Слайд 2Лекция 4
Познавательные процессы
Вопросы:
Ощущения – первичная форма освоения окружающей действительности.
Восприятие, его виды
и свойства.
Представления.
Внимание.
Память.
Мышление.
Воображение.
Речь.
Слайд 31 вопрос. Ощущения – первичная форма освоения окружающей действительности
Человек получает информацию
при помощи органов чувств в виде ощущений.
В самом общем определении ощущение – это психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Слайд 4Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами, которые
состоят из следующих частей:
рецепторов (или органов чувств), преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.
Слайд 5
Структура приема информации
Структура приема информации включает в себя следующие этапы:
Р –
ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – (ЭП) – ОП – (М) – (ОС)
Раздражитель (Р – слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия предмета (ЦВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).
Слайд 6
Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные (отражают
положение конечностей, их движения и степень прилагаемого при этом усилия), внутренние (ощущения внутреннего состояния тела, к которым относятся чувство жажды, голода, тошноты, внутренние болевые ощущения).
Слайд 7Основные характеристики чувствительности анализаторов
Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая
едва заметное ощущение.
Верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.
Диапазон чувствительности - интервал между нижним и верхним порогом ощущений.
Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается
Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия
Синестезия – возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (н-р, при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникнуть зрительные образы).
Слайд 8
2 вопрос. Восприятие, его виды и свойства
Восприятие – это целостное отражение
предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Слайд 9Свойства восприятия:
Целостность проявляется в объединении разных элементов в целое и в
независимости этого целого от качества составляющих его элементов.
Предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело (н-р, фигура и фон).
Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу явлений.
Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Слайд 10Виды восприятия:
восприятие предметов и явлений окружающего мира:
восприятие человека человеком;
восприятие времени;
восприятие движения;
восприятие
пространства (форма, свойства предметов и т.п.);
восприятие вида деятельности (художественная, техническая, музыкальная деятельность и т.п.).
Слайд 11Нарушения восприятия:
гиперстезия – повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям (дневной свет
ослепляет, звуки оглушают и т.п.);
гипостезия – понижение восприимчивости к внешним стимулам – это связано с умственным переутомлением (окружающее становится неярким, неопределенным, предметы лишаются красок, все кажется малоподвижным, застывшим);
галлюцинации – восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые голоса, запахи и т.п.);
иллюзии (ошибочные восприятия реальных вещей или явлений): а) аффективные – обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением (одежда на вешалке кажется грабителем); б) вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих (человеку кажется, что разговоры содержат какие-то намека, издевательства, скрытую угрозу и т.д.); в) перейдолические – обусловлены снижением тонуса психической деятельности (обычные узоры на стенах, тени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища и т.п.).
Слайд 123 вопрос. Представления.
Представления – относительно устойчивые субъективные образы объективных предметов и
явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств человека.
Представления отличаются от восприятия тем, что восприятие является отражением конкретных предметов в конкретных условиях, а представление включает в себя образы многих сходных предметов, независимых от фона, на котором они воспринимались. Поэтому восприятие является единичным, а представления, как правило, носят обобщающий характер.
Слайд 134 вопрос. Внимание.
самостоятельно
Слайд 145 вопрос. Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Слайд 15Виды памяти:
Непроизвольная
Произвольная
Механическая
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
Промежуточная
Слайд 166 вопрос. Мышление
Виды мышления:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое
Теоретическое
Практическое
Интуитивное
Реалистическое
Слайд 177 вопрос. Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме
образа, представления или идеи.
Слайд 18Виды воображения:
Пассивное
Активное
Произвольное
Непроизвольное
Воссоздающее
Антиципирующее
Творческое
Слайд 198 вопрос. Речь.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи
знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации.
Слайд 20В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.