Оформление результатов научного исследования в педагогике и психологии. (Тема 3) презентация

Содержание

Тема 3. Оформление результатов научного исследования в педагогике и психологии Содержание 3.1. Назначение представления результатов исследования 3.2. Формы представления результатов

Слайд 1
Тема 3.
Оформление результатов научного исследования

Фишман Борис

Ентильевич
профессор, д.п.н., к.ф.-м.н.
профессор кафедры педагогики
ФГБОУ ВПО «ПГУ имени Шолом-Алейхема»

Учебная дисциплина
«Основы научных исследований»


Слайд 2Тема 3. Оформление результатов научного исследования в педагогике и психологии


Содержание

3.1. Назначение представления результатов исследования
3.2. Формы представления результатов психоло- го-педагогического исследования
3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования
3.4. Критерии качества результатов исследова- ния.


Слайд 3 Накопленные в результате выполнения науч- ного исследования результаты и

их интерпрета- ция составляют научную информацию, которая может быть первичной либо вторичной. Первичная информация – это релевантная (от англ. relevant – существенный) информация, обобщение результата конкретного научного ис-следования, включающее выявленные законо-мерности. Она представляется в виде научного документа, формами которого могут быть: - краткое сообщение (сжатое изложение результатов проведенного исследования с целью оперативного и четко- го информирования о выполненной работе на любом эта- пе исследований);

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 4 - научный доклад (опубликованный в печати или про- читанный

в виде публичного сообщения перед научной общественностью) ; - тезисы доклада (опубликованные до начала научной конференции материалы предварительного характера, обычно в виде аннотации, реферата или краткого сообщения)); - научная статья (содержит материалы о состоянии исследования); - монография/

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 5 Особую форму научного документа представ-ляет научный отчет -

документ, содержащий подробное описание методики, хода исследо- вания (разработки), результаты, а также выво- ды, полученные в итоге выполнения научно-ис- следовательской или опытно-конструкторской работы. В отличие от вышеперечисленных других научных документов, научный отчет, как правило, рукописное издание ограниченного распространения, назначение которого – исчер-пывающе осветить выполненную работу (как правило, исследовательским коллективом) по ее завершению или за определенный период.

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 6 Вторичная информация может быть:

- обзорной (систематизированные научные данные по конкретной научной теме, основанные на анализе литературных источников либо собст-венной первичной информации); - реферативной (в виде аннотаций, резюме и рефератов опубликованных научных документов); - авторской аннотации – краткой характеристики содержания, целевого назначения публикации, ее чита-тельского адреса, обычно представляемой автором вмес-те с рукописью;

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 7 - в форме резюме (от фр. resumer –

излагать вкратце) – перечисление основных выводов, подытоживающих со- держание публикации; главное его назначение – дать ин- формацию, на основе которой читатель мог бы принять решение, читать или не читать эту публикацию (поме- щается либо перед основным текстом либо в конце ее;
- в форме реферата (от лат. referre – сообщать, докла- дывать) – краткое изложение основного содержания письменного документа (реферат составляется либо работником информационной службы, либо самим автором – автореферат) ;

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 8 - в сигнальной форме (различной степени сжатости с

целью предварительного оповещения – в частности, препринт); - в справочной форме (систематизированные краткие сведения в определенной области знания). При представлении результатов исследова-ния в виде печатного труда автору, как правило, предлагается выделить ключевые слова, т.е. те слова или словосочетания, которые наиболее полно и специфично характеризующие содер-жание всего научного документа или его части.

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 9На основании ключевых слов составляется поис- ково-информационный аппарат, облегчается по- иск представленных в

литературе сведений по конкретному вопросу как в печатных изданиях, так и в электронных изданиях. Диссертация также представляет научный труд. Главная ее особенность состоит в том, что это – научно-квалификационная работа. В энциклопе- диях дано такое определение: «Диссертация (от латинского dissertatio – рассуждение, исследова- ние) – научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой степени.

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 10 В основу этого определения положено толко-вание В.И.Даля, сделанное

им еще в 19-ом веке: «Диссертация… -- небольшое ученое сочинение с целью доказать одно или несколько научных положений. Диссертации пишутся на получение ученых степеней». Отличительной особенностью диссертации от других видов научных работ (мо-нографий, статей, докладов, тезисов и т.д.) явля- ется то, что она должна быть индивидуальной, свидетельствующей о личном вкладе в науку соискателя, как автора самой работы. По диссер- тации, по способности защитить публично ее ос- новные научные положения, можно сделать вы-вод о научной квалификации соискателя.

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 11 Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры,

содержащее составленный автором реферат проведенного им исследова- ния, представленного на соискание ученой сте- пени.
Условно вид представления научных резуль- татов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компью- терные версии. Все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, сим- волической и графической информации.

3.1. Назначение представления результатов исследования


Слайд 12 Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры,

содержащее составленный автором реферат проведенного им исследова- ния, представленного на соискание ученой сте- пени.
Условно вид представления научных резуль- татов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компью- терные версии. Все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, сим- волической и графической информации.

3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 13 Варианты представления информации:
- вербальная форма

(текст, речь, основной способ передачи информации - слово),
- графическая (схемы, графики),
- символическая (знаки, формулы),
- предметно-образная (макеты, вещественные моде- ли, фильмы и др.).
Вербальная форма описания результатов.
Любое научное сообщение — это, прежде все- го, текст, организованный по определенным правилам.
Существуют два вида текстов:
- на естественном языке ("природном", обыденном),
- на научном языке.

3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 14 Любое представление результатов исследо- вания - текст "смешанного"

вида. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время про- исходит взаимопроникновение языков житейс- кого и научного: научные термины входят в по- вседневное обращение, а наука черпает из ес- тественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.
Главное требование к научному тексту: по-следовательность и логичность изложения, не- загруженность текста избыточной информаци- ей. Вполне уместно использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.


3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 15 В научном тексте, в отличие от литературного

текста или от повседневной речи, много клише - преобладают устойчивые структуры и обороты (научный язык сходен с "канцеляритом" - бюро- кратическим языком деловых бумаг). Здесь вни- мание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосре- доточивается на значимой информации: сужде- ниях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
Научный текст состоит из высказываний. Каж- дое высказывание имеет определенную логичес- кую форму. Основные логические формы выска- зывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпири- ческий материал;

3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 16 2) дедуктивное - логический вывод от общего к

частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскры- тие содержания одного текста посредством создания другого.
Графическая форма описания результатов. Графическое (пространственно-образные) опи- сания - традиционный способ кодирования на- учной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно предста- вить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.




3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 17 Основные формы графического представле-ния научной информации:

- топологические,
- метрические.
Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих то- пологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориенти- рованными или неориентированными отрезка- ми). Виды графов:
1) планарные; 2) пространственные; 3) ориентирован- ные (отрезки-векторы); 4) неориентированные; 5) связ- ные; 6) несвязные.



3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 18 При описании результатов психологических исследований графы используются

очень часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несим- метричных графов. Схема функциональной си- стемы П.К.Анохина, схема психологической функ-циональной системы деятельности В.Д. Шадри- кова, модель концептуальной рефлекторной ду- ги Е.А.Соколова — примеры ориентированных графов. Социограмма также является примером ори-ентированного графа.




3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 19 Наряду с графами в психологии применяются и

пространственно-графические описания, в ко- торых учитывается структура параметров и от-ношения между элементами (либо метрические, либо топологические). "Куб" Д. Гилфорда представляет хорошо из- вестное описание структуры интеллекта. Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка").
Другие графические формы: диаграммы, гис-тограммы, полигоны распределения, а также различные графики.



3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 20 Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений

между величи- нами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столб- цов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам. Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади. Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гисто- граммы и полигоны распределения). Гистограм- ма - это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке.

3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 21 При построении гистограммы по оси абсцисс откладывают

значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из проме-жутков, деленные на длину промежутков. В ре-зультате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоу-гольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответ- ствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.


3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 22 Рекомендации по построению графиков:
1. График

и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен "сам по себе" и вклю- чать все необходимые обозначения.
3. На одном графике нежелательно изображать боль- ше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифра- ми.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.


3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 23 Числовые значения величины - наиболее важный способ представления

результатов научной работы:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);
4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.
Существующие компьютерные пакеты статис- тической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для пред- ставления их в научной публикации.



3.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 243.2. Формы представления результатов психолого-педагогического исследования


Слайд 25 Материалы рукописей, содержащих результаты исследования (например, ВКР) следует

оформлять по правилам, которые установлены для оформле- ния научно-технической документации, научных статей и отчетов. Такие правила введены несколь- кими статьями ГОСТа и системой СИБИД – стандар- тов по информации, библиотечному и издательско- му делу.
Основной документ: «ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Правила оформления списка исполь- зованных источников устанавливает «ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»).

3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 26Заметим, что правильно оформить библиографи-ческий список помогут примеры, приведенные на странице

Библиогр. списки в ГОСТ 7.1-2003.
Общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а также правила для тех случаев, когда единая про- цедура оформления будет содействовать обме- ну информацией, совершенствуя обработку отче- та в информационной системе установлены в стандарте «ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-иссле- довательской работе. Структура и правила оформления».
Рассмотрим требования указанного ГОСТа.

3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 27 В нем установлены следующие структурные элементы отчета

о НИР :
- титульный лист;
- список исполнителей;
- реферат;
- содержание;
- нормативные ссылки;
- определения;
- обозначения и сокращения;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.




3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 28 Титульный лист является первой страницей отчета о

НИР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации;
- наименование организации-исполнителя НИР;
- индекс Универсальной десятичной класси- фикации (УДК); - коды Высших классификационных группи- ровок Общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции для НИР (ВКГОКП),предшеству­ ющих постановке продукции на производ- ство;




3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 29 - номера, идентифицирующие отчет;

- грифы согласования и утверждения;
- наименование работы;
- наименование отчета;
- вид отчета (заключительный, проме- жуточный);
- номер (шифр) работы;
- должности, ученые степени, ученые зва- ния, фамилии и инициалы руководителей организации-исполнителя НИР, руководи- телей НИР; - место и дату составления отчета.





3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 30

Список исполнителей
В список исполнителей должны быть включе-ны фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, от- ветственных исполнителей, исполнителей и со- исполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы. Если отчет выполнен одним исполнителем, то его должность, ученую степень, ученое зва- ние, фамилию и инициалы следует указывать на титульном листе отчета.
Реферат
Общие требования к реферату на отчет о НИР - по ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) «Система стандар- тов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования».








3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 31 Реферат должен содержать:
- сведения об объеме

отчета, количестве ил- люстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;
- перечень ключевых слов;
- текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отче- та, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова при- водятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.






3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 32 Текст реферата должен отражать: - объект

исследования или разработки; - цель работы; - метод или методологию проведения работы; - результаты работы; - основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики; - степень внедрения; - рекомендации по внедрению или итоги внед- рения результатов НИР; - область применения; - экономическую эффективность или значи- мость работы; - прогнозные предположения о развитии объекта исследования.





3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 33 Если отчет не содержит сведений по какой-ли- бо из

перечисленных структурных частей рефе­ рата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняет- ся.
Содержание
Содержание включает введение, наименова- ние всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с ко-торых начинаются эти элементы отчета о НИР.





3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 34 При составлении отчета, состоящего из двух и более

частей, в каждой из них должно быть свое содержание. При этом в первой части помещают содержание всего отчета с указанием номеров частей, в последующих — только содержание соответствующей части. Допускается в первой части вместо содержания последующих частей указывать только их наименования.
В отчете о НИР объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.





3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 35 Нормативные ссылки

Структурный элемент «Нормативные ссылки» содержит перечень стандартов, на которые в тексте стандарта дана ссылка. Перечень ссылочных стандартов начинают со слов: «В настоящем отчете о НИР использованы ссылки на следующие стандарты». В перечень включают обозначения стандартов и их наименования в порядке возрастания реги- страционных номеров обозначений.





3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 36 Допускается определения, обозначения и со-кращения приводить в

одном структурном эле-менте «Определения, обозначения и сокраще-ния».
Введение
Введение должно содержать оценку совре-менного состояния решаемой научно-техничес­ кой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимос- ти проведения НИР, сведения о планируемом на- учно-техническом уровне разработки, о патент- ных исследованиях и выводы из них, а также сведения о метрологическом обеспечении НИР.






3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 37 Во введении должны быть показаны акту- альность и

новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работа- ми. Во введении промежуточного отчета по этапу НИР должны быть приведены цели и задачи эта- па исследований, их место в выполнении НИР в целом.
Во введении заключительного отчета о НИР помещают перечень наименований всех подго- товленных промежуточных отчетов по этапам и их инвентарные номера.







3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 38

Основная часть
В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР. Основная часть должна содержать:
а) выбор направления исследований, вклю- чающий обоснование направления иссле- дования, методы решения задач и их срав- нительную оценку, описание выбранной об- щей методики проведения НИР;







3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 39 б) процесс теоретических и (или) эксперимен-

тальных исследований, включая определе- ние характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, ме- тоды расчета, обоснование необходимос- ти проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объек- тов, их характеристики;








3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 40 в) обобщение и оценку результатов исследо-

ваний, включающих оценку полноты реше- ния поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оцен- ку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результа- тами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрица­ тельные результаты, приводящие к необ- ходимости прекращения дальнейших исследований.







3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 41 Представление в отчете данных о свойствах веществ

и материалов выполняется в соответст-вии с требованиями «ГОСТ 7.54-88 Система стан-дартов по информации, библиотечному и издательско- му делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических докумен­ тах. Общие требования».
Единицы физических величин приводятся в соответствии с «ГОСТ 8.417-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин».







3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 42

Заключение
Заключение должно содержать: - краткие выводы по результатам выполнений НИР или отдельных ее этапов; - оценку полноты решений поставленных за- дач; - разработку рекомендаций и исходных дан- ных по конкретному использованию резуль- татов НИР; - оценку технико-экономической эффектив- ности внедрения; - оценку научно-технического уровня выпол- ненной НИР в сравнении с лучшими дости­ - жениями в данной области.








3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 43 Список использованнык источников

Список должен содержать сведения об ис-точниках, использованных при составлении от- чета. Сведения об источниках приводятся в со- ответствии с требованиями «ГОСТ 7.1-84. Систе- ма стандартов по информации, библиотечному и из- дательскому делу. Библиографическое описание доку- мента. Общие требования и правила составления».
Приложения
В приложения рекомендуется включать мате- риалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включе- ны в основную часть.










3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 44 В приложения могут быть включены:

- промежуточные математические доказатель- ства, формулы и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых дан- ных;
- протоколы испытаний;
- описание аппаратуры и приборов, применя- емых при проведении экспериментов, изме- рений и испытаний;
- заключение метрологической экспертизы;
- инструкции, методики, разработанные в про- цессе выполнения НИР;
- иллюстрации вспомогательного характера;











3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 45 - копии технического задания на НИР, програм-

мы работ, договора или другого исходного документа для выполнения НИР;
- протокол рассмотрения выполненной НИР на научно-техническом совете;
- акты внедрения результатов НИР и др.
В приложения к отчету о НИР, предшествую-щему постановке продукции на производство, должен быть включен проект технического зада- ния на разработку (модернизацию) продукции или документ (заявка, протокол, контракт и др.), содержащий обоснованные технико-экономи­ ческие требования к продукции.











3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 46 В приложения к отчету о НИР, в

составе кото- рой предусмотрено проведение патентных ис- следований, должен быть включен отчет о па- тентных исследованиях, оформленный в соот- ветствии с «ГОСТ 15.011-82. Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок про­ ведения патентных исследований».
Библиографический список публикаций и патентных документов, полученных в результате выполнения НИР, должен быть представлен в соответствии с «ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требо-вания и правила составления».











3.3. Нормативные требования к представлению результатов исследования


Слайд 47 В соответствии с теорией стадий развития общества

(Э. Тоффлер) наша страна вступила в так называемую «третью волну» своего разви- тия, означающую активное распространение ин- формационных инфраструктур и использование технологий создания новых знаний. В период третей волны новые знания становятся наибо- лее ценным и самодостаточным продуктом, который обеспечивает высокие темпы развития всех сфер общественной жизни. Сегодня, как никогда ранее, стала высокой значимость науч- ного продукта для развития всего общества. По- этому сейчас велики требования к качеству и ре-зультатов исследования, и их представления.










3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 48 В то же время нередкими стали явления

не-добросовестной практики научных исследова- ний. Фальсификация экспериментальных дан- ных, плагиат, латентные факторы систематичес-ких ошибок в данных – это далеко не полный перечень причин недобросовестной практики научных исследований. Известная субъективность любого исследо-вателя и присущие ему человеческие страсти стали явными причинами появления и утвержде-ния парадигмы «презумпции виновности учено- го». Эта парадигма утверждает, что любой науч- ный продукт ученого должен находиться под тщательным контролем всего общества.









3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 49 С другой стороны, ученый обязан всячески, с

сохранением максимальной прозрачности, обес- печить качество своих научных исследований.
Угрозами качеству исследований являются: - нарушение этических принципов исследования; - обман и фальсификация материалов исследования; - сокрытие конфликта интересов; - низкое качество планирования исследования; - неоптимальное распределение авторского вклада в исследование; - недостаточное качество статистического анализа результатов исследования.









3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 50 При планировании любого научного исследо-вания, в

первую очередь, необходимо исключить возможные систематические ошибки, наличие которых может полностью нивелировать усилия исследователей на этапе анализа полученных данных. Отметим, что честность и добросовестность, в сравнении с компетентностью, являются более ценными качествами ученого. Ведь компетент- ность может увеличиться со временем, а плохие нравы обычно являются более устойчивой ха-рактеристикой индивидуума.





3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 51 Исходя сказанного, в недавней публикации сотрудников наиболее

развитой национальной правительственной организации (США) по конт- ролю за качеством научных исследований (Office of Research Integrity - ORI) первый пункт рекомен- даций звучит следующим образом: «необходимо создать климат нулевой терпимости к явлениям недобросовестной практики научных исследова- ний». Этот тезис означает нулевую терпимость, прежде всего, к обману со стороны ученых и высокий приоритет этических и правовых прин- ципов, соблюдение которых позволяет избежать грубых систематических ошибок. Все это опреде- ляет главное место вопросов этики в иерархии методологии исследований.






3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 52 Одним из наиболее распространенных факто-ров систематической ошибки

в исследованиях являются различные конфликты интересов, ко-торые могут быть обусловлены желанием иссле- дователя получить запланированный результат. Определения конфликта интересов Всемирной ассоциации медицинских редакторов кратко и емко раскрывает основную сущность данного явления:«... это некий факт, известный участни-кам процесса публикации, который в случае раскрытия после опубликования отчета об ис-следовании может у рационально мыслящего читателя вызвать ощущение, что его обманыва-ют или вводят в заблуждение (или у автора, ре-цензента, редактора - желание оправдываться)...





3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 53 Они (факты) могут быть личными, коммерчески-ми, политическими, академическими или финан-совыми.

К последним относят сохранение рабо-чего места, финансирование научных проектов (полученное или перспективное), владение акци-ями, патентами или долями предприятия, полу-чение гонораров за лекции, командировки и кон-сультации, нефинансовую поддержку или любой доверительный интерес в компании». Приведен-ное определения конфликта интересов Всемир-ной ассоциации медицинских редакторов кратко и емко раскрывает основную сущность данного явления.
Национальная академия наук США рекомендо- вала осуществлять открытое заблаговременное раскрытие конфликта интересов в публикации.






3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 54 Наиболее серьезным проявлением недобро-совестной практики научных исследований

яв-ляются фальсификация данных и плагиат. Для предотвращения этих явлений необходимо обес-печить: доступ к первичным данным исследова- ния и свободный доступ к текстам научных отче- тов, прежде всего к текстам диссертаций. Существует распространенное мнение, что обеспечение открытого доступа к материалам исследования - деликатный вопрос. На самом деле первичный материал исследования не яв-ляется собственностью автора с точки зрения классической науки. Как правило, в сборе дан-ных участвуют многие специалисты, так что пер- вичный материал является, в определенной сте- пени, общественной собственностью.






3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 55 Учет и оценка авторского вклада в исследова-ние

всегда являлись актуальными вопросами науки. При продвижении новых знаний с лич-ностного уровня на уровень общественного зна-ния эта задача становится еще острее на фоне увеличения популярности науки и стремления каждого ученого одержать победу в академичес-ком соревновании. Следствием проблем в сфере оценки автор-ского вклада в исследование является значи-тельное «постарение» научной элиты страны и трудности роста молодых ученых. За рубежом целесообразность объявления авторских вкла-дов в исследование уже давно не обсуждается. Чаще идут дискуссии о том, что считать авторс-ким вкладом.






3.4. Критерии качества результатов исследования


Слайд 56ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
1. Укажите, пожалуйста,

какие структурные элементы отчета о НИР являются обязательными в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.

2. Возможен ли конфликт интересов в студен-ческом исследовании?
Если «Нет», то почему? Если «Да», то какие варианты конфликта возможны?

3. Почему в теоретическом материале по дан-ной теме уделено значительное внимание обсуж-дению критериев качества самого исследования и не рассмотрены критерии качества представле-ния результатов исследования?


Тема 3. Оформление результатов научного исследования в педагогике и психологии


Слайд 57 БЛАГОДАРЮ

ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика