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран
Слайд 11
среди различных философских направлений мы встречаемся:
• с научно ориентированной философией (такова
философия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, многих современных философов из числа так называемых аналитиков);
• с эстетически ориентированной философией (такова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, многих современных философов • с практически ориентированной философией (такова философия Канта, Маркса, Пирса).
Слайд 12
Функции (ЗНАЧИМОСТЬ) Философии
В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует?
Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.
1.Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Слайд 13
2.Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например
эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества 3.Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. 4.Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Слайд 14
Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает
в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но тем не менее неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ — это многоборец в деле единства истины, красоты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях.
Слайд 15
Философия особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах
и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
Слайд 16Философия изучает
человека
общество
мир в целом
и взаимодействие человека, общества и окружающего
мира.
Слайд 18Онтология
(греч. ontos - сущее, logos - учение), исследует наиболее общие
и фундаментальные проблемы бытия.
Слайд 19Гносеология
(греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая
наиболее общие проблемы познавательной деятельности.
Слайд 20Социальная философия
изучает наиболее общие проблемы функционирования и развития общества.
Слайд 21Философская антропология
исследует наиболее общие и существенные проблемы человека.
Слайд 22Разделы философии
Методология - знание о методах.
Философия истории.
Этика -
философское учение о морали.
Эстетика - философия прекрасного.
Аксиология - философское учение о ценностях.
История философии - хороший способ изучения философии.
Слайд 23Проблемы философии
О месте человека в мире, о его взаимоотношениях с миром.
Вопрос
о соотношении материи и сознания.
Энгельс характеризовал этот вопрос как великий основной вопрос философии.
Слайд 24Основной вопрос философии
Две стороны
Слайд 25
Материализм – материя первичное начало мира. А дух, сознание вторичное.
Идеализм –
дух, сознание первичное начало, материя – следствие и порождение духа.
Дуализм – равное существование и взаимовлияние материи и сознания.
Гностицизм или гносеологический оптимизм – мир познаваем.
Агностицизм – мир не познаваем.
Слайд 26Функции философии.
мировоззренческая функция – способствует формированию представлений об устройстве мира и
месте в нем человека, обосновывает ценности и цели человеческой жизни.
методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Слайд 27
познавательная функция – осуществляет процесс познания.
критическая функция – подвергать сомнению всё
накопленное знание.
социальная функция – объяснение происхождения и развития общества, нахождение путей его совершенствования.
прогностическая функция – возможность делать выводы для будущего.
Слайд 28
Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом
мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.
Слайд 29Основные выводы
• Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на
главные вопросы своего бытия.
• Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
• Философия научна, эстетична, моральна.
• Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Презентация преподавателя Степанян Я.Г.