Слайд 1Организация жизни аутичного ребенка
Организация пространственной среды
Слайд 2Жизненное пространство аутичного ребенка требует специальной организации
Пространство, в котором живет и
развивается аутичный ребенок приобретает для него особую терапевтическую значимость
Слайд 3По степени удаленности от места, где ребенок находится большую часть жизни
Детская
комната
Квартира
Ближайшая к дому территория
Слайд 4По виду деятельности
Бытовое
Игровое
Учебное
Ближайшее социальное окружение (территория, где ребенок общается со
взрослыми и сверстниками)
Слайд 5Условия: детская комната
Безопасность
Устойчивая мебель без острых углов (отсутствует «чувство края», в
состоянии аффекта не контролирует свои движения и действия)
Отсутствуют опасные предметы (предупреждения увлечений с опасными предметами; аффективных срывов)
Слайд 6Условия: детская комната
Обеспечение комфорта и уюта
Неяркие успокаивающие тона
Мягкое освещение
Слайд 7Условия: детская комната
Наличие необходимого оборудования
Парта или столик со стульчиком
Игрушки
Детские книжки
Материалы для
творчества
Спортивное оборудование
Слайд 8Игрушки
Деревянные и пластмассовые строительные наборы и конструкторы
Разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши
Звучащие игрушки
и набор игрушечных музыкальных инструментов
Игры для развития мелкой моторики
Развивающие настольно-печатные игры
Игрушки для сюжетно-ролевых игр
Слайд 9Детские книжки
Понятны и полезны для реального освоения окружающего мира (избегать слишком
абстрактных фантастических сюжетов)
Вызывают положительные эмоции (исключить книжки, где описаны страшные неадекватные ситуации)
Истории, которые нравятся ребенку используем для поддержания интереса к миру, для связи с повседневной жизнью
Слайд 10Спортивное оборудование
Шведская стенка, кольца, канат.
Разнообразные мячи
Обручи
Скакалки
Самокат
Велосипед
Слайд 11Условия: детская комната
Поддержание порядка
Фиксируемое место у предметов, вещей и игрушек (стереотипность
поведения)
Избегать установленной завершенности (раскачивание стереотипов, создание ситуаций адаптации)
Слайд 12Освоение бытовых навыков: квартира
«Обживание» пространства, осознание социальных смыслов, связанных с обыденным
течением жизни людей
Комментирование разнообразных бытовых моментов, объясняя смысл происходящего
Необходимо привлекать ребенка в работу по дому (главное не качество, а участие в выполнение домашних обязанностей), постепенно расширяя виды домашней работы
Слайд 13Игра: квартира
Затевать игру можно в любом месте квартиры
Свободное перемещение наполнит жизнь
ребенка новыми впечатлениями и полезными знаниями
Слайд 14Ближайшее социальное окружение
Территория за пределами квартиры – «вражеская территория»
Выявить негативные эмоции
страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми (могут не проявляться, либо зацикливается на нем)
Терапевтическая работа по коррекции страхов, потеря остроты страха
Слайд 15«Обживание» нового пространства
Детская площадка
Переживание положительных эмоций
Помощь во взаимодействии с другими
детьми и взрослыми (озвучивание намерений, предложение по продолжению контакта)
Постоянно наблюдать и в случае опасной или трудной ситуации подстраховать (замечания взрослых быстро увести, объяснить причинно-следственные связи, дать понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация; если аффективный срыв – дать возможность выплеснуть негативные эмоции, а потом объяснить)
Слайд 16«Обживание» нового пространства
Магазин
Учить выбирать необходимое и самостоятельно покупать (знакомый продавец
другой магазин, ярмарка )
Попросить нести сумку с продуктами
Слайд 17«Обживание» нового пространства
Прогулки
Необходимо разнообразить маршруты
Если противиться новому, можно расширять представления о
знакомом пути (светофор, дом, дорога)
Наблюдение за окружающим с комментариями и описаниями
Постепенно немного менять маршрут, мотивируя приятными ощущениями
Повторяться много раз разрешается
Слайд 18«Обживание» нового пространства
Дальние прогулки
Может быть острая реакция (плачет, мечется с криками
«Не хочешь!», тянет за руку): не уговаривать, не ругать, дать успокоиться и действовать по ситуации (остановиться, поговорить, попробовать продолжить путь или вернуться; возвращаясь, не напоминать о страхе, а обозначить нейтральную причину)
Постоянно пробовать расширять территорию
Слайд 19Правила освоения новой территории
Осваивать пространство постепенно
Готовиться к походу заранее
Приучать ребенка пользоваться
общественным транспортом
Осторожно выбирать места для посещения
Посещая новые места ограничивать время пребывания
Действовать по обстановке
Дома вспоминать и обсуждать увиденное, смаковать интересные детали