Слайд 2ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
выражается в восприятии одним партнером по общению другого, в
формировании образа другого человека.
Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён американским психологом Дж. Брунером в 1947 г.
Слайд 3СТОРОНЫ:
Восприятие;
Понимание;
Объяснение поступков
? Сможете ли по манере человека говорить определить профессию преподавателя?
Врача? Почему?
? Можно ли по походке узнать профессию человека?
? Можно ли по манерам человека определить, является ли он лидером в группе?
Слайд 4Структура социальной перцепции
Субъект восприятия
Объект восприятия
Индивид
Группа
Индивид
Группа
Слайд 5психологические механизмы восприятия
Идентификация – это один из механизмов познания
и понимания человека, заключающийся, прежде всего, в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Слайд 6психологические механизмы восприятия
Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в
форме сопереживания.
Виды:
Эмоциональная
Когнитивная
Поведенческая
тест «Уровень эмпатии»
Слайд 7психологические механизмы восприятия
Аттракция – при восприятии людьми друг друга формируются
определённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Слайд 8психологические механизмы восприятия
Рефлексия – осознание индивидом, того, как он воспринимается
партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня».
«Я» -какой я в действительности;
«Я» - каким я вижу самого себя;
«Я» - каким меня видит собеседник
Слайд 9Задание:
Продолжите характеристику человека, если о нем вам известно, что он:
Умен, ему
40 лет, он является руководителем своей фирмы.
Слайд 10Эффекты межличностного восприятия
Эффект первого впечатления – восприятие с установкой;
Эффект ореола –
перенос предварительно полученной информации на реальное его восприятие (образ мешает видеть реальность); (Ошибки: превосходства, привлекательности, отношения к нам)
Слайд 11Эффекты межличностного восприятия
Эффект «первичности или новизны» касается значимости определенного порядка предъявления
информации о человеке для формирования представления о нем;
Стереотипизация – стремление строить выводы на базе ограниченной информации, упрощение процесса познания или возникновение предубеждений
Слайд 12Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция – приписывание другому человеку причины его поведения
в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует
ВЫВОД
Апперцепция – зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, установки