Основные понятия психологии развития. Возраст как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития презентация

Содержание

Основные понятия психологии развития Психическое развитие – процесс необратимых направленных и закономерных изменений системы (психики) во времени, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в системе всякое

Слайд 1Основные понятия психологии развития. Возраст как системообразующее понятие в концепции онтогенетического

развития. Динамика возраста.



Слайд 2Основные понятия психологии развития
Психическое развитие – процесс необратимых

направленных и закономерных изменений системы (психики) во времени, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в системе
всякое изменение вообще (философ.)
возникновение нового, не бывшего ранее (в отличие от функционирования)
не только прогресс, но и регресс
процесс, осуществляемый в ходе разрешения противоречий

Созревание – процесс последовательных предварительно запрограммированных изменений
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции

Слайд 3Трактовки психического развития
Метафизическая
- развитие как рост, созревание
- развитие как непрерывный,

монотонный процесс
- развитие как накопление (кумуляция) количественных изменений
- развитие как развертывание задатков
- идея предзаданности, предопределенности развития

Пример реализации этого подхода – теория рекапитуляции Ст.Холла

Слайд 4Трактовки психического развития
Диалектическая
развитие осуществляется резко, скачкообразно, дискретно, от стадии к

стадии
развитие как процесс смены качественно-своеобразных этапов (стадий)
развитие как диалектически противоречивый процесс




Слайд 5Основные понятия психологии развития
Возраст – относительно замкнутый период, цикл развития,

имеющий свое собственное содержание, значение которого , значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят свое качественно своеобразное выражение
(Л.С.Выготский, «Проблема возраста», 1932)
Л.С.Выготский: учение о возрасте, его структуре и динамике
Возраст - единица анализа онтогенетического развития

Слайд 6Возраст как категория для обозначения временных характеристик индивидуального развития
Хронологический возраст

– выражает длительность существования индивида с момента рождения
Социальный возраст – система норм, предписаний, вариантов поведения, характерных для данного возраста в данном обществе
Психологический возраст – совокупность переживаний личности относительно проживаемого ею возрастного этапа
- репрезентация категории возраста в индивидуальном поле сознания индивида
- психологический возраст индивидуален, обратим, многомерен
Задачи возраста – задачи развития, которые выдвигает каждая стадия онтогенеза (требования к психическому развитию)

Слайд 7Ключевые характеристики возраста
Социальная ситуация развития – качественно-своеобразная специфическая для каждого возраста

система значимых отношений ребенка с социальной действительностью (Л.С.Выготский)

2 стороны социальной ситуации развития
(по Л.И.Божович)
объективное положение ребенка – система объективных обстоятельств, в которых живет ребенок
внутренняя (субъективная) позиция – отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он претендует


Слайд 8Ключевые характеристики возраста
Ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев) – это та деятельность, развитие которой

обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на каждой ступени ее развития

Ведущая деятельность – показатель психологического возраста ребенка

Слайд 9Ключевые характеристики возраста
Психологические новообразования – новый тип строения личности и ее

деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают в психике ребенка на данной ступени развития и главным образом определяют сознание ребенка, его отношение к среде (Л.С.Выготский)
психологические новообразования - результат, продукт ведущей деятельности
психологические новообразования - подлинный критерий, отделяющий один возраст от другого

Слайд 10Динамика возраста


Слайд 11Кризис как форма перехода от одного возраста к другому
Кризис (критический период)

– этап онтогенеза, в котором на протяжении относительно короткого промежутка времени сосредоточены резкие, кардинальные сдвиги, переломы в развитии
переломные точки на кривой детского развития
развитие приобретает бурный, стремительный характер
дисгармония между средой и отношением ребенка к этой среде
главное содержание психического развития в критические периоды – перестройка социальной ситуации развития
П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, К.Н.Поливанова

Слайд 12Особенности критических периодов (по Л.С.Выготскому)
1. Неотчетливость границ – начало и

окончание кризиса
неотчетливы, зато заметен пик, кульминационная точка кризиса
3 фазы кризиса: 1) докритическая; 2) критическая;
3) посткритическая
(трехфазное строение критических периодов)
2. Нарушенная возможность адаптации (трудновоспитуемость)
3. Негативный характер развития (позитивное развитие как бы затухает, на первый план выдвигаются процессы отмирания, свертывания, распада)
- для кризиса характерно единство процессов созидания и деструкции
- позитивное содержание кризиса фиксируется в новообразованиях переходных периодов (не сохраняются в структуре личности в «чистом виде», «поглощаются» новообразованиями последующего стабильного периода)

Слайд 13Особенности стабильных периодов
развитие осуществляется плавно, постепенно, путем скрытых микроскопических изменений, которые,

накапливаясь, обнаруживаются к концу возраста в виде возрастных психологических новообразований
имеют двухфазное строение (1 фаза – количественное накопление изменений, 2 фаза – накопленные изменения реализуются в психологическом плане)

Слайд 14Периодизация психического развития
- разделение процесса становления личности на периоды (возраста,

стадии)
- стадиальность развития — объективная реальность
- поиск научно обоснованных критериев периодизации — центральная проблема психологии развития


Слайд 15Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)
1. конкретно-историческая

природа детства и его отдельных периодов
2. в основе периодизации — диалектическая модель развития:
-психическое развитие — единство непрерывности и дискретности в развитии
- периодизация как смена стабильных и критических периодов развития
3. критерии периодизации (критерии разделения процесса онтогенетического развития личности на периоды):

- социальная ситуация развития
- ведущая деятельность
- психологические новообразования


Слайд 16Вклад Д.Б.Эльконина в разработку категории «ведущая деятельность»
1. деятельности в системе

«ребенок-общественный взрослый»

- деятельности по усвоению мотивов и норм отношений с людьми (ориентация в смыслах деятельности)

2. деятельности в системе «ребенок — общественный предмет»

- деятельности по освоению общественно выработанных способов действий с предметами
(освоение операционально-технической стороны деятельности)

Закон чередования (периодичности) разных типов деятельности


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика