Познавательные процессы: внимание презентация

Содержание

Общая характеристика внимания Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других Особенности внимания: Внимание не выступает как самостоятельный процесс Внимание не имеет своего

Слайд 1Познавательные процессы: внимание


Слайд 2Общая характеристика внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных

объектах при одновременном отвлечении от других
Особенности внимания:
Внимание не выступает как самостоятельный процесс
Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта
«Великая иллюзия сознания»




Слайд 3Опыт




Слайд 5Опыт




Слайд 6Опыт










Слайд 8Опыт










Слайд 11Модели внимания
Теории селекции: внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной информации

(Д.Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман)
«Эффект вечерники» (К.Черри, 1953)

Слайд 12Модели внимания
Ресурсные модели внимания: внимание как стратегия распределения ограниченного энергетического ресурса

психики между заданиями/объектами (Д. Канеман)
Внимание как активный отбор необходимой информации (У. Найссер)
Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский): интериоризованный акт указания
Внимание как действие контроля
(П.Я. Гальперин: теория поэтапного формирования умственных действий)



Слайд 13Модель перцептивного цикла


Слайд 15Виды внимания
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека,

в силу особенностей объекта
Неожиданность
Новизна
Интенсивность стимула
Контраст
Движение
Повторение
Отношение личности (значимость, интерес, ожидание)



Слайд 16Реклама кофе на люках


Слайд 17Виды внимания: произвольное и послепроизвольное
Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной

целью, предполагает волевую регуляцию
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости или интереса для личности
Сохраняется целенаправленность внимания, но снимается психическое напряжение

Феномен: опыт «потока» (М. Чиксентмихайи)


Слайд 18Признаки состояния потока
Потеря чувства самоосознания. Растворение эго. Исчезновение восприятия себя
Отсутствие не

относящихся к деятельности мысли или абсолютное внутреннее  молчание
Искаженное восприятие времени (человек не замечает, как проходит время)
Деятельность сама по себе воспринимается  как награда, так что она осуществляется без усилий

Слайд 19Виды внимания
В зависимости от того, где находится объект внимания выделяют:
Внешнее (сенсорно-перцептивное)

внимание
Внутреннее (интеллектуальное) внимание


Слайд 20Основные свойства внимания
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте
Устойчивость внимания –

длительность сосредоточения внимания на объекте
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно
Распределение внимания - одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях
Переключаемость внимания – скорость переноса внимания с одного объекта (деятельности) на другой
Рассеянность – нарушение способности к концентрации внимания, повышенная отвлекаемость
Подлинная
Мнимая («профессорская»)



Слайд 22Феномены внимания
Эффект Струпа: задержка реакции при прочтении слов, когда цвет слов

не совпадает с написанными слова











Слайд 23Феномены внимания
Слепота невнимания (слепота по невниманию) - смотреть, но не видеть

Это происходит, когда все внимание сосредоточено на задаче, предполагающей высокий уровень информационной нагрузки
Слепота к изменениям – это неспособность обнаружить, что объект переместился или исчез
Факторы, обусловливающие возникновение этого феномена:
Сосредоточенное внимание и ограниченные ресурсы
Ожидание и прошлый опыт
Переключение или отвлечение внимания
Возраст

Слайд 24Эксперимент с невидимой гориллой (Д. Саймонс, 1975)


Слайд 26Феномены внимания

Мертвая зона внимания

Это особо стойкая неспособность замечать

объекты и их изменения вблизи «центра интереса»
(И.С. Уточкин)

Слайд 28Феномены внимания
Слепота к повторению – неспособность замечать повторения зрительного объекта, если

этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели

Баннерная слепота – это способность интернет-пользователей осознанно или неосознанно игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях


Слайд 29Методы изучения внимания


Слайд 30Методы изучения внимания: таблицы Шульте


Слайд 31Спасибо!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика