Слайд 1Основные понятия психологии развития.
Возраст как системообразующее понятие в концепции онтогенетического
развития.
Динамика возраста.
Слайд 2Основные понятия психологии развития
Психическое развитие – процесс необратимых
направленных и закономерных изменений системы (психики) во времени, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в системе
всякое изменение вообще (философ.)
возникновение нового, не бывшего ранее (в отличие от функционирования)
не только прогресс, но и регресс
процесс, осуществляемый в ходе разрешения противоречий
Созревание – процесс последовательных предварительно запрограммированных изменений
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции
Слайд 3Трактовки психического развития
Метафизическая
- развитие как рост, созревание
- развитие как непрерывный,
монотонный процесс
- развитие как накопление (кумуляция) количественных изменений
- развитие как развертывание задатков
- идея предзаданности, предопределенности развития
Пример реализации этого подхода – теория рекапитуляции Ст.Холла
Слайд 4Трактовки психического развития
Диалектическая
развитие осуществляется резко, скачкообразно, дискретно, от стадии к
стадии
развитие как процесс смены качественно-своеобразных этапов (стадий)
развитие как диалектически противоречивый процесс
Слайд 5Основные понятия психологии развития
Возраст – относительно замкнутый период, цикл развития,
имеющий свое собственное содержание, значение которого , значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят свое качественно своеобразное выражение
(Л.С.Выготский, «Проблема возраста», 1932)
Л.С.Выготский: учение о возрасте, его структуре и динамике
Возраст - единица анализа онтогенетического развития
Слайд 6Возраст как категория для обозначения временных характеристик индивидуального развития
Хронологический возраст
– выражает длительность существования индивида с момента рождения
Социальный возраст – система норм, предписаний, вариантов поведения, характерных для данного возраста в данном обществе
Психологический возраст – совокупность переживаний личности относительно проживаемого ею возрастного этапа
- репрезентация категории возраста в индивидуальном поле сознания индивида
- психологический возраст индивидуален, обратим, многомерен
Задачи возраста – задачи развития, которые выдвигает каждая стадия онтогенеза (требования к психическому развитию)
Слайд 7Ключевые характеристики возраста
Социальная ситуация развития – качественно-своеобразная специфическая для каждого возраста
система значимых отношений ребенка с социальной действительностью (Л.С.Выготский)
2 стороны социальной ситуации развития
(по Л.И.Божович)
объективное положение ребенка – система объективных обстоятельств, в которых живет ребенок
внутренняя (субъективная) позиция – отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он претендует
Слайд 8Ключевые характеристики возраста
Ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев) – это та деятельность, развитие которой
обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на каждой ступени ее развития
Ведущая деятельность – показатель психологического возраста ребенка
Слайд 9Ключевые характеристики возраста
Психологические новообразования – новый тип строения личности и ее
деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают в психике ребенка на данной ступени развития и главным образом определяют сознание ребенка, его отношение к среде (Л.С.Выготский)
психологические новообразования - результат, продукт ведущей деятельности
психологические новообразования - подлинный критерий, отделяющий один возраст от другого
Слайд 11Кризис как форма перехода от одного возраста к другому
Кризис (критический период)
– этап онтогенеза, в котором на протяжении относительно короткого промежутка времени сосредоточены резкие, кардинальные сдвиги, переломы в развитии
переломные точки на кривой детского развития
развитие приобретает бурный, стремительный характер
дисгармония между средой и отношением ребенка к этой среде
главное содержание психического развития в критические периоды – перестройка социальной ситуации развития
П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, К.Н.Поливанова
Слайд 12Особенности критических периодов
(по Л.С.Выготскому)
1. Неотчетливость границ – начало и
окончание кризиса
неотчетливы, зато заметен пик, кульминационная точка кризиса
3 фазы кризиса: 1) докритическая; 2) критическая;
3) посткритическая
(трехфазное строение критических периодов)
2. Нарушенная возможность адаптации (трудновоспитуемость)
3. Негативный характер развития (позитивное развитие как бы затухает, на первый план выдвигаются процессы отмирания, свертывания, распада)
- для кризиса характерно единство процессов созидания и деструкции
- позитивное содержание кризиса фиксируется в новообразованиях переходных периодов (не сохраняются в структуре личности в «чистом виде», «поглощаются» новообразованиями последующего стабильного периода)
Слайд 13Особенности стабильных периодов
развитие осуществляется плавно, постепенно, путем скрытых микроскопических изменений, которые,
накапливаясь, обнаруживаются к концу возраста в виде возрастных психологических новообразований
имеют двухфазное строение (1 фаза – количественное накопление изменений, 2 фаза – накопленные изменения реализуются в психологическом плане)
Слайд 14Периодизация психического развития
- разделение процесса становления личности на периоды (возраста,
стадии)
- стадиальность развития — объективная реальность
- поиск научно обоснованных критериев периодизации — центральная проблема психологии развития
Слайд 15Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии
(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)
1. конкретно-историческая
природа детства и его отдельных периодов
2. в основе периодизации — диалектическая модель развития:
-психическое развитие — единство непрерывности и дискретности в развитии
- периодизация как смена стабильных и критических периодов развития
3. критерии периодизации (критерии разделения процесса онтогенетического развития личности на периоды):
- социальная ситуация развития
- ведущая деятельность
- психологические новообразования
Слайд 16Вклад Д.Б.Эльконина в разработку категории «ведущая деятельность»
1. деятельности в системе
«ребенок-общественный взрослый»
- деятельности по усвоению мотивов и норм отношений с людьми (ориентация в смыслах деятельности)
2. деятельности в системе «ребенок — общественный предмет»
- деятельности по освоению общественно выработанных способов действий с предметами
(освоение операционально-технической стороны деятельности)
Закон чередования (периодичности) разных типов деятельности