Слайд 1Тема лекции
Познавательная деятельность
и её основные формы
1 Гносеология: предмет, основные принципы,
проблемы. Познание как предмет философии.
2 Структура познавательного процесса.
Диалектика чувственного и рационального.
3 Проблема истины в современной философии.
4 Практика. Роль практики в процессе познания.
Слайд 2Гносеология: предмет, основные принципы,
проблемы. Познание как предмет философии
Предмет философской теории познания – гносеология.
Термин «гносеология» происходит от греческого «gnosis» –
знание и «logos» – учение, понятие – «учение о знании».
Гносеология есть специализированное учение о сущности
познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях
адекватности, закономерностях познавательного процесса.
Задача гносеологии – дать целостную картину, свободную
от деталей картину познания.
Гносеология является фрагментом когнитивистики –
всеохватывающей рефлективной сферы, исследующей весь
спектр ментальных структур и феноменов в различных и
всевозможных ракурсах.
Когнитивистику как пласт интеллектуальных знаний
образуют психология, формальная, диалектическая логика,
медицина (в особенности психиатрия, физиология,
нейрофизиология, нейроформакология), этнология,
кибернетика, социология, культурология, языкознание,
антропология.
Слайд 3 Эпистемология – теория научного познания.
Эпистемология как специальная часть в рамках теории
познания исследует особенности и методы научного познания,
структуру и формы.
Формы познания:
1) мифологическое;
2) религиозное;
3) философское;
4) научное;
5) вненаучное познание.
Мифологическое познание представляет фантастически-
художественное постижение реальности.
Религиозное познание – вера в сверхъестественное,
божественное начало мира.
Слайд 4 Философское познание стремится к рациональному
осмыслению мира
в его целостности и единстве, места
человека в этом мире.
Художественное познание – это эстетическое отношение
человека к миру.
Научное познание представляет собой специфическую
познавательную деятельность, направленную на получение
истинного результата. Цель науки состоит в раскрытии
внутренней природы, сущности предметов и явлений, законов
их функционирования и развития.
Вненаучное знание включает различные специализированные
виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному
относят также знание, которое не соответствует стандартным
нормам научности (алхимия, имеющая традицию
тысячелетнего существования, теология, натурфилософия,
астрология, парапсихология).
Слайд 5Основные проблемы гносеологии:
1. Проблема познаваемости мира, которую можно сформулировать в форме
известного вопроса: «Познаваем ли мир?»
2. Проблема конструирования знания.
3. Проблема субъекта и объекта познания.
4. Проблема структуры познавательного процесса.
5. Проблема взаимоотношения чувственного и рационального.
6. Проблема истины и ее критериев.
Слайд 6Проблема познаваемости мира
1) Гносеологический оптимизм (гностицизм). Мир познаваем не только феноменально
– на уровне поверхности, но и по существу. Границ познавательного не существует, человек в принципе может иметь верные сведения о любом явлении действительности.
2) Скептицизм (от греческого «скептикос» – рассматривающий, исследующий) – направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания и требует воздерживаться от суждений, явно выражающих мировоззренческую позицию (Пиррон).
3) Агностицизм исторически восходит к античному скептицизму, который требовал воздерживаться от суждений, явно выражающих определенную мировоззренческую позицию. Сам термин «агностицизм» произошел от греческого «agnostos» – непознаваемый и впервые и впервые был введен в оборот известным английским естествоиспытателем Г. Гексли.
Слайд 7 Агностическая позиция, в истории философии
существует в нескольких
формах:
1) Классический (рафинированный) агностицизм.
2) Кантовский агностицизм.
3) Агностицизм «стыдливых материалистов»
(естествоиспытатель Г. Гельмгольц, немецкий
ботаник К. Негели, крупные электрофизиологи
Э. Дюбуа-Реймон и И. Мюллер, английский
естествоиспытатель Г. Гексли).
Слайд 8 Важнейшей проблемой гносеологии является проблема
конструирования и достоверности
знания. В истории
философии существует две версии решения этой проблемы:
имманентная и экзогенная.
Эндогенная или имманентная традиция изолируется от
предметного мира, настаивает на самодостаточности
сознания, объясняет происхождение знания множеством
внутрипознавательных причин. Основное их кредо:
«Все содержание сознания объяснимо из него самого».
Мыслить, познавать означает конструировать существующее, исходя из основополагающих правил комбинирования идеальных структур.
Экзогенная, или предметно ориентированная, традиция
исходит из единства знания с его предметом, разрабатывает
специальную процедуру перевода объективных предметов в
познавательное измерение. В рамках экзогенной традиции
возникли три основных подхода: натурализм, телеологизм,
панлогизм.
Слайд 9 Основные модели решения проблемы объекта и субъекта:
1) объектно-натуралистическая;
2)
субъектно-рефлексивная;
3) деятельностная.
Объектно-натуралистическая модель главное место
отводит объекту познания, а само познание понимается как
процесс отражения объекта в сознании субъекта.
Субъектно-рефлексивная модель предпочтение отдаёт
творческой активности субъекта, его теоретическому
осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса
познания.
Если в созерцательном материализме объект познания не
был включен в человеческую деятельность и рассматривался
как внешний субъекту объект, то в современной
деятельностной модели понятие объекта коррелятивно
понятию субъекта, выступающего как активное, «социально
окрашенное», деятельностное начало в познавательном
процессе.
Слайд 10Основные принципы современной гносеологии:
1) Принцип познаваемости мира утверждается современной
теорией познания, но при этом отрицается окончательное
завершение процесса познания достижением абсолютного
знания. Всякое познание относительно, ограничено не только
историческими условиями, но и условиями познавательной
деятельности, уровнем имеющегося знания.
2) Принцип познавательного активизма. Познание – это
активная деятельность субъекта, направленная на изменение
объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу
такой целенаправленной деятельности составляет практика –
предметные действия человека. Познавательный объект
«задан» человеку не в форме созерцания, а в формах
деятельности.
3) Субъект познания – всегда социальное явление,
выступающее как часть той или иной общности людей
(коллектива, социальной группы, обществ, всего
человечества). Даже в своей индивидуальной форме субъект
познания связан непосредственными и опосредованными
отношениями с другими людьми.
Слайд 11 4) Принцип предпосылочности познавательной
деятельности.
Познавательный
процесс направляется и организуется
социокультурной программой. Она формируется под
влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его
целей, знаний, мировоззрений и др. компонентов культуры.
Именно культура есть средоточие программ социальной,
практичной, познавательной и др. видов деятельности
социального субъекта.
5) Все основные компоненты познавательного отношения –
субъект, его деятельность, объект познания – динамичны
по своей сути и изменяются с развитием общества.
Увеличивается и «культурный баланс» субъекта, растут и
модифицируются средства его деятельности, расширяются
горизонты познаваемого мира. Иными словами, усиливается
активное вмешательство человека в исследовательскую
реальность, которая служит все более глубокому
проникновению в скрытые сущности вещей.
Слайд 12Структура познавательного процесса.
Диалектика чувственного и рационального
Для описания структуры
познавательного процесса в
истории философии применяют две категории – «чувственное»
и «рациональное».
Чувственное познание («живое созерцание») – это процесс
отображения сферы явлений посредством органов чувств.
Рациональное познание, высшим видом которого является
абстрактное мышление, ориентировано на раскрытие сущности
вещей.
В истории философии существовали два направления,
которые абсолютизировали либо чувственное (сенсуализм),
либо рациональное (рационализм).
Основное кредо сенсуализма (Эпикур, Локк, Гоббс):
«Нет ничего в знании, чего первоначально не было бы в
ощущениях».
Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг)
признавал за разумом решающую роль в познании.
Слайд 13 Основными формами чувственного познания являются:
ощущение, восприятие и
представление.
Ощущения представляют собой первоначальную форму
познания и в изучении действительности играют решающую
роль.
Ощущение – это чувственный образ, возникший в результате
непосредственного взаимодействия предмета с органами
чувств, образ, который несет информацию об определенных
свойствах предмета.
Восприятие – особая форма чувственного отражения мира,
возникающая при непосредственном контакте предмета с
органами чувств. Оно представляет собой чувственный образ
предмета как совокупности его свойств.
Представление – это чувственный образ предмета как
целостной совокупности свойств, который возникает без
непосредственного влияния предмета на органы чувств,
на основе хранящихся в памяти бывших восприятий.
Слайд 14
К основным формам рационального познания относятся
понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это такая форма мышления, в которой
отражаются наиболее общие, существенные стороны и
отношения реальных предметов, явлений.
Суждение – форма мышления, посредством которой
фиксируется наличие или отсутствие у предмета какого-
либо признака.
Умозаключение – форма абстрактного мышления, в
которой фиксируются связи между признаками
предметов, зависимость одних признаков от других.
Слайд 15Теория истины
Основные концепции истины:
1) Классическая (восходит к Платону
и Аристотелю).
Истина – это соответствие мыслей действительности.
Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем,
каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них
иначе, – лжет».
2) Семантическая (логик А. Тарский) – указывает условие,
при котором высказывание может считаться истинным. Это
условие состоит в том, что содержание данного высказывания
должно соответствовать действительности.
«Если обозначить через Р содержание высказывания
(содержащуюся в нем информацию), а через «Р» само это
высказывание, то определение истины по Тарскому выглядит
так: «Р» истинно, если и только если Р.
3) Когерентная (от лат. Coharentia – сцепление, связь) –
истинность данных утверждений определяется через
логические операции вывода их из других предложений, ранее
признанных истинными.
Слайд 16 4) Прагматическая – истинность знания связывается с его
практической полезностью (У. Джеймс, А. Богданов).
5) Плюралистическая – исходя из объективной сложности
познаваемых предметов, множественности их свойств,
уровней организации, приходят к выводу о наличии не
одной, а многих истин об одном и том же явлении, каждая из
которых чем-то верно отражает предмет и поэтому нельзя
отдать предпочтение ни одной из них.
6) Диалектико-материалистическая выделяет следующие
основные свойства истины:
а) Объективность – содержание наших представлений
должно соответствовать действительности и не зависеть от
воли, желаний, интересов субъекта. Объективная истина
характеризует не факт, предмет, явление, а свойство
содержания нашего знания.
Слайд 17 б) Конкретность истины предполагает постоянную
корреляцию мысли с
действительностью. Абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна.
в) Истина как процесс постижение человеком объективного
мира выступает в двух формах: абсолютной и относительной.
Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание об
объекте.
Относительная истина – приблизительно верное
относительно правильное знание об объекте.
Абсолютная истина предстает в нескольких ипостасях:
полное, исчерпывающее отражение мира в целом;
адекватное отражение определенных аспектов, связей, структур действительности;
как констатация фактов;
как рациональное зерно внутри относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания.
г) Критерий истины – практика – предметно-чувственная
материальная деятельность людей, направленная на
преобразование объективной действительности с целью
удовлетворения своих потребностей.