Слайд 1Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как методологические формы социогуманитарного познания
Автор: Суховецкая Г.В.
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
И
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
кафедра философии и методологии науки
Ростов-на-Дону, 2017
Слайд 3Характеристика позитивизма
Позитивизм остался в рамках классического идеала рациональности
согласно которому научное знание идеологически и нравственно “нейтрально”: научное – “позитивное” — познание должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации, и вся “метафизика” должна быть упразднена и заменена либо специальными науками (“наука — сама по себе философия”), либо обобщенным “экономическим” образом эмпирических знаний, либо учением о соотношении наук о языке и т. п.
Слайд 4Огюст Конт (1798-1857)
французский философ, основатель позитивизма
«Постепенно приходим к открытию неизменной
иерархии... – одинаково научной и логической – шести основных наук – математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии»
Слайд 5Основатель первого позитивизма Огюст Конт
(1798-1857)
"Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене
изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как"
Слайд 6Три стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта
Теологическая - все явления объясняются на
основе религиозных представлений
Метафизическая - в объяснении природы опирается на первосущности, первоэлементы
Позитивная - наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности
Слайд 7Классификация наук
Герберта Спенсера
Абстрактные (логика и математика) - изучают формы, в которых
явления предстают перед наблюдателем;
Абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) - изучают сами явления в их элементах и в целом;
Конкретные науки (астрономия, геология, биология, психология, социология и т. д.).
(1820-1903)
Слайд 8Позитивистское направление в философии
элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за
ограниченности человеческого разума
поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки
гносеологический феноменализм
методологический эмпиризм
дескриптивизм
Слайд 9Эмпириокритицизм –
критическое исследование опыта
Проблематика: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта,
характер категорий "вещь", "субстанция", природа основных "элементов" действительности, взаимоотношение физического и психического
Биопсихологизм: на место декартова Cogito в эмпириокритицизме поставлено "триединство" сознания, живого организма и изначальной, "нейтральной" "мировой субстанции"
Слайд 10Принцип экономии мышления
Эрнста Маха
Положение, по которому критерий истины всякого познания состоит
в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств
Идеал чисто описательной науки - в развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Один из таких паразитических элементов науки есть понятие причинности
(1838–1916)
Слайд 11Принцип наименьшей траты сил
Наш опыт — это некий приспособительный комплекс. Чем
более монолитен он будет, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, различные формы удвоения опыта, то есть чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адаптационное действие.
Принцип наименьшей траты сил ориентирует на кумулятивную модель развития научного знания.
Кумулятивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов.
Рихард Авенариус (1843–1896)
Слайд 12Конвенционализм Анри Пуанкаре
(1854-1912)
“Эти конвенции являются произведениями свободной деятельности нашего духа, который
в данной области, не знает никаких препятствий. Тут он может утверждать, так как он же и предписывает...”
“Ценность науки” (1905)
Законы природы следует
понимать как конвенции,
то есть условно
принятые положения.
Слайд 13Неопозитивизм
Возник в ходе научной революции начала XX века
Является исторически первым целостным
логико-познавательным (философским) подходом к исследованию науки
Уходя от решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки
Слайд 15Неопозитивисты о предмете и задаче философии
Слайд 17Принцип верификаций высказываний
ЗНАНИЯ
Синтетические — эмпирические, несущие сведении о мире
Аналитические —
теоретические, имеющие конвенциальную природу и не несущие содержательной информации о мире
Слайд 19Неопозитивизм (20-30-е гг. 20 в.)
Венский кружок под руководством Мориса Шлика
(1882-1936): Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах
Представители Львовско-Варшавской школы: А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич
английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн
течение общей (популярной) семантики: А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова
Слайд 20Течения в неопозитивизме
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант
неопозитивизма
- Центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний на соответствие их опыту человека
- Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность
2) Семантический позитивизм (начало 40-х гг.)
3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного
- Задача философии - исследование фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования
Слайд 21Логический позитивизм
абсолютизация формально-логической и языковой проблематики
гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков
(в ущерб естественным)
концентрация исследовательских усилий на структуре "готового", ставшего знания без учета его генезиса и эволюции
сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего - к формальному анализу языка науки
игнорирование социокультурного контекста анализа знания
Слайд 22Рудольф Карнап (1891-1970)
«Старая и новая логика» (1930)
«Преодоление метафизики логическим анализом языка»
(1932)
«Логическая конструкция мира» (1928)
«Логический синтаксис языка» (1934)
«Исследования по семантике» (1942–1943)
«Значение и необходимость» (1947)
«Введение в символическую логику» (1958)
«Логические основания вероятности» (1950)
«Континуум индуктивных методов» (1951)
Слайд 23Основные идеи
1) Решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором
формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
2) Любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.
Принцип верификации - любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям, которые непосредственно проверяемы на опыте.
Слово «Бог» может использоваться в трех смыслах: мифологическом, метафизическом и теологическом. Метафизическое – бессмысленно («первопричина», «абсолют», «безусловное», «независимое»).
Слайд 24Пять типов предложений
Осмысленные предложения:
1) тавтологии (A=A), или аналитические суждения Канта
2) заведомо
ложные предложения контрадикции (противоречия)
3) эмпирические предложения, т. е. предложения, которые можно верифицировать
Бессмысленные:
4) бессмысленные предложения (тра-та-та, блям-блям и т. п.)
5) метафизические предложения
Слайд 25Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
«Логико-философский трактат» (1921)
«Философские исследования» (1953)
Выдвинул программу построения искусственного
«идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики.
Философию понимал как «критику языка».
Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира
Слайд 26ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как
критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом)
Особенности постпозитивизма:
1. Ослабление внимания проблемы в формальной логике
2. Активное обращение к истории науки, концентрация внимания на динамике развития науки, его противоречиях
3. Отказ от жестких ограничений между империей и теорией, наукой и философией
4. Анализ социокультурных факторов научной деятельности
5. Замена верификации фальсификацией
6. Признание роли философии
Слайд 27Карл Поппер (1902-1994)
Британский философ и социолог.
Наиболее известен критикой
классического понятия научного метода, а также энергичной защитой демократии и принципов социального критицизма.
«Логика и рост научного знания» (1935)
«Открытое общество и его враги» (1945)
«Нищета историцизма» (1957)
«Предположения и опровержения: рост научного знания» (1963)
«Объективное знание: эволюционный подход» (1972)
Слайд 28Эволюционная этимология Карла Поппера
Первый тезис. Специфическая человеческая способность познавать, как и
способность производить научное знание, являются результатом естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией специфически человеческого языка
Второй тезис. Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в построении все лучших и лучших теорий. Это дарвинистский процесс. Теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору
К.Поппер приводит схему, отражающую рост научного знания: Р1-ТТ-ЕЕ-Р2, где Р1 – некая исходная проблема, ТТ – предположительная пробная теория, с помощью которой эта проблема решается, ЕЕ – процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок и Р2 – новая более глубокая теория, для решения которой необходимо построить новую более глубокую и информативную теорию.
Слайд 29Модель роста научного познания К. Поппера
Слайд 30Третий тезис. Между живыми организмами и мыслящим человеком существует сходство: как
те, так и другие – «решатели проблем»; проблемы возникают вместе с возникновением жизни. Разница же в том, что человек устраняет прежние теории путем их критики и с помощью языка(к примеру, амеба не сознает процесса устранения ошибок, а потому погибает вместе с их устранением)
Четвертый тезис. Критика традиционной теории познания, в основе которой лежит идея: знание есть обобщение данных органов чувств. На самом деле, информация не «вливается» извне в познающего субъекта, а субъект сам активно «высасывает ее из окружающей среды»
Пятый тезис. Специфика человеческого языка. Если у животных функция языка сводится к выражению внутреннего состояния организма и сообщению сигналов, способствующих коммуникации, то человеческий язык, кроме этих функций, выполняет дескриптивную (описательную) и аргументативную функцию
Слайд 31Проблемы принципа верификации
1. Сам принцип верификации это протокольное предложение или нет?
Можно ли верифицировать принцип верификации?
2. Неверифицируемыми оказываются основные положения науки - законы.
Слайд 32Принцип фальсификации
Научное знание должно быть фальсифицируемо, т. е. знание является научным
тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть. Оно должно давать возможность с ним спорить, опровергать на опыте.
Нефальсифицируемы: научный коммунизм, гегелевская диалектика и фрейдизм.
Слайд 33«Постпозитивизм» - логика науки
ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии,
заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного.
ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - утверждает существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
Слайд 34И́мре Ла́катос (1922-1974)
Историческое движение науки может быть объяснено
как соперничество научных теорий, победа в котором обеспечивается не накоплением подтверждений выдвинутых гипотез, а прежде всего эвристическим потенциалом теории, ее способностью обеспечивать получение нового эмпирического знания, ее научной продуктивностью
«Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы» (1967)
«Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1968)
Слайд 35Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)
Наука - развивающееся изменяющееся живое целое.
Принцип историзма в
науке - средство постижения исследуемых явлений.
В науке действует человек - ученый как субъект научной деятельности.
Основные понятия: нормальная наука, научная революция, понятие «парадигмы»
«The Copernican Revolution» (1957)
«Логика открытия или психология исследования» (1961)
«Структура научных революций» (1962)
Слайд 36Па́уль Карл Фе́йерабенд (1924-1994)
В науке не существует универсальных методологических
правил.
Концепция эпистемологического анархизма.
«Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975)
«Наука в свободном обществе» (1978)
Слайд 37Парадигмальная модель
развития науки Т. Куна
Генезис научной дисциплины
(допарадигмальный период)
Нормальная наука (парадигма)
Кризис нормальной
науки
(революционная смена парадигм)
Слайд 38Три основных этапа развития науки
Классическая наука (XVII-XIX вв.). Господствует объектный
стиль
мышления, стремление познать предмет сам по себе,
безотносительно к условиям его изучения субъектом
Неклассическая наука (первая половина XX в.) отвергает
объективизм, осмысливает связи между знаниями объекта
и характером средств и операций деятельности субъекта
Постнеклассическая наука (конец XX- начало XXI)
включает субъективную деятельность в "тело знания".
Учитывает соотнесенность характера получаемых знаний
об объекте не только с деятельностью познающего
субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами
Слайд 39Каждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные
идеи
Классическая - механика, картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, образ мироздания как часового механизма
Неклассическая - относительность, дискретность, квантование, вероятность, дополнительность
Постнеклассическая - парадигма становления и самоорганизации. Основные черты выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы. «Синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие
Слайд 41Научные революции
Смену научных картин мира, сопровождающуюся коренным изменением нормативных структур исследования
и философских оснований науки правомерно рассматривать как научные революции, которые приводят к изменению типа научной рациональности
Слайд 42Четыре научных революции
XVII в. – становление классического естествознания
Конец XVIII – первая
половина XIX вв. – дисциплинарно организованная наука
Конец XIX – середина XX вв. – становление неклассического естествознания
Конец XX – начало XXI вв. – рождается постнеклассическая наука
Слайд 43Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда
Выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: учёные должны
стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать плюрализм в методологии научного познания.
Слайд 44Концепция личностного знания Майкла Полани
- науку делают люди, обладающие мастерством;
- искусству
познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером;
- люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отчуждены от произведенного ими знания;
- в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность.
Личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего
Слайд 45Семинар: Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как парадигмы социогуманитарного познания
1. Позитивизм О. Конта,
Дж. Милля, Г. Спенсера, как опыт построения единой методологии науки
2. Эмпириокритицизм как реакция на естественнонаучный универсализм позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус)
3. Логический позитивизм. Критерий верификации и границы его применения. О полноте, непротиворечивости, формализуемости и возможностях сведения теоретических утверждений к наблюдениям с позиций логических позитивистов и их критиков
4. Постпозитивизм. Принцип фальсификации К. Поппера
5. Понятия о научных парадигмах и научных революциях Т. Куна
Слайд 46Литература:
1. Кохановский В.П., Философия и методология науки: Учебник для высших учебных
заведений. - Ростов н/Д., 1999
2. Стёпин В.С. История и философия науки. - М., 2011
Микешина Л. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия. - М., 2005
3. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988
4. Поппер К. Логика научного исследования. М., Республика, 2004
5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 2003
6. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования