Определения памяти презентация

Содержание

Определения памяти Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Память – процесс кодирования,

Слайд 1 Психология





Яголковский С.Р.


Слайд 2Определения памяти
Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого

опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.
Память – процесс кодирования, хранения и воспроизведения информации (припоминания и узнавания).

Слайд 3
Кодирование – это преобразование информации в форму, в которой она может

храниться в памяти.
Хранение – это удержание информации в памяти для дальнейшего использования
Воспроизведение – восстановление информации из памяти


Слайд 4Виды памяти
1.По типу запоминаемого материала и 
характеру психической активности,
преобладающей в деятельности:  

двигательная - запоминание и воспроизведение движений, формирование  двигательных умений и навыков;

эмоциональная -сохранение в сознании переживаний и чувств;

образная -

запоминание и воспроизведение чувственных 
образов предметов и явлений, их свойств и наглядных связей и 
отношений между ними;

словесно-логическая - память на мысли, суждения или 
умозаключения. В ней закрепляется отражение
предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, 
связях и отношениях. 

Слайд 5Виды памяти
2. По характеру целей деятельности

Непроизвольная,

Произвольная.


Слайд 6Виды памяти
3. По времени закрепления и 
сохранения материала: 

 сверхкратковременная (сенсорная),

  кратковременная,

  долговременная. 


Слайд 7Функционирование памяти


Слайд 8Имплицитная память
Имплицитная память – опыт прошлого, который не осознаётся.

После слова «река»

другое слово «коса» вызывает ассоциацию речного берега. А если первым будет слово «расчёска», то слово «коса» вызовет ассоциацию девичьей косы.

При использовании  имплицитной памяти  происходит  повторение ранее усвоенной  деятельности без сознательного усилия.

Слайд 10Эксплицитная память
Эксплицитная память – опыт прошлого, который сознательно содержится в памяти.

Эксплицитная

память  требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.  

Слайд 11Сенсорная память
Сенсорная память (сенсорный регистр) — это сверхкратковременное хранилище информации.

Сенсорная

память - это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и если нет надобности запоминать увиденное или услышанное - сохраненное быстро замещается новой информацией. Если, например, долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, то потом глаз какое-то время «помнит» силуэт этого человека.


Слайд 12Виды сенсорной памяти
Иконическая память – память в зрительно воспринимаемой

сфере (250-500 мс.).

Эйдетическая (фотографическая) память - вид зрительной
памяти, связанный со способностью  четко, точно и детально, без затруднений,  помнить и восстанавливать 
зрительные образы виденного в течение достаточно длительного времени.

Эхоическая память – сенсорная память на звуки ( до 5-10 сек).
Увеличенная длительность связана с последовательным
разворачиванием звуков. Эхоическая память собирает звуки в
понятные совокупности.

Слайд 13Эксперимент Дж. Сперлинга


Слайд 14Причины исчезновения содержания

исчезновение следов (затухание)
поступление новой информации (интерференция)


Слайд 15Кратковременная память
Способ хранения информации: образы и звуки
Объем памяти: 5-9 элементов
Время

хранения: 20 – 30 сек.
Сохранение информации:
повторение
деление на смысловые куски

Информация исчезает при появлении новой информации (интерференция)


Слайд 16Рабочая память
Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация,

необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании.
Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени.
Объем рабочей памяти ограничен (мы не можем выполнять слишком много дел одновременно!).

Слайд 18Долговременная память
Долговременная память — это постоянное хранилище информации.

Объем долговременной

памяти практически не ограничен.

В ней содержится информация об всём пережитом, событиях, эмоциях, умениях, навыках, словах, категориях, правилах, суждениях, почерпнутых из сенсорных и кратковременных переживаний.

Долговременная память позволяет запоминать информацию, которая для человека имеет смысл.

Слайд 20Виды долговременной памяти
Декларативная память – это память о фактах и событиях.

Процедурная

память – это память о том, как совершать те либо иные действия.

Слайд 21Виды долговременной памяти
Эпизодическая память.
В ней содержится информация,  связанная с эпизодами 

личной жизни (например, посещение детского сада или поездки с отцом на рыбалку).

Семантическая память.
В ней содержится   более абстрактная информация 
(например, правила математики или законы философии).

Автобиографическая память — тип памяти, занимающий промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно отнесенные события и состояния, которые определяют самоидентичность личности.



Слайд 22Кривая забывания Г. Эббингауза (1885 г.)


Слайд 23Закон Йоста
Закон накопления и распределения повторений (закон Йоста).

Данный закон отвечает

на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?

Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза. Причем они могли делать или по 8 повторов за 3 дня, или по 4 повтора за 6 дней, или по 2 повтора за 12 дней. Последний этап давал максимальный эффект.

В упрощенной форме закон Йоста звучит так:
при фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Слайд 24Позиционный эффект


Слайд 25Позиционный эффект
U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового  номера элемента последовательности, 

предъявленной для запоминания. 

Начальный участок нисходящей ветви кривой  называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы  последовательности. 

Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего  запоминаются последние элементы. 

Средний участок кривой, соответствующий 
наихудшему запоминанию,  обусловлен действием 
ретро- и проактивного торможения.

Слайд 26Позиционный эффект
Ретроактивное торможение - негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за

заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.

Проактивное торможение - затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности.


Слайд 28Роль контекста при воспроизведении информации


Слайд 29Эффект фон Ресторф

«Эффект фон Ресторф» состоит в том, что в ряду

предложенных к запоминанию стимулов лучше запоминается тот, который чем-то выделяется на фоне остальных.

Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Испытуемые запоминали ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, буквы, цвета и т.д.). Оказалось, что для однородных пар уровень запоминания составлял 33%, а для разнородных— 74%.


Слайд 30Схемы Ф. Бартлетта
Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно

происходит в реальной жизни.

Методики повторной и сериальной репродукции.

Бартлетт выяснил, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, подходящим к тому, что он обозначил термином «схема».




Слайд 31Схемы Ф. Бартлетта
Схема -это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на

прошлом опыте субъекта.

Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними.

Слайд 32Эффект Б.В. Зейгарник
Эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся 

незаконченным действием. Это получило следующее объяснение: 
доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая,  возникая в начале действия, не разряжается  при незаконченном действии.

В исследованиях Б. В. Зейгарник было установлено, 
что испытуемые склонны запоминать прерванные 
задания лучше (и чаще),чем они запоминали 
завершенные задания. 

Слайд 33Верчение «на кончике языка»
Термин описывает состояние, когда мы чувствуем, что знаем нужное слово,  однако не можем 
вспомнить его. Исследования показали, что в таких случаях человек может  мгновенно вспомнить нужное 
слово, как только видит его в ряду других слов.


Слайд 34Повторное заучивание
Ребёнку читают текст на незнакомом языке ежедневно с 15

до 36 месяцев.
В возрасте 8 лет просят воспроизвести. Не может. Читают несколько отрывков на этом же языке. Отрывок из детства не опознаётся.
Просят выучить цитату из этого текста. Выучивает на 25% быстрее, чем подобные по сложности на этом незнакомом языке.
Это метод лучше всего оценивает память.

Слайд 35Ложные воспоминания

Память можно «подправить» с помощью дезинформации.

Эксперименты Ф. Лофтус со

симуляцией автомобильной аварии.
Половина испытуемых получала недостоверную информацию об этой аварии, в то время как другая половина не подвергалась дезинформации.
В конце все испытуемые пытались вспомнить обстоятельства происшествия.
Те, кто выслушивал недостоверную информацию, пытались подстроить под нее свои воспоминания. При этом воспоминания тех, кто не получал ложных сведений, были гораздо более точными.

Слайд 36Причины забывания
Интерференция – новая информация способствует забыванию старой.
Отсутствие напоминающих стимулов.
Вытеснение

и подавление.
Неупотребление (в ряде случаев, но не всегда).

Слайд 37Усвоение и забывание в зависимости от состояния


Слайд 38Забывание и запоминание во сне и бодрствовании


Слайд 39Реминисценция

Реминисценция - более полное и точное
воспроизведение сохраненного в  памяти материала по

сравнению с первоначально запечатленным (заученным). 

Воспроизведение (спустя некое время после запоминания)
того, что при непосредственном восприятии было как бы 
недоступно. 

Особенно часто проявляется при работе с большим объемом 
логически или предметно связанного
материала, оказывающего на человека эмоциональное 
воздействие. 

Слайд 40Нарушения памяти
Антероградная амнезия – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы.
Ретроградная

амнезия – трудности с припоминанием информации, полученной до травмы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика