Общая характеристика метода измерения в психологии презентация

Содержание

План: 1. Метод измерения и его роль в психологии; 2. Типы измерительных шкал; 3. Виды измерения в психологии

Слайд 1Лекция №9 Общая характеристика метода измерения в психологии
Лектор: Капустина Т.В.


Слайд 2План:
1. Метод измерения и его роль в психологии;
2. Типы измерительных шкал;
3.

Виды измерения в психологии


Слайд 3 Метод измерения в психологии – метод, представляющий собой

процедуры получения числовых характеристик свойств изучаемых в психологии явлений, например, моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе и т.д.


Слайд 4Измерение
Как самостоятельный метод
служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения

им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта

Измерение включается в контекст эксперимента
как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие


Слайд 5В каких видах эксперимента и каким образом используют метод измерения?
Вопрос от

Знайки:

Слайд 6
три основные процедуры психологического измерения


Слайд 7 Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для

того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей.
Психологическое измерение становится измерением исследуемых


Слайд 8 Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу респондента,

в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния
Часто эта процедура оказывается измерением стимулов


Слайд 9 В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или

совместного шкалирования) стимулов и людей.
Поведение исследуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации

Слайд 10В методе измерения символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.
Правила, на

основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения

Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психологию в 1950 г. С.С. Стивенсом; приписывание чисел объектам, множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы

В

Слайд 11Типы измерительных шкал


Слайд 12I. Номинальная шкала включает в себя класс переменных, значения которых можно

разделить на группы, но невозможно проранжировать

Слайд 13 Примерами соответствующих переменных являются пол, национальность, религия




Слайд 14Для обозначения в номинальной шкале могут быть использованы:
-слова естественного языка (например,

географические названия, собственные имена людей и т. д.);
-произвольные символы (гербы и флаги государств, эмблемы родов войск, всевозможные значки и т. д.);
-номера (регистрационные номера автомобилей, официальных документов, номера на майках спортсменов);
-их различные комбинации (например, почтовые адреса, экслибрисы личных библиотек, печати и пр.).


Слайд 15 Необходимость классификации возникает и в тех случаях, когда

классифицируемые состояния образуют непрерывное множество

Примеры:
1. Например, названия болезней образуют шкалу наименований. Психиатр, ставя больному диагноз «шизофрения», «паранойя», «маниакальная депрессия» или «психоневроз», использует номинальную шкалу




Слайд 16Чем отличается «число» от «цифры»?
Вопрос от Знайки:


Слайд 17Необходимо понимать, что обозначения классов — это только символы, даже если

для этого использованы номера. С этими номерами нельзя обращаться как с числами — это только цифры
Пример. Если у одного спортсмена на спине номер 1, а другого — 2, то никаких других выводов, кроме того, что это разные участники соревнований, делать нельзя: например, нельзя сказать, что «второй в два раза лучше». При обработке экспериментальных данных, зафиксированных в номинальной шкале, непосредственно с самими данными можно выполнять только операцию проверки их совпадения или несовпадения


Слайд 18II. Порядковая шкала предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени

выраженности измеряемого свойства
При сравнении испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать, насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уж тем более – во сколько раз больше или меньше. При измерении в ранговой шкале, таким образом, из всех свойств чисел учитывается то, что они разные, и то, что одно число больше, чем другое



Слайд 19
!
Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать


Слайд 20Измерение в шкале порядка может применяться, например, в следующих ситуациях:
- когда

необходимо упорядочить объекты во времени или пространстве. Это ситуация, когда интересуются не сравнением степени выраженности какого-либо их качества, а лишь взаимным пространственным или временным расположением этих объектов;
- когда нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение;
-когда какое-либо качество в принципе измеримо, но в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера


Слайд 21 Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов,

экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы. Классическим примером использования порядковых шкал является тестирование личностных черт, а также способностей


Слайд 22 III. Метрическая шкала включает в себя класс переменных, значения

которых можно как разделить на группы и проранжировать, так и определить их величину в точных терминах (те самые «на сколько» и «во сколько?»)

Типичными примерами соответствующих переменных являются возраст, заработная плата, количество детей и т.д. Измерение каждой из них можно осуществить максимально точно: возраст в годах, заработную плату в рублях, количество детей в штуках


Слайд 23III a: В шкале интервалов присутствуют упорядоченность и интервальность, но нет

нулевой точки. Шкалы могут иметь произвольные начала отсчета, а связь между показаниями в таких шкалах является линейной: С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, на сколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого;

III b: Шкала отношений — наиболее часто используемая в физике. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого


Слайд 24Измерения в такой шкале являются «полноправными» числами, с ними можно выполнять

любые арифметические действия, здесь присутствуют все атрибуты измерительных шкал: упорядоченность, интервальность, нулевая точка.
Примеры: Вес, длина, электрическое сопротивление, деньги — величина, природа которых соответствует шкале отношений. Из значений шкалы отношений видно, во сколько раз свойство одного объекта превосходит такое же свойство другого объекта

Слайд 25«Взаимоотношения» кофе и мороженого на примере разных измерительных шкал


Слайд 27Виды психологического измерения


Слайд 28 В психологии используется множество конкретных измерительных методик. Удобную

классификацию психологических измерений дал С.С. Паповян

Слайд 29Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) процедуре сбора

«сырых» данных;
2) предмету измерения;
3) виду используемой шкалы;
4) типу шкалируемого материала;
5) моделям шкалирования;
6) числу мерностей (одномерные и многомерные);
7) мощности метода сбора данных (мощные или слабые);
8) типу ответа индивида;
9) какими они являются: детерминистскими или вероятностными


Слайд 30Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:
Метод ранжирования. Все объекты представляются

исследуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.
Метод парных сравнений. Объекты предъявляются исследуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний (п)). Исследуемый оценивает сходства—различия между членами пар.
Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Исследуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы.
Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.


Слайд 31Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика