Слайд 1Основы проектирования индивидуальных систем оздоровления и формирования физической культуры
Лекция 1.
Слайд 3Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и
свойств, отличающих одного индивида от другого;
Индивидуальность — это совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов.
Заложенные изначально психофизиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления.
Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.
Слайд 4СИСТЕМА
(от греч. целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Слайд 5
Здоровьем человека как самоорганизующейся, динамической системы называется равновесие между адаптационными возможностями
организма и постоянно меняющимися условиями среды, а «оздоровление»- это улучшение здоровья, прибавление количества здоровья, независимо от того, болен человек или здоров, что позволяет сделать субъекта более здоровым
(З.И. Тюмасева).
Слайд 6Под оздоровительной деятельностью нами понимается процесс, направленный на расширение адаптационных на
основе выстраивания субъект-субъектных отношений и оздоровительных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для развития.
Оздоровление является повышением уровня целостности субъекта на всех уровнях.
Это вид индивидуальной и общественной метадеятельности, в нашем случае – профессионально-педагогической метадеятельности.
Слайд 10
Задание : Сформулируйте определение понятия и запишите.
«ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Слайд 11субъектный уровень жизнедеятельности человека играет роль интегрирующего звена, объединяющего различные компоненты
психики и формы ее организации
Слайд 12Факторы, определяющие психологическую готовность
к оздоровительной деятельности
актуальный уровень развития компонентов психологической готовности;
активность
студента как субъекта деятельности
Слайд 13Психологическая готовность к оздоровительной деятельности – это состояние психологических характеристик субъекта
оздоровительной деятельности, обеспечивающих расширение адаптационных возможностей на основе субъект – субъектных отношений и оздоровительных технологий, интегрирующихся в компоненты:
психофизический,
психоэмоциональный,
когнитивный,
ценностно-мотивационный
Слайд 14 Психоэмоциональный компонент (самооценка выраженности состояний фрустрации, тревожности и истощаемости).
Когнитивный
компонент (уровень сформированности представления об оздоровительной деятельности и потребностного напряжения в отношении оздоровительной деятельности).
Психофизический компонент (самооценка удовлетворенности состоянием костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем и потребностного напряжения в отношении оздоровительной деятельности)
Ценностно-мотивационный(уровень сформированности ценностей, соответствующих оздоровительной деятельности и уровень выраженности агрессии).
Слайд 15Высокий уровень психологической готовности характеризуется фрустрационной толерантностью, выдержанностью, спокойствием, гибкостью в
изменениях, сформированным потребностным напряжением в оздоровительной деятельности и сформированным представлением об оздоровительной деятельности
удовлетворенностью состоянием сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы.
Преобладают ценности, соответствующие ценностям сформированной готовности к оздоровлению. Ценности-цели: развитие, творчество, уверенность в себе, счастье других, здоровье, любовь. Ценности-средства: чуткость, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, честность, терпимость к недостаткам других.
Слайд 16Средний уровень характеризуется умеренной неудовлетворенностью состоянием сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, тревожностью
среднего уровня, склонностью к словесной агрессии либо к тихому сопротивлению, фрустрационной устойчивостью среднего уровня, средней гибкостью в изменениях; невыраженным потребностным напряжением в оздоровительной деятельности и частично сформированным представлением об оздоровительной деятельности в школе. Преобладают ценности, соответствующие невыраженной готовности к оздоровлению. Ценности-цели: деятельная жизнь, интересная работа, мудрость, общественное призвание, познание, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей. Ценности-средства: образованность, эффективность в делах, самоконтроль, независимость, рационализм, твердая воля.
Слайд 17Низкий уровень характеризуется сильной неудовлетворенностью состоянием сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, фрустрационной
неустойчивостью, агрессивностью, сильным беспокойством, негибкостью в изменениях, несформированностью представления об оздоровительной деятельности и потребностным напряжением в оздоровительной деятельности.
Преобладают ценности, соответствующие ценностям несформированной готовности к оздоровлению. Ценности-цели: материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, красота природы и искусства, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь. Ценности-средства: исполнительность, аккуратность, воспитанность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, смелость в отстаивании своего мнения.
Слайд 18Характеристики психологической готовности будущих педагогов
(1,3,5 курс, магистратрантов «тьютор по здоровьесбережению»
и «ФК БЖ»)
к оздоровительной деятельности
Слайд 19Состояние характеристик психологической готовности к оздоровительной деятельностипо пед вузу
Психоэмоциональный компонент
Слайд 20Психо-эмоциональный компонент (20,495% общей информативности): характеристики –самооценка выраженности состояний фрустрации, тревожности,
ригидности и истощаемости.
выраженность показателя состояния «Ригидность» – 9,8 баллов (переходная зона «третье состояние»);
состояния фрустрации( 7,5 б.), тревожности ( 7,5 б.),
истощаемости ( 6,8 б.), –N (ресурс).
Слайд 21Состояние характеристик психологической готовности к оздоровительной деятельности
Слайд 22Когнитивный компонент (16,208% общей информативности) характеристики :
уровень сформированности представления об оздоровительной
деятельности.
слабо сформированное представление об оздоровительной деятельности: 7,5% от максимально сформированного; нет со сформированным представлением об оздоровительной деятельности; у 50% невыраженное представление об оздоровительной деятельности ;
уровень сформированности потребностного напряжения в отношении оздоровительной деятельности:
уровень выраженности показателя 17,8 баллов – переходная зона.
Слайд 23Состояние характеристик психологической готовности к оздоровительной деятельности
Психофизический компонент
Слайд 24Психофизический компонент (12,496% общей информативности) характеристики:
–самооценка удовлетворенности состоянием костно-мышечной системы
степень
выраженности показателя 8 баллов – нижняя граница переходной зоны,
– сердечно-сосудистой системы N;
-потребностного напряжения в отношении оздоровительной деятельности
уровень выраженности показателя 17,8 баллов – переходная зона.
Слайд 26Ценностно-мотивационный (11,915% общей информативности) характеристики :
– уровень сформированности ценностей, соответствующих
оздоровительной деятельности .
переходное состояние системы ценностей: степень выраженности показателя 12,5 баллов, с 13 баллов начинается зона сформированной готовности к оздоровительной деятельности ;
– уровень выраженности агрессии
9,8 баллов – переходная зона –внутренний конфликт.
Слайд 27активность студента как субъекта деятельности
актуальная потребность, которая одновременно является проблемой развития
и соответственно программой развития для 79% студентов состоит в «понимании», под которым они указывают в большей степени понимание и поддержку для себя и реже взаимопонимание;
Студенты четко понимают, какую помощь они сами хотели получить (понимание и поддержка), но не представляют какую помощь они готовы оказать другим («любую», «какую попросят», «все, что угодно, кроме материальной»);
Слайд 28стремление к самоактуалиации через самопознание, саморазвитие и самореализацию (78,8%);
все участники
исследования используют оздоровительных технологий: закаливание, физической активности, правильного питания, фито- и аромооздоровления;
сформированный запрос на обучение технологиям оздоровления; запрос на помощь специалистов, как на «пассивное» оздоровление ниже
Слайд 29.
Развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности в общеобразовательных
организациях – это целенаправленное изменение актуального уровня компонентов психологической готовности к оздоровительной деятельности (психофизического, психоэмоционального, когнитивного и ценностно-мотивационного), на основе субъект- субъектных отношений и оздоровительных технологий, направленное на расширение адаптационных возможностей субъектов образования
Слайд 30Условия развития психологической готовности к оздоровительной деятельности
Первое условие – доверие между
всеми субъектами. Значимость этого условия определяется высокой степенью значимости психо- эмоционального компонента здоровья.
Второе условие – рефлексия психофизического и психического состояния, потребностей и представлений, ценностей.
Мы рассматриваем рефлексию как деятельность субъекта по самопознанию внутренних психических актов и состояний, обеспечивающую осознание потребностей, формирование личностного смысла деятельности.
Рефлексия позволяет стабилизировать психо- моциональный и психофизический компонент психологической готовности к деятельности.
На ее основе развиваются процессы прогнозирования и моделирования деятельности. Результатом такой деятельности станет отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы
Слайд 32Критерии оздоровления (субъективные и объективные):
динамика субъективной оценки психофизического самочувствия;
динамика уровня выраженности
психических состояний, т.е. системных реакций личности в целом, направленных на сохранение целостности организма и обеспечению его жизнедеятельности в конкретных условиях. всякое психическое состояние является переживанием субъекта, выражаемое в психофизиологических, психологических показателях (е.п. ильин).
динамика умственной продуктивности
динамика уровня здоровья(динамики соотношения антропометрических данных и данных об адаптивности сердечнососудистой системы)
динамика частоты обращения к врачу и структуры заболеваемости (диагнозов).
отрицательная динамика по показателю «группа здоровья» является индикатором уровня опасности жизнедеятельности.
динамика стессонапряженности
динамика количества пропусков и качественной успеваемости для образовательных учреждений или профессиональная успешность,
динамика разнообразия референтных групп
Слайд 33Тест Маслоу:
1.Я не стыжусь не одной из своих эмоций.
2.Я чувствую,
что должен делать то, что, ждут от меня другие.
3.Я верю, что по существу люди хорошие, и им можно доверять
4.Я могу сердиться на тех, кого люблю.
5.Всегда необходимо чтобы одобряли, то что я делаю.
6. Я не принимаю свои слабости.
7.Мне нравятся люди, которых я могу не одобрять.
8.Я боюсь неудач.4
9.Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы.
10. Лучше быть самим собой, чем популярным.
11.В моей жизни нет того, чему бы я себя особо посвятил.
12.Я могу выразить свои чувства даже, если это приведет к негативным последствиям.
13. Я не обязан помогать другим.
14.Я устал от страхов и не понимания.
15.Меня любят потому, что я люблю.
1. -не согласен
2. -почти не согласен
3. –почти согласен
4. -согласен.
Слайд 34КЛЮЧ:
Вопросы 2.5,8,9,11,13,14
перевертыши(1б=4,2б=3,3б=2,4б=1.)
Больше 24б.- физиологические потребности.
31-38 б- защита и безопасность.
38-45 б-
любовь и принадлежность.
46-55 б.- самоуважение.
Больше 56 б.- самоактуализация
Слайд 35Физическая составляющая здоровой личности.
Способность развивать физическую составляющую здоровья, осознавать свое
тело как субъект, а не объект: это принятие собственного тела, спонтанное, естественное телесное поведение, устойчивость тела, уравновешенность, целостность восприятия тела и пространства своей жизнедеятельности. Это позволяет выбрать лучший режим дня и питания
.
Слайд 36Тест-опросник исследования образа тела
http://bmsi.ru/doc/fa874dce-ad16-46d8-8cc8-5bcd00b8f051
Что важнее? Какая часть нашей личности? Выбери иерархию,
которая тебе наиболее близка:
А. Главенство отводится Разуму.
Б. Тело – основа всего остального.
В. Важнее всего – Душа.
Г. Невозможно составить иерархию, все одинаково важно.
2. Придерживаешься ли ты диеты?
А. Да, у тебя достаточно силы воли для этого.
Б. Стараешься, но порой отступаешь от диеты — так трудно отказаться от вкусненького!
В. Ты не видишь необходимость придерживаться каких-либо правил питания.
Г. Ты стараешься прислушиваться к желаниям тела – оно знает, что ему необходимо, а от чего лучше воздержаться.
3.
Слайд 373.Как ты обычно кушаешь?
А. Сервируешь стол, ешь неторопливо и «красиво».
Б. С
аппетитом, быстро, порой переедаешь.
В. Для тебя ритуал приема пищи не столь уж важен.
Г. Получая от этого удовольствие!
4. Какую роль в твоей жизни играет спорт?
А. Ты регулярно занимаешься фитнесом, помнишь о здоровом образе жизни.
Б. Ты частенько обещаешь себе заняться фитнесом, но твои благие начинания быстро сходят на «нет». В итоге купленный абонемент лежит дома без дела.
В. О, ты очень любишь спорт! Когда он идет по телевизору, а ты лежишь на диване с чем-нибудь вкусненьким…
Г. Все зависит от твоего настроения и самочувствия – иногда ты даешь телу нагрузку, иногда – отдых…
Слайд 385. Что такое «любовь»?
А. «Смотреть вместе в одном направлении». Совпадение взглядов,
общность целей…
Б. Это «химия», или даже «алхимия» — чувства не поддаются осмыслению.
В. Тебе кажется, что о любви слишком много говорится, ей придается слишком большое значение.
Г. Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос, в зависимости от возраста, характера, опыта…
6. Что можно сказать о состоянии твоего здоровья?
А. Ты ведешь здоровый образ жизни, но проблемы со здоровьем все равно есть.
Б. Все твои душевные переживания моментально отражаются на здоровье – увы, негативно.
В. Ты не обращаешь внимания на недомогания, не понимаешь, зачем зацикливаться на здоровье.
Г. В целом, у тебя хорошее состояние здоровья.
7. Оцени свою трудоспособность:
А. Как бы ты себя не чувствовал, ты умеешь сжать волю в кулак и заняться делами.
Б. Если у тебя плохое самочувствие или настроение, тебе не работается.
В. Ты просто не обращаешь внимание на свое самочувствие.
Г. Если ты себя плохо чувствуешь, ты даешь себе время отдохнуть и восстановиться, а потом делаешь дела в ускоренном темпе.
8. Какую роль в твоей жизни играет секс?
А. Ты стараешься заниматься им регулярно, это важно для здоровья.
Б. Огромную! Секс дает доставляет тебе большое удовольствие, наслаждение.
Слайд 3911. Насколько ты активен?
А. Ты активный, деятельный человек, не сидишь без
дела.
Б. Ты частенько любишь полениться.
В. Предпочитаешь умственную активность, но не физическую.
Г. Ты активен равно настолько, насколько того требует ситуация.
12. Что для тебя самое важное в выборе одежды?
А. Удобство и практичность.
Б. Привлекательность, соответствие моде.
В. Ты не считаешь правильным придавать слишком большое значение одежде.
Г. Насколько одежда отображает именно твою индивидуальность.
Слайд 4013. Чувствителен ли ты к запахам?
А. Да, но ты не придаешь
им большое значение.
Б. У тебя тонкое обоняние, иногда даже слишком – в городе тебе приходится трудновато.
В. Нет, нельзя сказать, что у тебя хорошее обоняние.
Г. Ты осознанно обращаешь внимание на запахи – они способны сообщить важную информацию.
14. Как родители в детстве отзывались о твоей внешности?
А. Родители подчеркивали, что внешность – не главное.
Б. Тебя считали симпатичным, может даже – красивым, хвалили, наряжали.
В. Ты не помнишь, чтобы родители вообще что-либо об этом говорили.
Г. Родители сформировали у тебя достаточно здоровую самооценку, научили принимать свое тело.
15. Что ценность телесности значила в твоей семье в детстве?
А. В вашей семье первоочередной была ценность здоровья, но не красоты.
Б. Для родителей была важна внешняя привлекательность – красота, опрятность…
В. В вашей семье не придавалось много значения телу, на первом месте стояли другие ценности (интеллекта, моральных качеств и т.д.).
Г. Твои родители считали, что «в человеке все должно быть прекрасно», и старались развивать тебя равномерно.
Слайд 4116. Что для тебя значит такая история любви, как у Анны
Карениной и Алексей Вронского (героев Л.Н.Толстого)?
А. Это глупость – эмоции взяли власть над разумом, что привело к грустной развязке.
Б. Это прекрасная история любви, чем бы они ни закончилась. Такая любовь не ко всем приходит!
В. Для тебя эта история просто скучна.
Г. Это трагедия – они стали жертвами жестких правил своей Эпохи и банальной человеческой зависти.
17. Как ты выбираешь продукты в магазине?
А. Внимательно читаешь состав, дату изготовления – ты выбираешь полезные продукты.
Б. Любишь вкусненькое, даже если оно неполезно для здоровья: набираешь в корзину чипсы, шоколад…
В. Ты не любишь ходить по магазинам, стараешься побыстрее пробежаться по магазину, не долго выбирая покупки.
Г. Стараешься прислушаться к себе — что хочется съесть именно сегодня?
Слайд 4218. Есть ли у тебя вредные для здоровья привычки? (Может, ты
куришь, злоупотребляешь кофе, сладким и т.д.).
А. Ты сознательно ведешь здоровый образ жизни, умеешь себя ограничить.
Б. От некоторых привычек ты никак не можешь избавиться…
В. Ты не обращаешь на это внимание – вредные привычки есть у всех.
Г. Здоровый образ жизни для тебя естественен, твое тело подсказывает тебе, как лучше поступить.
19. Поддавался ли ты когда-нибудь страсти вопреки рассудку?
А. Ты смог устоять перед искушением.
Б. Да, когда приходят настоящие чувства, разум бессилен.
В. Тебе незнакома ослепляющая страсть.
Г. В твоей жизни не было противоречия между страстью и рассудком.
Слайд 43А Хозяин
. Вопрос «Кто в доме хозяин?» для тебя не даже не
стоит. Ты уверен, что хозяин – ты, а тело должно тебе подчиняться. Вот только это слишком напоминает мечту пушкинской старухи, о том, чтобы Золотая рыбка была у нее на побегушках. Помнишь итог?.. Ты – сильная личность, волевая, решительная, умеешь себя дисциплинировать. В стрессовых ситуациях не теряешь голову. Да и жить предпочитаешь разумом, а не чувствами. В вопросах профессии, карьеры эти качества помогают, а вот сфере личностных взаимоотношений могут мешать. Ты не доверяешь своей интуиции, а ведь именно она может дать тебе важные подсказки. Ты воспринимаешь свое тело как инструмент, который надо при необходимости использовать. Заботишься о нем, чтобы оно служило верой и правдой. Но в этом мало любви и уважения… Если мы пренебрегаем свои телом, оно может доказать, что главное в доме – все же оно, и отплатить нам болезнями. Зачем доводить дело до конфликта, причем с собственным же телом? Не лучше ли видеть в нем доброго друга, равного партнера?..
Слайд 44Б Раб.
Да-да, именно так! «Раб своих страстей» — вот что можно
порой о тебе сказать. Твое тело, несомненно, обладает большой чувствительностью, сензитивностью. Это позволяет тебе, с одной стороны, в полной мере наслаждаться жизнью. Ты умеешь получать истинное удовольствие от еды, движения, прикосновений, запахов и др. Твое тело дарит тебе праздники каждый день. Но при этом ты слишком от него зависишь. Тебе трудно устоять перед искушениями. Это может приводить к зависимостям: от любовных отношений, к перееданию и т.д. Ты придаешь слишком большое значение телу, да и вообще материальной сфере. Внимательно за телом следишь, любишь его украшать, ценишь дорогую одежду и изысканные блюда… Но не слишком ли много времени и энергии ты тратишь на это?.. Постарайся найти золотую середину: слушать подсказки своего тела, но не давать желаниям и страстям управлять твоей жизнью. Разве что – иногда!
Слайд 45В Сосед.
Со своим телом у тебя нейтральные соседские отношения. Каждый живет
своей жизнью, да и знакомы вы просто формально. Так, здороваетесь иногда, и если интересуетесь делами друг друга, то только из вежливости… Почему- то ты относишься к материальной сфере (куда, конечно, относится и тело) с пренебрежением, недооцениваешь ее значимость в нашей жизни. Может, тебе кажется, что внимание к телу умаляет остальные части личности? Что нельзя быть одновременно красивым и умным, добрым и ухоженным, здоровым и образованным… Вспомни классика: «В человеке все должно быть прекрасно». Ведь между телом, разумом и душой нет противоречия. Как плюс – ты не прихотлив в быту и не капризен, вынослив. Но при этом склонен витать в облаках. Но если ты начнешь более активно включаться в реальность, твоя жизнь станет еще насыщенней и интересней!
Слайд 46Г Друг.
Поздравляем – ты выстраиваешь со своим телом равноправные партнерские отношения!
Умеешь к нему прислушиваться, но не зависишь от него чрезмерно. Понимаешь, что твое Бессознательное хочет тебе сказать, уважаешь его мнение, но не идешь на поводу. Тело, когда к нему с уважением и вниманием относятся, начинает отвечать благодарностью. Скорее всего, у тебя достаточно хорошее здоровье, редко бывают не только болезни, но и небольшие недомогания. Разум, душа и тело находятся у тебя в балансе, в гармонии. Ты хорошо выглядишь, обладаешь природной привлекательностью. И у тебя есть все шансы долго сохранять здоровье и молодость. То, над чем можно еще поработать: прислушиваться к своему телу с большей осознанностью. Сознательно использовать свою интуицию.
Слайд 47
мультфильмы «Гагарин, откуда берутся дети
Слайд 48Кризисы развития
Человек на каждом этапе жизненного пути находится в движении, а
переходные процессы создают внутренние противоречия, стимулируя его к познанию тайн своего «Я». Так, в точках бифуркации (кризисах развития) возникает внутренний конфликт, рождается страх перед неизвестным и новым. В процессе прохождения каждого кризиса развития происходит выбор здорового или не здорового пути.
Оздоровление (восстановление «холистического здоровья»), как путь развития здоровой личности, возможно через устранение конфликта бессознательных установок и актуальных потребностей возрастного развития
Слайд 49точка бифуркации
В точке бифуркации система находится в состоянии временной нестабильности и
чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям.
Это состояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на фоне нарастающей нестабильности (снижение здоровья) происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.
Слайд 503-й шаг в раскрытии своего предназначения – возраст
1-й круг до
28-ми лет: развитие личности;
2-й - до 56-ти: коллективное согласование интересов;
3-й - до 84-х: межколлективное сотрудничество
- 1-я подфаза: формирование ресурсов отношений
4-я подфаза: Синтез результатов, реализация цели. Переход к новому качеству жизни
- 2-я подфаза: формирование глубоких отношений при согласовании интересов
3-я подфаза: формирование системности мышления и управления деятельностью
Слайд 51Задание. Проанализируйте актуальные потребности произвольно выбранной разновозрастной группы лиц. Какие проблемы
со здоровьем возможны? Как восстановить здоровье?
Работа с таблицей Кризисы развития из пособия Психология здоровья.