Общий психологический практикум. Часть ii презентация

Содержание

П Л А Н ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Слайд 1ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ЧАСТЬ II.

Преподаватель

Лободинская Елена Алексеевна

info@elenalobodinskaya.ru

Московский институт психоанализа
Москва
2018


Слайд 2П Л А Н

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
ПАМЯТЬ
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Слайд 3Психические явления


Слайд 4Лабораторные работы:

1. Методика «Специфика восприятия»
2. Методика «Исследование восприятия времени»
3. Методика «Исследование

познавательного контроля при восприятии»

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ


Слайд 5Ощущение – форма психического отражения, которое представляет собой построение образов отдельных

свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними; процесс первичной (сенсорной) обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

ОЩУЩЕНИЯ


Слайд 6Модальность ощущений;
Интенсивность ощущения;
Протяженность ощущения в пространстве;
Длительность ощущения;
Ясность ощущения.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЯ


Слайд 7По количеству органов чувств:
обоняние,
вкус,
осязание,
зрение,
слух.
По субъективной различимости (по модальности):


зрительные,
слуховые,
вестибулярные,
осязательные,
обонятельные,
вкусовые,
двигательные (мышечные),
болевые и висцеральные (импульсы от рецепторов внутренних органов) ощущения.

КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ


Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ Англ. физиологом Ч. ШЕРРИНГТОНОМ (1906)


Слайд 9ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ


Слайд 10Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Сложный психофизиологический процесс

формирования перцептивного образа. Иногда термином восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

ВОСПРИЯТИЕ (англ. Perception)


Слайд 111. Основные свойства:
Модальность;
Интенсивность.
2. Свойства более высокого уровня:
Предметность;
Целостность;
Константность;
Структурность;
Категориальность.
3. Новые свойства

следующего уровня:
Избирательность;
Осмысленность.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ


Слайд 12Активный характер восприятия: нормальное восприятие в принципе не может быть статичным.

С

активным характером восприятия связан феномен перцептивной адаптации (изменение содержания перцептивного образа во времени в условиях неизменной стимуляции).

Свойства образов восприятия


Слайд 13Зрительное;
Слуховое;
Осязательное;
Вкусовое;
Обонятельное.
Важную роль играют двигательные (кинестезические) ощущения.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ


Слайд 14Методика: СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ
Цель: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании

предметов.
Материал и оборудование:
набор мелких предметов для
тактильного распознавания
(булавка, ключ, ватка и т.п.),
повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования:
Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится индивидуально с каждым испытуемым.

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ Лабораторная работа №1


Слайд 15Протокол исследования «Специфика восприятия»
Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен


на одном общем бланке.

Слайд 16Методика: ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
Цель: Исследовать степень точности восприятия.
Процедура проведения:
1-я серия.

Определение точности восприятия отрезков времени в 3, 50, 10, 17 секунд.
Экспериментатор отмечает отрезки времени ударом карандаша по столу, а испытуемый, не прибегая к счету или другому средству, оценивает и записывает в бланке ответов продолжительность каждого промежутка времени в секундах.
2-я серия. Исследование степени точности восприятия времени в
1 секунду.
Экспериментатор просит испытуемого определить неизвестный для последнего промежуток времени, например, в 10 секунд, ограничивая начало и конец данного периода ударом карандаша по столу. Между ударами карандаша испытуемый должен отсчитать про себя количество секунд.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ Лабораторная работа №2


Слайд 17Обработка результатов
«Исследование восприятия времени»
где C1 – сумма разности от времени предъявления

(сумма ошибок испытуемого в секундах);
С2 – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором;
T – процентная точность оценки интервалов времени.

Слайд 18 Эффект Струпа - затруднение в назывании цвета, которым

написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации разработал J. P. Stroop
в 1935 г. 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ Лабораторная работа №3


Слайд 19Методика: Исследование познавательного контроля при восприятии (Тест Струпа)
Цель: Определить свойства познавательного

контроля при его влиянии на процесс
зрительного восприятия.
Материал и оборудование: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги и секундомер.
Процедура исследования: Исследование проводится индивидуально, состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ Лабораторная работа №3


Слайд 20Обработка результатов
Результатами данного исследования являются показатели времени

выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.
Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:
П = Т3 – T2,
где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.
Интерпретация и анализ результатов.
Чем больше П, тем больше интерференция, больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии.
Чем показатель П ближе к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.
Если П со знаком минус, то испытуемый не придерживался указаний экспериментатора работать «как можно быстрее». В этом случае исследование нужно повторить.

«Исследование познавательного контроля при восприятии»


Слайд 21Лабораторные работы:

4. Батарея методик «Профиль кратковременной памяти»
5. Методика «Оперативная память»
6. Методика

«Изучение преобладающего типа запоминания»
7. Методика «Пиктограмма»
8. Методика Джекобсона
9. Методика «Продуктивность запоминания» (Н.Н. Корж)

ПАМЯТЬ


Слайд 22Память — это психический познавательный процесс, отражающий собственный опыт, заключающийся в

запечатлении, запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении, забывании информации и образов.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.

ПАМЯТЬ


Слайд 23
ПАМЯТЬ
ВИДЫ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРОЦЕССЫ
ПУТИ РАЗВИТИЯ:
Забывание;
Запоминание;
Сохранение;
Воспроизведение.
Непроизвольный;
Произвольное;
Механический;
Логический.
По характеру психической активности;
По характеру целей деятельности;
По времени закрепления

и сохранения материала.

формирование познавательных интересов, установки на запоминание
овладение приемами логического запоминания
повышение у обучаемых чувства ответственности за овладение прочными знаниями, навыками
организация систематического повторения пройденного материала и его применение на практике
самовоспитание, тренировки памяти и др.


Слайд 24Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод

новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
Сохранение - фаза памяти, характеризующая долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.
Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в актуализации прошлого опыта, усвоенных ранее знаний, пережитых чувств.
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ


Слайд 25По характеру психической активности:
Двигательная (моторная) - запоминание и воспроизведение движений;
Эмоциональная

- запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства;
Наглядно-образная - запоминанием и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений, их свойств, наглядно данных связей и отношений между ними;
Словесно-логическая - специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем;
По характеру целей деятельности:
Непроизвольная - человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий.
Произвольная - позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что ему нужно в данный момент.
По времени закрепления и сохранения материала:
Кратковременная - базируется на автономном распаде следов памяти;
Долговременная - основывается на необратимых, не подлежащих распаду следов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ


Слайд 26Объем памяти — количество объектов, припоминаемых сразу же после их восприятия

(объем кратковременной памяти, объем долговременной памяти).
Скорость памяти — измеряется количеством временили числом повторений, необходимых данному субъекту для запоминания определенного объема материала.
Прочность — сохранение заученного материала и скорость его забывания.
Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков.

КАЧЕСТВА ПАМЯТИ


Слайд 27Наиболее популярными методиками для изучения памяти являются:
Исследование объема кратковременной памяти;
Исследование

преобладающего типа запоминания;
«Оперативная память»;
«Память на образы»;
«Память на числа»;
«Логическое и механическое запоминание»;
«Исследование объема эмоциональной памяти» и др.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ


Слайд 28Батарея методик «Профиль кратковременной памяти»
Методика 1
Цель: Определение объема непроизвольной кратковременной памяти.
Процедура

исследования. Цель работы должна быть неизвестна испытуемым до окончания исследования. Материал предъявляется на слух.
Методика 2:
Цель: Определение объема произвольной кратковременной памяти.
Процедура исследования. Экспериментатор зачитывает испытуемым список слов, затем спустя 2-3 минуты испытуемые должны вспомнить и записать прочитанные слова.
Методика 3:
Цель: определение объема опосредованной произвольной кратковременной памяти.
Процедура проведения: Экспериментатор зачитывает список слов, делая паузой между словами 5-6 секунд. Во время паузы испытуемый символически изображает каждое слово для последующего его воспроизведения.

ПРОФИЛЬ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ Лабораторная работа №4


Слайд 29Методика «Оперативная память»
Цель: Исследование особенности оперативной памяти.
Материал и оборудование: бланк ответов,

ручка, секундомер, набор чисел.
Процедура проведения. Экспериментатор
зачитывает ряд чисел. Испытуемые
выполняют сложение чисел в уме
согласно инструкции. Время работы
в каждой пробе ограничено 15-ю секундами.
Числа читаются внятно, четко, с интервалом.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ Лабораторная работа №5


Слайд 30Методика «Изучение преобладающего типа запоминания»
Цель: Определение преобладающего типа запоминания.
Материал и оборудование:

бланк ответов, ручка, секундомер, четыре группы слов (по 10 слов в каждой) для запоминания, записанные на отдельных карточках: для слухового запоминания; для зрительного; для зрительно-слухо-моторного запоминания; для зрительно-слухового.

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ЗАПОМИНАНИЯ Лабораторная работа №6


Слайд 31Методика «Пиктограмма»
Цель: Определение продуктивности опосредствованного запоминания на основе анализа рисунков.
Материал и

оборудование: чистый стандартный
лист бумаги, ручка, секундомер,
перечень слов и словосочетаний.
Процедура проведения. Испытуемым раздаются
стандартные одинаковые листы бумаги. Слова и
словосочетания читаются с интервалом не более
30 с. Перед каждым словом или словосочетанием
называется его порядковый номер, который
записывается испытуемым, а затем уже
выполняется рисунок.

ПИКТОГРАММА Лабораторная работа №7



Слайд 32Методика Джекобсона
Цель: определение объем кратковременного запоминания.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя

наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить
с одним испытуемым и с группой
из 8 – 16 человек. Оно состоит
из четырех аналогичных серий.
коэффициент объема памяти, вычисляют
по формуле:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ПО МЕТОДУ ДЖЕКОБСОНА Лабораторная работа №8


Слайд 33Методика «Продуктивность запоминания» (Н.Н. Корж)
Цель: оценка продуктивности запоминания как комплексного показателя

уровня памяти.
Материал и оборудование: бумага, ручка, часы с секундной стрелкой.
Процедура исследования: Проведение методики предполагает выполнение испытуемыми трех заданий,
которые предваряются инструкцией.
Задание 1. «За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке запишите слова с их порядковыми номерами».
Задание 2. «Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами. Время на запоминание – 40 секунд».
Задание 3. «В течение 10 секунд внимательно рассматривайте фигуры, а затем попытайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру».
количество правильно воспроизведенных элементов
количество предлагаемых элементов х 100 = %


ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ Лабораторная работа №9


Слайд 34Лабораторные работы:
10. Тест Пьерона-Рузера «Концентрация внимания»
11. Методика «Избирательность внимания»

(Г. Мюнстерберг)
12. Методика «Тест решения»
13. Методика Корректурная проба Бурдона-Анфимова
14. Методика «Красно-черная таблица» Горбова

ВНИМАНИЕ


Слайд 35Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или

идеальных объектах.  Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

ВНИМАНИЕ


Слайд 36Под Направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение

из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.
Под Сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ


Слайд 37 ВИДЫ ВНИМАНИЯ:
Произвольное;
Непроизвольное;
Послепроизвольное.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:
Устойчивость;
Переключаемость;
Избирательность;
Объем;
Концентрация;
Распределение;
Отвлекаемость.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНИМАНИЯ


Слайд 38ВНИМАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
Объем 7± 2 объекта;
Полная устойчивость сохраняется до 15-20 минут;
В течении 1

сек можно 3-4 раза переключить внимание.

ПУТИ РАЗВИТИЯ:

воспитание сознательного отношения человека к своей деятельности, разъяснение ее значимости и необходимости;
правильная постановка и разъяснение учебных вопросов на занятиях;
повышение интереса к занятиям;
сближение содержания занятия с жизнью;
поддержание организованности и дисциплины на занятиях;
развитие воли и характера.


Слайд 39Распространенными методиками для изучения внимания являются:
«Корректурная проба Бурдона»;
«Исследование избирательности внимания»;
«Исследование концентрации

внимания»;
«Исследование переключения внимания»;
«Красно-черная таблица» Горбова;
«Перепутанные линии» (Методика А. Рисса) и др.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ


Слайд 40Тест Пьерона-Рузера «Концентрация внимания»
Цель: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование:
бланк

теста Пьерона-Рузера,
карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование
можно проводить с одним испытуемым
или с группой из 5-9 человек.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Лабораторная работа №10


Слайд 41Методика «Избирательность внимания» (Г. Мюнстерберг)
Цель: определение избирательности внимания.
Материал и оборудование: тестовый

бланк, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование проводится в парах,
состоящих из экспериментатора и
испытуемого.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ Лабораторная работа № 11


Слайд 42Методика «Тест решения»
Цель: определения уровня устойчивости, концентрации и переключения внимания.
Материал и

оборудование:
секундомер, бланк методики.
Процедура исследования:
Испытуемым предлагается бланк,
который содержит 40 задач
на сложение или вычитание
двухзначных чисел. Время
на выполнение методики 10 мин.

ТЕСТ РЕШЕНИЯ Лабораторная работа №12


Слайд 43Методика Корректурная проба Бурдона-Анфимова
Цель: Исследование устойчивости и концентрации внимания.
Материал и оборудование:


секундомер, ручка, стимульный
материал (корректурный лист).
Процедура исследования:
В течение опыта экспериментатор
фиксирует 30-ти секундные
промежутки времени. Испытуемый
вычеркивает и обводит в кружок
определенные буквы.

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРБОНА-АНФИМОВА Лабораторная работа №13


Слайд 44Методика «Красно-черная таблица» Горбова
Цель: Определить уровень переключаемости внимания.
Материал и оборудование: бланк

для записи, ручка, секундомер, стимульный материал (таблица с красными и черными числами).
Процедура исследования Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания (первое задание), затем красные числа в убывающем порядке (второе задание). Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

КРАСНО-ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА ГОРБОВА Лабораторная работа №14


Слайд 45Методика «Красно-черная таблица»
Т = Т3 – (T1+T2)


Слайд 46Лабораторные работы:

15. Методика «Сложные аналогии»
16. Методика «Исключение понятий»
17. Методика «Интеллектуальная лабильность»
МЫШЛЕНИЕ


Слайд 47 МЫШЛЕНИЕ (гр. ноэзис) – познавательный психический процесс отражения действительности,

высшая форма творческой активности человека.

Мышление рассматривается как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи).


МЫШЛЕНИЕ


Слайд 48КЛАССИФИКАЦИЯ


Слайд 49Анализ - мысленное разъединение исследуемых объектов на части.
Синтез - мысленное объединение

частей в целое.
Сравнение - мысленное нахождение сходства и различий объектов.
Обобщение - мысленное объединение нескольких объектов в группу по определенному признаку.
Абстрагирование - мысленное выделение существенного в объекте с одновременным отвлечением от несущественного.
Конкретизация - мысленное отражение единичного, соответствующего какому-либо общему.


МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ


Слайд 50Понятие — есть отражение существенных признаков предмета.
Суждение — это форма мышления,

отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ


Слайд 51ПО ФОРМЕ:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
ПО ХАРАКТЕРУ:
Теоретическое
Практическое
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ:
Репродуктивное


Продуктивное

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ


Слайд 52Методика «Сложные аналогии» ;
Методика «Исключение понятий» ;
Методика «Интеллектуальная лабильность» ;
Изучение ригидности

мышления (тест Лачинса);
Исследование видов мыслительных стратегий в процессе решения задач;
Исследование процесса формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова);
Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А Харрисон);
Тест креативности Торренса;
Тест скрытых фигур (тест Терстоуна).

Методики исследования мышления

52


Слайд 53Методика «Сложные аналогии»
Цель: Исследовать доступность понимания испытуемым сложных логических отношений и

выделения абстрактных связей.
Материал и оборудование: ручка, секундомер, бланк ответов, стимульный материал.
Процедура проведения. Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому.

МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» Лабораторная работа №15


Слайд 54Методика «Исключение понятий»
Цель: Исследование способности к классификации и анализу.
Материал и оборудование:

бланк ответов, ручка, стимульный материал.
Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк с 17-ю рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты испытуемый должен найти эти слова. Методика может использоваться для обследования детей и взрослых, в основном при индивидуальном обследовании. Возможно проведение на слух. На ответ отводится 10 секунд.
Стимульный материал:
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Лист, почва, кора, чешуя, сук.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» Лабораторная работа №16


Слайд 55Методика «Интеллектуальная лабильность»
Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения

быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Материал и оборудование: специальный
бланк для ответов, выдается каждому
испытуемому, текст заданий, секундомер.
Процедура проведения.
Методика состоит из ряда нескольких
несложных заданий, которые зачитываются
экспериментатором. На решение каждого
задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы
испытуемого фиксируются на специальном
бланке. Методика предназначена для
взрослых испытуемых.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ Лабораторная работа №17


Слайд 56Лабораторные работы:

18. Методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения»
19. Методика «Исследование творческого воображения»
ВООБРАЖЕНИЕ


Слайд 57Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее

воспринятых.  Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

ВООБРАЖЕНИЕ


Слайд 58КЛАССИФИКАЦИЯ


Слайд 59ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ
Преднамеренное - проявляется в ходе целенаправленного решения научных,

технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты;
Непреднамеренное - проявляется в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д.

ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ
Активное - комбинирует и преобразует прежние образы и представления в новые образы и представления;
Пассивное - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ


Слайд 60Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как

можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы.
Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее; направлена на будущую деятельность, суть мечты заключается в самостоятельном создании новых образов.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ


Слайд 61Сон п (лат. somnus) — это естественный физиологический процесс пребывания в

состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир; - это также последовательность образов (формируемых в течение фазы т. н. «быстрого сна»), которые человек может помнить. 
Дремотное состояние - полусон.
Грезы – 1.сновидение; видение в состоянии бреда, полусна; - 2. мечта, создание воображения

ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ


Слайд 62агглютинация — соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;


гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
заострение — подчеркивание каких-либо признаков объекта;
типизация —выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ


Слайд 63Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова;
Методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения»;
Методика

«Исследование продуктивности воображения»;
Метод музыкально-образной графики;
Тест творческого мышления Е.П. Торранса;
Экспресс-метод Д. Джонсона;
Тест на диагностику креативности Туника;
Тест на воображение;
Диагностика вербальной креативности (Методика С. Медника).

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ


Слайд 64Методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения»
Цель: определить уровень сложности воображения,
степень фиксированности

представлений, гибкость
или ригидность воображения и степень его
стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги
размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом
листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см.
На втором листке также в середине изображен контур
равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см.
На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см.
Карандаш и секундомер.
Процедура исследования. Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа
была небольшой, до 15 человек.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ Лабораторная работа №18


Слайд 65Методика «Исследование творческого воображения»
Цель: дать оценку особенностям творческого воображения.
Материал и оборудование:

бланки с напечатанными на них тремя словами: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ Лабораторная работа №19


ШЛЯПА ДОРОГА ДОЖДЬ


Слайд 66Вид аттестации : ЗАЧЕТ
Форма зачета: выполнение 20 методик (по пяти темам

ОПП2).

Общий психологический практикум. Раздел II. Эмпирические исследования познавательных процессов. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. Ананьева К.И., М.: НОУ ВПО «МИП», 2013

ЗАДАНИЕ


Слайд 67Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии // Психология: Учебное пособие /

Ред.-сост. А.М. Айламазьян. – Москва: Смысл, 1999.
Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы. – Л., 1976.
Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. А.Ф. Ануфриева. – Москва, 2009.
Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. и др. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – Москва, 2002.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – Москва, 1993.

ЛИТЕРАТУРА

67


Слайд 68Для студентов и специалистов помогающих профессий

ГРУППАНАЛИЗ (ГРУППОВАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ);

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ;

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ КИНОКЛУБ ВОСПРИЯТИЕ;


Tel.: 8 (985) 278-63-63 www.cpp-p.ru

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЕ

68


Слайд 69ПРИГЛАШАЕМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА

И ЭКСПРЕССИЙ ЛИЦА

г. Москва, Шелепихинская набережная, дом 2а

Записаться по тел: 8 (985) 278-63-63

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

69


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика