Слайд 1Лекция №1 «Педагогическая психология в системе психологической науки».
1. История, этапы становления
педагогической психологии.
2.Объект, предмет, задачи, структура педагогической психологии.
3.Основные методы исследования в педагогической психологии.
Классификация методов.
4. Психологическая сущность и структура процесса учения.
Слайд 2Педагогическая психология - самостоятельная наука, особая ветвь прикладной психологии.
В современной
науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей, дисциплин, проблемных областей. Анализируя интегративность науки, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров отмечали, что в центре научного знания находится психология - наука о человеке.
Слайд 3Естественные науки
Философия
общественные науки
психология
Слайд 4Выделяют три этапа становления педагогической психологии:
Середина 18- конец 19 века. (в
фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности или образовательного процесса).
2 этап – конец 50-х годов 20 века.
Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии.
3 этап - 50-е годы 20 века – наши дни.
На современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения- учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.
Слайд 52. Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности
и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Педагогическая психология - пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Ананьев).
Слайд 6А.В. Петровский - «Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения
и воспитания».
Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся.
Слайд 7Основные задачи педагогической психологии:
- исследование механизмов и обеспечение условий полноценного психического
развития учащихся и формирование их личности на каждом возрастном этапе;
- выявление и проектирование социально-педагогических условий, содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
- изучение психологических особенностей участников образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка.
Слайд 8Структура педагогической психологии: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
(По
И.А.Зимней) :
- психология образовательной деятельности;
-психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося (ученика, студента);
- психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя);
- психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Слайд 9Принципы:
- Социальной целесообразности. Любое психическое явление или система, ставшие предметом
изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности
на двух уровнях:
- уровень адаптации ;
- уровень преобразования себя и общества .
- Принцип единства теории и практики.
Слайд 10- Принцип развития. Эффективная система образования и воспитания сочетает в себе
развитие трех типов:
- рост и созревание
- формирование
- преобразование.
- Принцип детерминации :
- каузальная детерминация;
- целевая детерминация
Слайд 11Принцип системности. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее
участников, осуществляемое на различных уровнях:
- индивидуальном;
- социальном;
- духовном.
Слайд 123. Метод –приемы и средства для получения достаточных знаний об исследуемом
объекте.
методы
Основные
наблюдение;
-эксперимент.
Вспомогательные
-анализ результатов
деятельности;
-опрос;
тестирование;
-профессиография
Слайд 13Наблюдение : -житейское; - научное;
- включенное; -невключенное.
Эксперимент : - лабораторный;
- естественный;
-констатирующий; - формирующий; - контрольный.
Слайд 14Вспомогательные методы психолого-педагогического исследования.
Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание,
по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
В педагогической практике впервые тесты стали использоваться в 1864 г. в Великобритании для проверки знаний учащихся.
Слайд 15Анализ результатов (продуктов) деятельности -
позволяет собрать факты, опираясь на анализ материализованных
продуктов психической деятельности.
Требования:
1) продукты деятельности должны быть результатом типичной, характерной для данного человека деятельности;
2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.
Слайд 16Опрос.
Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Бывает письменным (анкетирование) и
устным (интервью, беседа), во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Слайд 17Метод профессиографии.
Метод профессиографии - направлен на изучение трудовой деятельности человека и
является описательно-технической и психофизиологической характеристиками профессиональной деятельности человека. Результатом профессиограммирования являются профессиограммы ( сводки данных о процессе труда учителя и его организации).
Слайд 181. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает
новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи жизненного опыта от учителя к учащемуся.
Слайд 19Научение (краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений.
Научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.
Слайд 203. Различия между научением, обучением и учением
1. Обучение от научения
Является организованным
процессом, планомерно и сознательно управляемым (научение может происходить стихийно).
2. Учение также может выступать, как организованный или неорганизованный процесс.
3. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, а понятие учение, обучение обычно связаны со специальной учебной деятельностью.
Слайд 214. Учение, обучение - почти всегда сознательные процессы, а научение может
происходить на бессознательном уровне.
5. Разница между научением, обучением и учением в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды