Слайд 1В современной России живут представители различных национальностей. Основная проблема адаптации национальных
меньшинств в детской среде состоит, с одной стороны, в необходимости сохранения этнической самобытности детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, а с другой стороны – в необходимости их интеграции в общество, что влечет за собой интернационализацию и развитие толерантности к чужим культурам.
Слайд 2При интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинства, возникают следующие нормативные проблемы:
1.
Низкий уровень владения русским (государственным) языком, не позволяющий им использовать его в полной мере для обучения (усвоения учебной программы), познания (приобретения знаний об обществе) и общения (межкультурного взаимодействия).
Основной путь решения данной проблемы – диагностика владения русским языком на всех уровнях, за которой должно следовать обучение языку, которое позволило бы использовать его в полном объеме.
Слайд 3Нормативные проблемы интеграции детей этнических меньшинств
2. Иной уровень культуры, заключающийся в
недостаточном знании культурно-исторических особенностей страны, в которой они проживают. Отсутствие синтеза двух культур, который способствовал бы социокультурной адаптации и интеграции. Это связано с недостаточным взаимопроникновением культур, обособленностью национальных меньшинств.
Направление решения этой проблемы состоит в создании досуговых мероприятий объединенными усилиями педагогов и родителей, которые синтезировали бы культуры всех детей, обучающихся в группе детского сада или школьного класса.
Слайд 4Нормативные проблемы интеграции детей этнических меньшинств
3. Узость социальных связей – чаще
всего дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, общаются с детьми своей национальности, что препятствует взаимопроникновению культур и развитию толерантности, эмпатии по отношению к носителям иных культурных ценностей. Здесь возникает проблема невозможности эффективного взаимодействия с социальным окружением. Современные информационные технологии, такие как Интернет и другие средства связи могут существенно усугублять данную проблему. Это связано с тем, что в условиях доступности связей с представителями своей национальности, снижается мотивация для организации межкультурного общения.
Для решения этой проблемы необходима организация живого межкультурного общения между детьми с помощью организации игр, тренингов, иных психолого-педагогических мероприятий.
Слайд 5Нормативные проблемы интеграции детей этнических меньшинств
4. Психологические проблемы организации интегрированного обучения
детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, с детьми, представляющими национальное большинство. Данный круг проблем связан, прежде всего, с отсутствием диагностического инструментария, позволяющего оценить развитие ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству. Например, для мусульманского воспитания характерно отсутствие изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте, что приводит к тому, что весь арсенал рисуночных методик, по сути, не может использоваться в их диагностике. Вслед за отсутствием диагностических критериев также нет программ, которые позволяли бы осуществлять интегрированное обучение, предоставляющие равные возможности овладения знаниями всем участникам образовательного процесса.
Пути решения данной проблемы состоят в изучении особенностей воспитания в среде национальных меньшинств, с одной стороны, и создании диагностического и обучающего инструментария, позволяющего осуществлять интегрированную диагностику и обучение.
Слайд 6Нормативные проблемы интеграции детей этнических меньшинств
5. Дезинтеграция семейного и общественного воспитания.
В условиях отсутствия взаимодействия между семьей и образовательным учреждением велик риск введения различных ценностей в жизнь ребенка, что в итоге может привести к его маргинализации. В случаях, когда семейные и общественные ценности имеют серьезные различия, ребенок оказывается как бы «между двух огней». Если различия выражены не сильно, то это будет приводить к повышенной адаптивности ребенка, вырабатывать у него различные способы взаимодействия в различных средах. Если различия велики, то для ребенка стоит выбор в принятии одной группы ценностей и отвержения другой, что может приводить к отказу от обеих групп.
Решение проблемы состоит в развитии толерантности к своим и чужим ценностям через поиск общего и различного в них, осознание их позитивных и негативных сторон.
Слайд 7Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
1. Иной, отличный от
общего, социально-психологический уровень. Дети национальных меньшинств зачастую имеют меньше социальных возможностей в сравнении со сверстниками.
Решение данной проблемы состоит в повышение социально-правового знания национальных меньшинств, информирование их о тех возможностях, которые предоставляются им современной социальной политикой государства.
Слайд 8Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
2. Отвержение общегрупповых ценностей
и норм социальной среды. Непринятие ребенком социально-культурных норм группы, в которой он находится.
Присвоение групповых ценностей осуществляется в процессе взаимодействия между детьми и взрослыми. Взрослый должен выполнять психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия для выявления ценностей, которые не принимаются ребенком, создавать условия для их осознания и принятия.
Слайд 9Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
3. Низкая самооценка ребенка,
принадлежащего к национальному меньшинству. Самооценка ребенка национального меньшинства напрямую связана с развитием его национального самосознания, в структуру которого, как известно, входит потребность в признании, принятие собственных индивидуально-типологических и национальных особенностей.
Развитие национального самосознания начинается в семье, где ребенок получает свои первые оценки во взаимодействии с близкими взрослыми. Дальнейшее развитие национального самосознания происходит во взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми, во время которого ребенок получает оценку своих индивидуальных особенностей. Для развития адекватной самооценки необходимо получать адекватную обратную связь во взаимодействии.
Слайд 10Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
4. Психологические последствия отсутствия
общения на родном языке. Невозможность в полной мере выразить себя во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Если ребенок лишен возможности общения на родном языке, то он одновременно лишается выражения некоторых, свойственных для его культуры, языковых особенностей картины мира. Хорошо известен тот факт, что у народов, живущих на крайнем севере, есть более ста обозначения для состояния снега, а в русском языке – существенно меньше.
Слайд 11Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
5. Неприсвоение культурных ценностей,
характерных для национального меньшинства. Излишняя аккультурация ребенка в общую социальную среду. Это будет приводить к излишней русификации ребенка, что может спровоцировать непринятие его своей социальной средой, отвержение со стороны ближайших родственников и друзей.
Слайд 12Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
6. Дискриминация и боязнь
отличий ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству со стороны сверстников и педагогов. Низкая психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, принадлежащим к национальному меньшинству.
Данная проблема решается повышением уровня квалификации педагогов, взаимодействующих с ребенком в межкультурной среде.
Слайд 13Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
7. Отказ от дошкольного
и/или школьного обучения в связи со срывом адаптации в группе. Психологическая недоступность образовательного учреждения для ребенка в связи с тем, что программы рассчитаны на ребенка из русской (преобладающей) социально-культурной среды.
Решение состоит в создании интегративных программ обучения.
Слайд 14Ненормативные проблемы интеграции детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
8. Непризнание культурного, религиозного
и этнического своеобразия ребенка.
Решение данной проблемы состоит в развитии толерантности у педагогов, родителей и сверстников референтных групп.
Слайд 15Литература
Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. «Дети и
родители-мигранты во взаимодействии с российской школой: предварительные результаты и перспективы исследований» - https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/75823588
Конькина Евгения Владимировна, Савинова Ирина Анатольевна «Адаптация детей мигрантов: способы решения проблемы» – Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика», http://pedagogika.snauka.ru/2013/12/1998
«Психолого-педагогические проблемы национальных меньшинств в детской среде» (фрагмент пособия для педагогов)- Искра Н. Н., Санкт-Петербург
Солдатова А. Е. «Опыт этнологического изучения школьных систем в полиэтничных мегаполисах» - Рукопись диссертации на соискание степени исторических наук, Москва, 2015 год