Педагогическая психология в системе психологической науки презентация

Содержание

Педагогическая психология - самостоятельная наука, особая ветвь прикладной психологии. В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей, дисциплин, проблемных областей. Анализируя интегративность науки,

Слайд 1Лекция №1 «Педагогическая психология в системе психологической науки». 1. История, этапы становления

педагогической психологии. 2.Объект, предмет, задачи, структура педагогической психологии. 3.Основные методы исследования в педагогической психологии. Классификация методов. 4. Психологическая сущность и структура процесса учения.

Слайд 2Педагогическая психология - самостоятельная наука, особая ветвь прикладной психологии. В современной

науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей, дисциплин, проблемных областей. Анализируя интегративность науки, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров отмечали, что в центре научного знания находится психология - наука о человеке.

Слайд 3Естественные науки
Философия

общественные науки

















психология


Слайд 4Выделяют три этапа становления педагогической психологии:
Середина 18- конец 19 века. (в

фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности или образовательного процесса).
2 этап – конец 50-х годов 20 века. Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии.
3 этап - 50-е годы 20 века – наши дни. На современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения- учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.

Слайд 52. Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности

и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - пограничная комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Ананьев).

Слайд 6А.В. Петровский - «Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения

и воспитания». Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся.

Слайд 7Основные задачи педагогической психологии: - исследование механизмов и обеспечение условий полноценного психического

развития учащихся и формирование их личности на каждом возрастном этапе; - выявление и проектирование социально-педагогических условий, содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса; - изучение психологических особенностей участников образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка.

Слайд 8Структура педагогической психологии: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания. (По

И.А.Зимней) : - психология образовательной деятельности; -психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося (ученика, студента); - психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); - психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Слайд 9Принципы: - Социальной целесообразности. Любое психическое явление или система, ставшие предметом

изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях: - уровень адаптации ; - уровень преобразования себя и общества . - Принцип единства теории и практики.

Слайд 10- Принцип развития. Эффективная система образования и воспитания сочетает в себе

развитие трех типов: - рост и созревание - формирование - преобразование. - Принцип детерминации : - каузальная детерминация; - целевая детерминация

Слайд 11Принцип системности. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее

участников, осуществляемое на различных уровнях: - индивидуальном; - социальном; - духовном.

Слайд 123. Метод –приемы и средства для получения достаточных знаний об исследуемом

объекте.


методы

Основные
наблюдение;
-эксперимент.

Вспомогательные
-анализ результатов
деятельности;
-опрос;
тестирование;
-профессиография


Слайд 13Наблюдение : -житейское; - научное; - включенное; -невключенное. Эксперимент : - лабораторный;

- естественный; -констатирующий; - формирующий; - контрольный.

Слайд 14Вспомогательные методы психолого-педагогического исследования.
Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание,

по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
В педагогической практике впервые тесты стали использоваться в 1864 г. в Великобритании для проверки знаний учащихся.


Слайд 15Анализ результатов (продуктов) деятельности -
позволяет собрать факты, опираясь на анализ материализованных

продуктов психической деятельности.
Требования:
1) продукты деятельности должны быть результатом типичной, характерной для данного человека деятельности;
2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Слайд 16Опрос.
Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Бывает письменным (анкетирование) и

устным (интервью, беседа), во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Слайд 17Метод профессиографии.
Метод профессиографии - направлен на изучение трудовой деятельности человека и

является описательно-технической и психофизиологической характеристиками профессиональной деятельности человека. Результатом профессиограммирования являются профессиограммы ( сводки данных о процессе труда учителя и его организации).


Слайд 181. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает

новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи жизненного опыта от учителя к учащемуся.


Слайд 19Научение (краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений.


Научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.


Слайд 203. Различия между научением, обучением и учением
1. Обучение от научения
Является организованным

процессом, планомерно и сознательно управляемым (научение может происходить стихийно).
 
2. Учение также может выступать, как организованный или неорганизованный процесс.
 
3. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, а понятие учение, обучение обычно связаны со специальной учебной деятельностью.


Слайд 214. Учение, обучение - почти всегда сознательные процессы, а научение может

происходить на бессознательном уровне.
 
5. Разница между научением, обучением и учением в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика