Слайд 1ПОЗНАНИЕ МИРА
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
БЛОК «ПОЗНАНИЕ»
Слайд 2ПОЗНАНИЕ
– это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем
мире, природе, человеке.
ВЗГЛЯДЫ НА ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА
1.АГНОСТИЦИЗМ - учение, отрицающее возможность достоверного познания закономерностей природы и общества.
2.СКЕПТИЦИЗМ - это философское направление, выдвигающее сомнение в том, что человек может познать мир.
3.ОПТИМИЗМ – это философское направление утверждающее, что мир познаваем.
Слайд 3СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ
Субъект познания — это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и
преобразование действительности.
Объект познания — это то, на что направлено познание субъекта.
Результат познания –знания.
Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека от любых других живых существ.
«Чем больше познает человек, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает»
Слайд 4Формы познания
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – первая ступень познавательного процесса.
Чувственное познание отражает связи
человека с реальной действительностью, преимущественно внешние стороны и связи познаваемого объекта.
Осуществляется при помощи пяти органов чувств: зрение, вкус, осязание, обоняние, слух.
Недостатки чувственного познания: известная физиологическая ограниченность органов чувств.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - познание на основе мышления и логики.
Рациональное познание присуще только человеку
Слайд 5ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Ощущение — это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений
объективного мира – получение первичной информации об объекте. т.е. фиксируем отдельное свойство предмета.
ПРИМЕР – яблоко красного цвета.
2. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно в совокупности всех своих сторон и связей, совокупность отдельных ощущений.
ПРИМЕР – яблоко красного цвета, круглое, среднего размера и т.д.
3. Представление -это обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
ПРИМЕР – представьте себе красное яблоко! И все его вспомнили ☺
Слайд 6ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
1.Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны,
признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Пример: отдельные слова, термины, словосочетания.
2.Суждения - это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным.
Пример: яблоко красного цвета, а не желтого.
3. Умозаключения - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Слайд 7Научное познание и его методы
Наука — это форма деятельности людей, направленная
на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие законов на основе обобщения реальных фактов.
Научному познанию присущи такие признаки, как:
- объективность;
- внутренняя системность;
- постоянная нацеленность на практику как свою непосредственную цель;
- строгая доказательность;
- обоснованность полученных результатов;
- достоверность выводов.
Слайд 8СТРУКТУРА НАУКИ
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых
компонента в их единстве:
1. Субъект науки — исследователь, — осуществляющий научную деятельность.
2. Объект науки — предмет, предметная область, т. е. то, на что именно направлена данная наука.
3. Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.
4. Свой своеобразный язык — естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Научное познание —развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных тесно взаимосвязанных, но качественно различных уровня — эмпирический и теоретический.
Слайд 9ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, живое созерцание.
Характерными признаками эмпирического
познания являются:
- сбор фактов;
- их первичное обобщение;
- описание наблюдаемых и экспериментальных явлений;
их систематизация и классификация.
Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.
Слайд 10ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Теоретический уровень характеризуется преобладанием рациональных форм познания — понятий, умозаключений,
теорий, законов и др.
Важнейшая задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
Основные компоненты, в которых выражается структура теоретического познания:
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
Слайд 11МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Общие методы позволяют делать только частные выводы об изучаемых
явлениях, не давая возможности получить целостное представление о явлении.
К общим методам относятся: а) анализ; б) синтез; в) индукция; г) дедукция.
Анализ – разделение целого на составные части;
Синтез - это процесс объединения в единое целое свойств, признаков, выделенных посредством анализа изучаемых явлений.
Метод индукции состоит в логическом умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Дедукция – логический переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным.
Слайд 12МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Специальные (частнонаучные) методы исследования применяются лишь в отдельных науках,
поскольку непосредственно связаны со специфическими сторонами исследуемого объекта.
метод социологического исследования; 2) метод моделирования; 3)сравнительный метод.
МЕТОД СОЦ. ИССЛЕДОВАНИЯ - наблюдение, анкетирование, опрос населения, эксперимент и т.д.
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ - изучение явлений, процессов и институтов на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения, воссоздания исследуемых объектов.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – в основе лежит сравнение, сопоставление, что позволяет выделить общие и отличительные признаки исследуемых явлений.
Слайд 13ИСТИНА
– это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Целью познавательных усилий является
достижение истины.
Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит; поскольку оно существует в объективной реальности.
Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Слайд 14СВОЙСТВА ИСТИНЫ
- Объективность истины по своему содержанию (истину мы черпаем из
вещей и ее содержание от нашей воли, желаний не зависит).
- Субъективные истины по форме выражения (истина выражается в терминах человеческого языка), то, что истинно для одного, неистинно для другого.
- Конкретность (т.е. истина всегда имеет смысл лишь в конкретных условиях (сейчас день – истинно только днем)
Истинность одновременно абсолютна и относительна
Слайд 15РАЗНОВИДНОСТИ ИСТИНЫ
Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное
знание.
Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Всякая абсолютная истина – относительна!
Пример: закон всемирного тяготения абсолютен для земли, но в вакууме не действует.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ
Слайд 16РАЗНОВИДНОСТИ ИСТИНЫ
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню
развития общества; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. На каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
ВАЖНО: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Слайд 17РАЗНОВИДНОСТИ ИСТИНЫ
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в
реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания.
ПРИМЕР: Жизнь за пределами нашей планеты, если и существует, то вне зависимости от того, знает ли человек о ней или нет.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
ПРИМЕР: Мария считает, что самая лучшая марка косметики – MAC.
Слайд 18ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПОНЯТИЯ
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за
истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается. Это искренняя вера в то, что знания истинные (кто-то верил, что можно построить коммунизм)
Ложь - намеренное искажение истины, неправда. Зная истину, человек всё равно говорит неправду, т.е. лжет.
Слайд 19КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить
ее от заблуждения:
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Слайд 20ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
Практика – целостная система активной материальной деятельности людей,
направленная на преобразование реальной действительности.
Формы практики:
Материальное производство (труд, преобразование природы);
Социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
Научный эксперимент
Функции практики:
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Слайд 21СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Социальное познание- познание общества.
Особенности социального познания:
1. субъект и объект познания
совпадают
2. общество - сложный объект для изучения, так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента
4. субъективность изучающего человека
5. многообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Слайд 22ФАКТ
Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных
фактов:
1. действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега)
2. продукты человеческой деятельности
- материальные (пирамиды)
духовные (музыка)
3. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Святослав «Иду на Вы»)