Слайд 2Нейролингвистика
как научная дисциплина возникла в русле натуралистического (биологического) языкознания на стыке
нейрологии (как раздела нейрофизиологии), психологии и лингвистики и изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Она располагает эпизодическими наблюдениями расстройств языкового поведения при очаговых нарушениях мозга с эпохи средневековья. Их систематическое изучение началось во второй половине 19 в. Внимание к фактам языковой патологии проявлялось со стороны А. Шлайхера, Г. Вернике, И.А. Бодуэна де Куртенэ, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, Р.О. Якобсона, Л.Р. Зиндера и др. В современной науке обращение к роли биологических факторов стало частым (Э.Х. Леннеберг, У. Пенфилд и Л. Робертс, а также др.), с тем чтобы понять процессы глоттогенеза, функционирования и развития человеческого языка. При этом не исключается учёт данных социологии, антропологии, этнологии, психологии, палеоневрологии, исторической типологии языков, семиотики, кинесики. Множатся попытки найти аналогии в строении многоуровневой системы языка и многоуровневой структуры генетического кода (Р.О. Якобсон, Вяч. Вс. Иванов). Проводятся многочисленные наблюдения над сигнальным поведением животных и опыты их обучения человеческому языку.
Слайд 3
Развитие нейролингвистики как специальной дисциплины о системном строении высших психических функций
и наличии корреляций между строением языковой системы и нейрофизиологическими нарушениями языкового поведения (афазиями) раскрывается в работах Т. Алажуанина, А. Омбредана и М. Дюрана, К. Конрада, К. Брэйна, Ф. Гревеля, Р. Юссона и Ю. Барбизе, К. Кольмайера, А. Лайшнера, П.М. Милнера, Александра Романовича Лурия (1902—1977), который опирается на работы Л.С. Выготского, И.П. Павлова и П.К. Анохина; в исследованиях В. Пенфилда и Л. Робертса, Е.Н. Винарской, Т.В. Ахутиной. Ими описываются различные фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Нейролингвистика проявляет также интерес к неафазическим формам расстройств языкового поведения (речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии).
Слайд 4
В нейролингвистике изучаются психофизиологический механизм языкового отражения действительности (в том числе
распознавания речи), механизмы интеграции знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и процессы языковых обобщений. В ней изучаются механизм языкового поведения (в том числе порождения речи) и работа систем, сопряжённых с реализацией устной и письменной речи. Учитывается функциональная асимметрия полушарий мозга, обусловливающей преимущественную локализацию языковых обобщений и мышления в языковых понятиях в левом (доминантном) полушарии, а конкретно-образного мышления — в правом (субдоминантном) полушарии. Проводятся наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Но предписывается осторожное отношение к чисто лингвистическому диагнозу (без полного комплексного системного анализа) в клинической практике.
Слайд 5
Нейролингвистика обладает своими методами. Часто предполагается вхождение нейролингвистики в качестве раздела
в нейропсихологию, входящую, в свою очередь, вместе с нейрофизиологией в нейрологию. Учитываются связи нейролингвистики с психологией, психолингвистикой, психоакустикой, когнитологией, когнитивной лингвистикой, кибернетикой, семиотикой и т.д. Результаты нейролингвистических исследований влияют на более адекватное понимание биологических аспектов природы языка.
На стыке нейролингвистики, психолингвистики, прагматики, когнитивной науки и психоанализа возникла теория и технология нейролингвистического программирования, которая имеет целью изучение и применение способов оптимизации через речевое воздействие функционирования коры головного мозга, отвечающей за сознание, и центров, несущих ответственность за сферу подсознания.
Слайд 6Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic programming)
(также встречается вариант «нейро-лингвистическое
программирование») — комплекс техник (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений, применяемых главным образом как подход к личностному развитию (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений, применяемых главным образом как подход к личностному развитию. НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивиидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник. Одна из основных техник, "моделирование", включает тщательное воспроизведение поведения и взглядов тех, кто достиг "совершенства". Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений, применяемых главным образом как подход к личностному развитию. НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивиидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник. Одна из основных техник, "моделирование", включает тщательное воспроизведение поведения и взглядов тех, кто достиг "совершенства". Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений, применяемых главным образом как подход к личностному развитию. НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивиидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник. Одна из основных техник, "моделирование", включает тщательное воспроизведение поведения и взглядов тех, кто достиг "совершенства". Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии и психологии семьи. Полученные знания были адаптированы к области повседнедневного общения.
Несмотря на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, в частности, в терапии. Даже после трёх десятилетий существования НЛП не имеет научного обоснованния. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих стандартов и профессиональной этики.
Основной областью применения НЛП считается психотерапияОсновной областью применения НЛП считается психотерапия, однако техники НЛП применяют в менеджментеОсновной областью применения НЛП считается психотерапия, однако техники НЛП применяют в менеджменте, продажахОсновной областью применения НЛП считается психотерапия, однако техники НЛП применяют в менеджменте, продажах, личном и корпоративном консультировании.
Слайд 7
Основная предпосылка НЛП (нейролингвистического программирования) состоит в аналогии, согласно которой человеческий
мозг подобен компьютеру, а индивидуальная психика - набору программ. «Компьютер» выполняет «программы» или мыслительные стратегии, состоящие из строгой последовательности указаний. Отдельные программы или стратегии лучше других подходят для выполнения определенных задач, и именно от используемой стратегии в огромной степени зависит эффективность деятельности человека. НЛП учит внедрять готовые программы психической деятельности, содержание которых зависит от поставленных «программистом» задач.
Слайд 8
Способность выполнить конкретную ментальную программу в значительной степени определяются психическим состоянием
человека. Уровень психологического подъема или упадка, восприимчивости, стресса определяют эффективность выполнения человеком ментальных программ. Частота сердцебиения и дыхания, поза, кровяное давление, мышечное напряжение, двигательная реакция и реакция кожных покровов — это те физические параметры, которые вызывают и сопровождают изменения в психическом состоянии. В НЛП эти параметры используют для идентификации, моделирования и обучения, позволяя человеку намеренно, по собственному желанию вызывать у себя психологическое состояние оптимальной комфортности. А ведь именно внутреннее состояние человека оказывает большое влияние на его способность успешно действовать в любой обстановке и принимать те или иные решения.
Слайд 9Цели применения НЛП
НЛП используется для обретения и применения эффективных способов изменения
своего поведения, психоэмоционального состояния и мировосприятия в целом. По замыслу его создателей, оно предназначено для того, чтобы предоставить практику нейролингвистического программирования комплекс убеждений и приёмов работы с собой и другими людьми для наиболее оптимального и эффективного выполнения задач самого разного масштаба и индивидуальной значимости — от успешного совершения повседневных поведенческих актов до определения своих целей в весьма долгосрочной перспективе. В нейролингвистическом программировании интерес представляет то, как отдельный человек мыслит и переживает окружающий мир. При этом в НЛП стараются предоставить в качестве инструментов набор пресуппозиций, или основных убеждений, в которые, по мнению создателей НЛП, полезно поверить. При этом, учитывая направленность на субъективный опыт, акцент делается на том, какие убеждения для человека именно «субъективно полезны», а не какие и в какой мере соответствуют «истине».
Слайд 10НЛП целиком построено на двух фундаментальных принципах:
1. Карта не есть
территория
Человеческие существа никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем, -- лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши "нейро-лингвистические карты" действительности, а не сама действительность, определяют наши поступки и придают им смысл. И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наша карта-отражение этой действительности.
1. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.
2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта - отражение мира не является более "подлинной" или "настоящей", чем любая другая.
3. Смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерений коммуникатора.
4. Наиболее "мудрые" и "дружественные" карты -- те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее "подлинными" или "точными".
5. Любое поведение -- даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое -- представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.
6. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.
Слайд 112. Жизнь и сознание являются системными процессами.
Процессы, протекающие в человеке
и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Невозможно полностью изолировать какую-либо отдельно взятую часть от всей остальной системы. Подобные системы основываются на определенных принципах "самоорганизации" и, естественно, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостазис.
1. Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.
2. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.
3. Системы являются "самоорганизующимися" и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений -- есть только обратная связь.
4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.
5. Любое поведение (на определенных уровнях) имеет "позитивное намерение". Оно воспринимается или воспринималось как намерения, положительные и приемлемые в том контексте, где они получили развитие, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.
6. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.
Слайд 123. В основе любого поведения лежит позитивное намерение
Данная пресуппозиция заимствована из
системы убеждений Вирджинии Сатир и означает, что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент. По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелаемое поведение.
Аналогично, психиатр Р. Д. Лэйнг утверждал, что симптомы того, что обычно называется психической болезнью, представляют собой лишь адаптивные реакции на неудовлетворимые в принципе требования общественной и семейной жизни, накладываемые на некоторых чувствительных людей.
Слайд 134. Раппорт
Раппорт — субъективный термин, обозначающий относительную качественность связи между двумя
взаимодействующими в системе коммуникации индивидами. Хороший раппорт характеризуется чувством лёгкости общения, доверия друг к другу и беспрепятственному течению речи. Например, на удачный исход психотерапии огромное влияние оказывает качество взаимоотношений, установившихся между терапевтом и клиентом.
Соответственно, большинство современных психотерапевтических школ уделяют особое внимание установлению взаимоотношений «терапевт — клиент». НЛП фокусируется на том, что именно составляет раппорт, какие именно факторы позволяют его установить и подерживать и как можно различить качественный и некачественный раппорт в общении..
Слайд 145. Нет поражений, есть только обратная связь
В нейролингвистическом программировании коммуникация не
рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).
Слайд 156. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие
Значительная часть базовых навыков
НЛП состоит в обучении распознавать ситуацию «застоя» и тому, как можно увидеть новые варианты в соответствии с афоризмом, что выбор начинается там, где имеется три варианта действий. Аналогично с этим считается, что множество описаний (моделей процессов) лучше, чем одно. Согласно теории систем, элементом системы, способным лучше всего адаптироваться, влиять на остальные элементы и выполнять свои задачи, зачастую оказывается не наиболее сильная часть, но демонстрирующая наибольшую гибкость в спектре проявляемых реакций.
Слайд 167. Смысл коммуникации состоит в получаемой реакции
Согласно принципам нейролингвистического программирования, в
коммуникации значение посылаемого сообщения состоит не в намерении, стоящем за сообщением, а в том, какую реакцию оно вызывает у реципиента сообщения. Считается, что если руководствоваться этим принципом, то можно стать более эффективным в общении, поскольку это позволяет проследить за тем, насколько, если судить по демонстрируемой реакции, доходит подразумеваемое сообщение до клиента.
Слайд 17Другие пресуппозиции и принципы
Люди располагают всеми ресурсами, необходимыми для успеха. Утверждается,
что субъекту полезно верить в то, что у него есть всё необходимое для проведения изменения, поскольку, если это действительно так, это поможет ему достичь искомых результатов.
Структура важнее, чем содержание. Если у двух проблем схожая психологическая структура, к ним, вероятно, можно использовать аналогичный подход. Часто именно структура проблемы (как происходит её фиксация, какие виды убеждений её подкрепляют, как клиент думает о ней) важна более всего, а не детали ситуации, в неё вплетённой. Данное разделение формы и содержания также используется и в современной западной психиатрии (в числе пионеров данного подхода Карл Ясперс и Курт Шнайдер).
Если всегда делать то, что ты всегда делал, ты всегда будешь получать то, что всегда получал, или в другой формулировке: «Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое» (Бэндлер). НЛП рассматривает задачи как богатые темы для исследования, и принцип постоянного поиска новых подходов присущ всей его методологии.
Слайд 18
Принцип утилизации, или «используй всё, что работает». Принцип, заимствованный у Милтона
Эриксона, известного за умение позитивно использовать сформированный клиентом субъективный образ своих дефектов или ограничений. НЛП работает по принципу, если что-то помогает, то это можно использовать.
Не существует сопротивляющихся клиентов, есть лишь недостаточно квалифицированные терапевты. Сопротивление тоже имеет коммуникативный смысл. Оно предоставляет информацию о внутреннем мире клиента, и его зачастую следует принимать во внимание и исследовать как ценную информацию о психике клиента. В данном подходе НЛП-психотерапия отличается от некоторых других психотерапевтических направлений, в которых сопротивление рассматривается как фактор, с которым надлежит бороться, с основанием во мнении, что «пациент просто не готов к изменениям». В НЛП же сопротивление считается бессознательным сообщением, говорящим о том, что выбрано неверное направление работы и в каком следует двигаться.
Слайд 19
Важность результата (эффективности), а не механической процедуры (эффектности): если что-то можно
сделать за десять минут, не следует тратить на это час. НЛП выступает в пользу краткосрочной терапии, то есть в нём считается, что во многих случаях всё, что необходимо, чтобы помочь клиенту, это изменить то, как он интерпретирует ситуацию. Под задачей психотерапии понимается эффективное исследование того, как человек субъективно понимает, представляет и переживает свою проблему и как возможно помочь им достигнуть своих целей, изменив его понимание обо всём этом.
Слайд 20
Тело и разум — элементы единой системы. В НЛП учитывается то,
что организм (телесность) влияет на психику, а психика влияет на тело. То, как человек ходит, двигается, дышит, его мышечные зажимы влияют на его психоэмоциональное состояние.
НЛП основано на сенсорном наблюдении. Изначально в качестве данных для определения паттернов и структур, наблюдаемых в себе и других людях, НЛП учитывает лишь то, что можно лично воспринять посредством сенсорики (внешней или внутренней). Восприятие считается единственной основой для получения актуальной информации о мире. Такие же явления, как «чтение мыслей», или абстрактное предположение, основанное на прошлом, а не текущем опыте (например, индивидуальные или культурные стереотипы о том, что должно быть), и равнение на «априорное знание» (то есть представления о том, каким мир должен быть) в НЛП избегаются. Тем не менее, логические рассуждения и постановка гипотез могут использоваться в качестве инструмента для определения возможных паттернов и направлений исследования, однако они всегда нуждаются в проверке через сенсорное наблюдение.
Слайд 21
Осознание смысла не всегда необходимо. В отличие от традиционных психотерапевтических школ,
эффективное изменение или обучение на бессознательном уровне более важны, чем сознательное понимание. Согласно НЛП, изменение не всегда требует интерпретации или анализа, важно лишь изменение карты убеждений о мире и о себе, при котором ранее недоступное становится возможным.
Ни один паттерн не следует рассматривать как универсальный. В НЛП подразумевается, что структура, или организация, личного опыта глубоко индивидуальна. То есть эта структура уникальным образом развивается в течение индивидуальной жизни человека под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому ни один из методов НЛП не следует распространять на всех людей.
Слайд 22История НЛП
Термин «нейролингвистическое программирование» появился весной 1976 года.
НЛП считается очень
молодой наукой, которая зародилась на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы успешных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер (PhD), профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер (впоследствии PhD), психолог и математик.
Слайд 23Джон Гриндер
Середина 1970-х гг
В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих
доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, - Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Саита-Крус.
Слайд 24Ричард Бэндлер
Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные
науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.
Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.
Слайд 25Грегори Бейтсон
Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлераи
Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз».
В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект.
Многие сегодняшние методики НЛП основаны па приемах, которые использовал Эриксон.
Слайд 26
Во время учебы и научной работы Бэндлер активно общался с известными
представителями различных психотерапевтических течений. Под руководством одного из них, Фрица Перлза, Бэндлер начал вести группы гештальт-терапии. Его руководителем стал Джон Гриндер. Считают, что именно этот период их совместной работы стал самым плодотворным для будущего НЛП-подхода. Бэндлер и Гриндер не только исполняли роль ведущих группы — один из них находился в постоянном наблюдении за действиями второго. Так формировался список действий, влияющих на сознание личности. Именно на них впоследствии были построены основные приемы НЛП.
Гештальт-терапия - направление психотерапии, базовая идея которой основана на способности психики к саморегуляции и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознание, фокусировка энергии, принятие ответственности. Этот метод способствует расширению осознания человеком происходящего и посредством этого достижению большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшению контакта с внешним миром в целом и с окружающими людьми. Ф.Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия близка гуманистической и экзистенциальной психологии.
Слайд 27
Еще одним «образцом» для описания поведенческих моделей был один из наиболее
признанных и успешно практикующих психиатров нашего времени - гипнотерапевт Милтон Эриксон, основатель Американского общества клинического гипноза. Так называемый эриксоновский гипноз оказал большое влияние на становление НЛП. Он предполагает погружение человека в состояние транса с помощью лингвистических и коммуникативных приемов.
Слайд 28Милтон Эриксон
На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов
Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д.
Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.
Слайд 29
До того, как познакомиться с Милтоном Эриксоном, Бэндлер сотрудничал с Вирджинией
Сатир, специалистом с мировым именем в области семейной терапии. Пишут, что однажды Бэндлера попросили записать занятия Сатир на пленку. Он выполнял эту работу, надев наушник для проверки качества записи на одно ухо, и, вставив в другое ухо наушник с музыкой группы «Пинк Флойд». Когда занятие закончилось, Сатир попросила клиентов рассказать о том, как же им следует изменить свое поведение с учетом полученных знаний. Единственным, кто смог точно и четко обрисовать такое поведение, был Бэндлер, который слушал все занятия в пол-уха. Таким образом, Бэндлер понял, что материал легче проникает в сознание через подсознание.
Слайд 30Вирджиния Сатир
При поддержке Джона Гриндера, Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии
Сатир - самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.
Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено -выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы.
Слайд 31
В начале своего становления специалисты НЛП также вводили свои комплексные поведенческие
паттерны (схемы, образцы). В частности, известны категории Вирджинии Сатир «плакатер», «блаймер» и им подобные.
Плакатер (плакальщик) - кинестетик, у него развита осязательная, чувственная память. В момент общения прикасается к собеседнику. Физически развит, спортивен, не имеет большого веса. Лицо озабоченное, голос тихий, просящий (за себя просить не может). Идет легко, аккуратно, как бы боясь наступить на мину. Иногда принимает позу кролика перед удавом. Жесты на уровне живота.
Блаймер (обвинитель) - визуал, всё запоминает в виде картинки. Устные инструкции воспринимает плохо. Хороший оратор, аккуратист, эстет. Голос громкий, иногда с металлическим оттенком. Взгляд — сверху вниз. Движения резкие, жесты рубящие, преимущественно на уровне глаз. Походка — чеканящий шаг. Когда садится, занимает все пространство стула.
Слайд 32
В своей первой работе «Структура магии» (The Structure of Magic, Vol.
I&II, 1975, 1976) Гриндер и Бэндлер разработали вербальные и поведенческие модели психотерапевтов Фрица Перлза и Вирджинии Сатир. Их следующая работа «Модели техники гипноза Милтона Эриксона» (Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol. I&II, 1975, 1976) была посвящена исследованию вербальных и поведенческих моделей Милтона Эриксона.
Тогда же определилась и основа НЛП – работа с сознанием и подсознанием человека. НЛП использует психоаналитический принцип усыпления сознательного для высвобождения бессознательного. Но, в отличие от психоанализа, НЛП использует бессознательное не для диагностики, а для лечения заболеваний, решения проблем личности и всевозможного воздействия на нее.
Слайд 33
К соавторам НЛП также можно отнести Лесли Кэмерон, Джудит Делозье, Дэвида
Гордона, Роберта Дилтса, Фрэнка Пьюселика. В настоящий момент НЛП мощно развивается и пополняется все более и более новыми разработками, а круг соавторов постоянно растет.
Основные положения данной области знаний были изложены в ряде изданий: «Из лягушек в принцы» (Frogs into Princes, Grinder J., Bandler R., 1979); «Нейро-лингвистическое программирование» (Neuro-Linguistic Programming, Vol. I; Dilts R., Grinder J., Bandler R., DeLozier J., 1980); «Рефрейминг» (Reframing, Grinder J., Bandler R., 1982); «Шевелите мозгами» (Using Your Brain, Bandler R., 1985) и др. []
Дилтс Р. «Стратегии гениев. Т. 1. Аристотель, Шерлок Холмс, Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт»
Слайд 34
Помимо психологической науки базой для развития НЛП послужили естественные и технические
дисциплины: за основу были взяты как современные данные о межполушарной асимметрии – различиях в переработке информации правым и левым полушариями, так и исследования кибернетики 50-60-х гг., стирающие границы между искусственным и естественным интеллектом.
Джон Гриндер достиг докторской степени в лингвистике, используя работы Ноама Хомского по трансформационной грамматике, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения. Следовательно, к научным корням НЛП следует отнести и лингвистику. Авторы НЛП исходили из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.
Слайд 35
Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии,
основателем которой является русский физиолог А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный конкретный рефлекс. В НЛП эта тема называется «якорение». Также были использованы некоторые модели, разработанные поведенческими психологами. Так, Т.О.Т.Е. (Миллер, Гэлентер, Карл Прибрам и др.) aдаптирован в НЛП в качестве способа описания поведенческих и мыслительных стратегий.
Т.О.Т.Е. (от англ. „Test/trigger-Operate-Test-Exit“ - «Проверка (включение)-Операция-Проверка-Выход») – модель описания эффективных стратегий. Согласно этой модели, все мыслительные и поведенческие процессы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. По своей сути она является простейшей управленческой схемой функционирования живых организмов. Парадигма Т.О.Т.Е. послужила хорошей базой для разработки первого цифрового компьютера и исследований в области искусственного интеллекта.
Слайд 36
В последние годы в сферу изучения НЛП оказались включены идеи архетипической
психологии. Еще Карл Юнг предложил aрхетипическую типологию описания личности и поведения, на основе которой объясняются определенные типы взаимодействия между людьми. Эти же идеи лежат и во многих других, так называемых «портретных» подходах, например, в методиках Изабель Майерс и Катрин Бриггс, соционике и т. д.
Архетип (от греч. arche - начало, typos - образ) – изначальные, врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики фантазий (мифов, сказок). Архетипы переходят из поколения в поколение. К. Юнг видел в них формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Набор архетипов ограничен; они структурируют понимание мира, себя и других людей. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, в снах, а также при некоторых расстройствах психики. Духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.
Соционика - наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. то, каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. Психические различия между людьми заключаются в разных способах восприятия, переработки и выдачи информации. Психика человека представляется в виде модели, состоящей из 8 функций. На месте каждой из функций, как в ячейках, располагаются в определенном порядке восемь аспектов. Соционика утверждает, что каждый человек принадлежит к одному из 16 типов, и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами.
Слайд 37
Позже, разукрупняя категории Сатир, архетипы Юнга, Майерс и Бриггс, исследователи попытались
разделить архетипы на общие составляющие, говоря метафорическим языком, выделить те «ноты», с помощью которых строятся все «аккорды» и последовательности. Так в НЛП выкристаллизовалась тема «метапрограммы» и был развит динамический подход к более удобной в практическом применении типологизации. Базовые метапрограммы позволяют не только создавать статичный «портрет», но и строить метапрограммный «профиль» и отслеживать его изменения непосредственно во время общения с человеком или при работе с текстом. Метапрограммы – характерные способы концентрации внимания. Они функционируют как неосознаваемые фильтры восприятия в процессе переработки информации - какую информацию выделить (пропустить на сознательный уровень), а какую исключить. Метапрограммы определяют личностные особенности человека, его ценности, восприятие и поведение.
Слайд 38
В настоящее время НЛП получило широкое распространение в большинстве развитых стран.
В США порядка 100 различных организаций НЛП, в Германии более 70 крупных центров и институтов НЛП, занимающихся исследованиями и разработками на основе НЛП в различных областях. В Россию нейролингвистическое программирование пришло совсем недавно и не является частью какого-либо формального образования, хотя в качестве спецкурсов оно существует во многих ведущих университетах и институтах. В большей степени оно пока доступно в различных образовательных центрах и фирмах, профессионально применяющих НЛП (НЛП-консалтинг).
Слайд 39С того времени НЛП прошло значительный путь развития.
Модель расширилась за
счет включения в нее данных других дисциплин:
кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых),
философии,
когнитивной психологии,
исследований «бессознательного»
и неврологии.
Сегодня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связанных с
медициной и здоровьем,
психотерапией и психологическим благополучием,
бизнесом,
образованием,
спортом,
правом,
христианской религией и т. д
Слайд 40Философская база НЛП
НЛП иногда определяют как эмпирическую эпистемологию. Последнее означает, что
оно основывается на личном опыте и наблюдениях. НЛП эклектично и фокусируется на вопросе «что работает».
Система эта была разработана при ответе на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того, чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории и практики, Бэндлер и Гриндер обратились к анализу того, что делали эти психотерапевты на наблюдаемом уровне, категоризировали это и применяли категории в виде общих моделей межличностного влияния. НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта.
Многие сторонники НЛП считают, что оно ближе к технологии, чем науке, и зачастую относят его к подобию инженерии, поскольку НЛП пытается ответить на вопрос «что работает?», а не на вопрос «что истинно?». Они бы сказали, что стремятся создавать практические модели и удобные подходы.
Первые разработчики заявляли о своей незаинтересованности в теории, и в НЛП рекомендуется концентрироваться на том, «что работает». Однако некоторые практики создают и развивают собственные теории, стоящие за НЛП, основываясь на синтезе нейролингвистического программирования с другими личностными, нью-эйджевскими, психологическими и/или нейрологическими концепциями. Некоторые тренеры обучают этим теориям в рамках НЛП.
На тренингах НЛП обучают наблюдать тонкие вербальные и невербальные сигналы, и подразумевается, что не может быть никакой определённости в работе какого-либо метода, а поведенческая гибкость рассматривается в качестве ключа к успеху.
Слайд 41Области применения НЛП
Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и
коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе. НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений, сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека. В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем, допускается возможность синтестезии, иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы. Таким образом, в НЛП считается, что допустимо и логично исследовать сам субъективный опыт человека. Следствием данного факта стала широкая вариация явлений, в которых применяется НЛП.
Слайд 42Области применения НЛП
Повседневные коммуникативные ситуации: например, ведение переговоров и система коммуникации
«родитель—ребёнок».
Психологические явления: например, фобии: например, фобии и возрастная регрессия.
Медицинские явления: например, контроль над болевыми ощущениями: например, контроль над болевыми ощущениями или влияние на состояние здоровья/нездоровья.
Проявления бессознательных феноменов: например, постгипнотическая суггестия: например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов: например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов, погружение в транс: например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов, погружение в транс и утилизация внешних сигналов, изменение перцептивного ряда.
Работа с известными духовными переживаниями и состояниями: например, медитация: например, медитация и просветление.
Исследование субъективных парапсихологических явлений: например, экстрасенсорное восприятие.
Слайд 43Области применения НЛП
Изменение устоявшихся стереотипов поведенческих реакций: например, резкое изменение стиля
жизни, критериев и ценностей или нахождение сексуальных партнёров.
Ситуации ведения бизнеса: например, продажи и тренинг персонала.
Разделение целостных поведенческих стратегий на компоненты для их аналитического исследования.
Моделирование известных и/или Эффективных личностей: то есть субъективная самоидентификация: то есть субъективная самоидентификация с тем, каким мог бы быть опыт жизни в качестве таких людей, и проведение детализированных суггестивных влияний на глубинные способы мышления с основанием на доступных наблюдению свидетельствах, что позволяет «копировать» в различной степени подробности манеру поведения и внешне проявляемый стиль жизни моделируемых личностей.
Развитие и систематизация более эффективных и разнообразных подходов при работе с ситуациями общения, убеждениями и субъективной реальностью человека.
Слайд 44Что такое техники НЛП
Это особым образом организованная последовательность действий, котоpая отвечает
следyющим четыpем yсловиям: они pаботают, давая те pезyльтаты, для котоpых они пpедназначены; описание следyет технике "шаг-за-шагом", так что yпpажнение может быть освоено и воспpоизведено каждым, даже не имеющим специального обpазования; во всех yпpажнениях заложен кpитеpий изящества, то есть использyется минимальное количество шагов для достижения pезyльтата; техники не зависят от конкpетного содеpжания, обpащены к фоpме пpоцесса поэтомy обладают yнивеpсальной пpименимостью. Каждая техника НЛП пpедназначается для pешения той или иной пpоблемы. Глобальная задача НЛП - пpивести человека от того места, где он остановился и испытывает пpоблемy, к pешению пpоблемы. Каждое yпpажнение имеет встpоеннyю экологическyю пpовеpкy для того, чтобы сохpанить целостность человеческой личности. Пеpед тем, как изменить свое поведение или мысли, или чyвства, необходимо создать yсловия, способствyющие этим изменениям. Многие люди настолько запyтались в самих себе, что не веpят в возможность избавления. Люди не хотят pазочаpования, они не хотят снова попасть в тy ситyацию, из котоpой пытаются выбpаться. Поэтомy в НЛП есть такое пpавило: Вы можете веpить или не веpить в то, что обещает пpогpаммиpование - это не главное; главное в том, чтобы вы позволили себе попыткy, не ожидая от нее pовным счетом ни чего. Когда нет ожиданий - нет и pазочаpования. Когда нет напpяжения, связанного с ожиданием, ваши способности pаскpепощены и вы имеете достyп ко многим своим pесypсам.
Слайд 45Техники
Согласно НЛП, основной процесс изменений включает:
выяснение того, что
представляет собой состояние человека в настоящее время (симптомы);
внесение подходящих ресурсов, для того чтобы привести человека к желаемому состоянию.
Симптомы + Ресурсы = Желаемый результат
Навыки и техники НЛП систематизированы таким образом, чтобы помочь распознать и определить актуальное состояние и желаемое состояние различных типов и уровней, а затем найти и применить подходящие ресурсы, для того чтобы получить эффективное, удобное и комфортное, т. е. экологичное, изменение, позволяющее приобрести желаемое состояние. С течением времени НЛП разработало много очень мощных инструментов и навыков для построения коммуникации и изменений в разных видах деятельности, включающих консультирование, психотерапию, образование, здоровье, творчество, юриспруденцию, менеджмент, продажи, лидерство и воспитание детей. Назначением любой техники НЛП является обогащение или усиление одного из трех отличительных особенностей эффективного поведения - такого поведения, которое обладает:
Подробным представлением результата.
Сенсорно очевидной обратной связью.
Гибкостью внутренней реакции и внешнего поведения.
Многие подробно разработанные техники и процедуры, которые составляют поведенческую технологию НЛП представлены в увеличивающемся ряде книг, означающих развитие НЛП. Также существует множество техник, которые пока не описаны в книгах или которые находятся в процессе разработки и усовершенствования.
Слайд 46 Приведем список некоторых основных техник и методик НЛП:
1.
Распознавание и подстройка под наиболее часто используемые слова и предикаты репрезентативных систем другого человека в целях создания раппорта и обеспечения взаимопонимания.
2. Подстройка с помощью "отзеркаливания" и совпадения по позе, жестам, выражению лица, положению головы, темпу и высоте голоса, для того чтобы поддерживать раппорт с собеседником.
3. Перевод высказываний из одной репрезентативной системы в другую для улучшения понимания между отдельными людьми или группами людей, если при общении между ними возникают проблемы.
4. Наблюдение и утилизация сенсорных ключей доступа, а также микродвижений для улучшения взаимопонимания и подстройки под типичные мыслительные стратегии другого человека с целью систематизации и понимания его опыта и сообщений, полученных от других людей.
5. Помощь в развитии новых возможностей и способностей восприятия у других людей с использованием сенсорных слов и систематического использования ключей доступа.
6. Помощь в улучшении сенсорной компетентности, для того чтобы более точно и быстро воспринимать и определять воздействие поведения одних людей на других.
Слайд 47Техники (продолжение)
7. Выявление и сортировка различных (неконгруэнтных) видов коммуникации у
других людей с целью сокращения неправильного понимания и недоразумения.
8. Установка якорей и триггеров на позитивные опыты и ресурсы, наблюдаемых в контексте, и повторный запуск или коллапс этих якорей в тех ситуациях, когда у человека или группы нет необходимого доступа к ним. В результате такое поведение или реакция также могут служить ресурсом в других контекстах.
9. Выявление и разбивка неуспешной петли калибровки (якорей) с целью добавления гибкости и вариантов выбора в реакции и коммуникации.
10. Разрушение неконкретных словесных карт и создание вербальных описаний более высокого качества и, что более важно, поведенческих демонстраций, примеров, для того чтобы создать модель опыта и результатов данного человека, которую можно легко использовать и наблюдать сенсорно.
Слайд 48
11. Рефрейминг контекста и содержания проблемного поведения и реагирования путем выявления
позитивного намерения и вторичных выгод, лежащих в его основе. Целью этого является изменение восприятия в сторону положительного отношения к поведению, таким образом, поведение может восприниматься как более ресурсное. Такое изменение восприятия помогает людям:
a. отделить "себя" от "поведения" через усиление и признание данной части личности с целью объединения "себя" с позитивным намерением;
b. сохранить позитивное намерение проблемного поведения, даже если поведение, использовавшееся для достижения данного намерения, изменилось;
c. сохранить и укрепить вторичные выгоды проблемного поведения или реагирования, которые помогают сохранить экологию системы, а также поддержать "себя" путем изменения нежелательного поведения.
12. Создание и укрепление поведенческой гибкости участников системы с помощью ролевых игр (тренингов) и других форм поведенческого моделирования, для того чтобы помочь участникам системы более согласованно и методично добиваться желательного поведения и реакций от других членов группы.
13. Выявление и детализация высококачественных описаний и демонстраций групповых и индивидуальных результатов или желаемых состояний, которые будут хорошо сформированными, практичными и экологичными для той конкретной системы, к которой они относятся.
Слайд 49
В рамках изучения процесса коммуникации НЛП прибегает к такому понятию как
раппóрт. Под раппортом понимают процесс установления и поддержания доверительного взаимодействия, взаимопонимания и гармоничного сотрудничества посредством коммуникации с подсознанием партнера, что дает возможность вызывать у него заданные реакции. С помощью раппорта достигается атмосфера взаимного доверия, мира, честности и отзывчивости. Как правило, раппорт свойственен близким людям. Люди, находящиеся в раппорте, используют некий скрытый механизм внутреннего взаимодействия: даже на расстоянии они продолжают ощущать друг друга, вплоть до ощущения эмоций, переживаний.
Раппорт – в пер. с англ. (из фр. rapport [ræ´po:]): 1) взаимоотношения, связь 2) взаимопонимание, понимание; согласие
Слайд 50
По мнению специалистов НЛП, именно установление глубокого раппорта с собеседником является
основным предварительным условием осуществления эффективной коммуникации и отношений сотрудничества. В отличие от обычного контакта раппорт определяется, прежде всего, подсознательным доверием.
Основу раппорта составляют два последовательных и сочетающихся процесса: первый этап – присоединение, второй этап - ведение.
Слайд 51
Присоединение предполагает активное участие в создании раппорта с собеседником. Цель в
данном случае заключается в том, чтобы ускорить наступление взаимодействия.
Присоединение осуществляется через отзеркаливание личности - подстройку под нее посредством повторения элементов ее поведения и речи. Однако отзеркаливание ни в коем случае нельзя рассматривать как формальное повторение другого человека. Это поведение, за которым стоит положительное намерение установить прочный контакт, с помощью которого можно двигаться к намеченной цели. В жизни мы присоединяемся постоянно: киваем головой в тон говорящему или раскрываемся навстречу человеку, который направляется к нам, широко раскинув руки. Отзеркаливание может происходить также на психологическом уровне: человек охотнее доверяет тому, у кого похожие с ним взгляды и убеждения, или кто переживает аналогичные чувства, находится в схожем эмоциональном состоянии или жизненной ситуации. В таком случае подсознательное доверие основывается на чувстве взаимопонимания.
Слайд 52
Важным фактором отзеркаливания и залогом успешного целенаправленного воздействия на собеседника является
калибровка его модальности и подстройка под нее. Калибровка - отслеживание неосознаваемых вербальных и невербальных изменений в собеседнике (часто малейших изменений в мимике, позе, движении глаз, дыхании) с целью установления однозначного соответствия между наблюдаемыми поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.
Подстройка - заимствование деталей поведения собеседника с целью усиления раппорта. (Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование».) Подражание отдельным особенностям поведения собеседника, т.е. отражение или повторение в своем поведении характерных особенностей его поведения.
Слайд 53
Таким образом, чтобы создать раппорт, необходимо подстроиться к предикатам другого человека,
и тем самым начать говорить на его языке и представлять ему идеи именно тем способом, каким он о них думает. Успех зависит, во-первых, от нашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей, а во-вторых, от того, имеем ли мы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Безусловно, не все разговоры происходят в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта. Проще всего установить раппорт с человеком, который думает тем же способом, что и мы, независимо от того, согласны мы с его взглядами или нет.
Паттерн - систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. (Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование».)
Слайд 54
Ведение - это изменение своего собственного поведения в режиме раппорта с
целью управления поведением собеседника. Раппорт необходим для того, чтобы собеседник следовал за вами. Необходимость присоединения для последующего ведения объясняется тем фактом, что любой человек пойдет за другим только в том случае, если тот до этого следовал за ним.
Слайд 55
Уровни раппорта могут быть различными: всё зависит от глубины взаимодействия и
от длительности пребывания в раппорте. Установление раппорта с разными людьми занимает разное время (от нескольких минут до нескольких недель).По мнению специалистов НЛП, именно установление глубокого раппорта с собеседником является основным предварительным условием осуществления эффективной коммуникации и отношений сотрудничества. В отличие от обычного контакта раппорт определяется, прежде всего, подсознательным доверием.
Слайд 56
Надежным способом вхождения в желаемое состояние является «якорение». Якорение – это
процесс ассоциирования, фиксирующий внутреннюю реакцию – определенные состояния сознания индивида – с помощью внешних пусковых механизмов (т.н. триггеров) так, что реакция может быть быстро, а иногда даже неявно, вызвана повторно.
Якорь – это определенный стимул, который связан с физиологическим или эмоциональным состоянием и способен «запустить» его и вызвать из памяти специфические воспоминания. Физиологическая основа якорей базируется на теории условного рефлекса И. П. Павлова. Якорями обычно становятся внешние раздражители, стимулирующие определенную внутреннюю реакцию - физиологическую или эмоциональную.
Слайд 57
Якоря могут располагаться в любой модальности: зрительной, слуховой, кинестетической. Это может
быть звук, образ или прикосновение, которые каждый раз вызывают определенные ассоциации, эмоциональные состояния, поведенческие реакции.
Якоря обычно являются внешними. Аудиальным якорем может быть звонок будильника, побуждающий вставать, или школьный звонок, сигнализирующий о конце перемены. Визуальным якорем является зеленый сигнал светофора, разрешающий ехать, или кивок головы, означающий «да». Запахи, вызывающие воспоминания, представляют собой кинестетические якоря.
Слайд 58
Прикосновение к руке может стать якорем для визуальной фантазии или даже
убеждения, тон голоса – для состояния возбуждения или уверенности. Человек также может сознательно вырабатывать и приводить в действие эти ассоциации.Однако в некоторых случаях якорь может быть и внутренним: например, якорем для конкретного внутреннего ощущения может стать возникшая в памяти картина. Наш мозг естественным образом связывает переживания. Поэтому, чтобы воспроизвести какое-либо воспоминание, нам необходима некоторая ассоциация в настоящем для извлечения исходного переживания.
Слайд 59
Якоря - это все факторы, которые вызывают эмоциональное состояние. Якоря часто
являются очевидными и широко распространенными, что затрудняет их распознавание. Якорь может привести к неосознанным действиям и реакциям без лишних размышлений. Иногда использование якоря происходит в виде некоего ритуала. Например, студенты надевают на экзамен «счастливый» костюм, в котором удачно сдали предыдущий экзамен, или берут с собой «амулет удачи», дающий им дополнительные силы и уверенность в себе.Большинство якорей, которые мы имеем в настоящий момент, были установлены нами самими или другими людьми неосознанно, и поэтому их действие непредсказуемо. Мы сами не знаем, как отреагирует наше сознание на то или иное прикосновение. Сознание часто не может объяснить, почему какая-либо мелодия вызывает в нас грусть или иное чувство. Ощущения и ассоциации могут усиливаться при повторном воздействии якоря.
Слайд 60
Слова тоже могут действовать как якоря. Например, слово «контрольная работа» является
для многих школьников якорем: они чувствуют себя взволнованными и часто теряют способность показывать лучшие результаты.В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние. Одно из них - фобия. Например, люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и они всегда воспроизводят эту ассоциацию, находясь в тесном или узком помещении.
Слайд 61
Путем использования якорей можно перепрограммировать сознание. Если создать новую ассоциацию по
отношению к прежней неприятной ситуации, то с помощью якоря можно вызвать и закрепить новую, положительную, реакцию. Для этого потребуется перенос положительных эмоциональных ресурсов из одного переживания в другое - то, в котором необходимо иметь доступ к этим ресурсам.В целом, якорь можно использовать для получения доступа к любому необходимому ресурсу.
Слайд 62
Ресурс - это некое внутреннее переживание, чувство, эмоциональное состояние или способность
человека. Ресурсами могут быть такие состояния, как спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность к убеждению других, способность к публичным выступлениям, уверенность за рулем автомобиля и др. Всякий человек обладает комплексом ресурсов, каждый из которых имеет свое название, но не всякий человек имеет свободный доступ к своим ресурсам. Чтобы получить этот доступ, необходимо идентифицировать то чувство, которое требуется извлечь, активизировать. Тем более эта задача становится сложнее, когда речь идет о доступе к ресурсам других людей.
Слайд 63Установить прочный якорь можно двумя способами.
Во-первых, якорь может быть установлен с
первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Делать это нужно во время максимальной эмоциональной вовлечённости реципиента. Так, например, если сильно напугать человека в темноте, вероятнее всего у него возникнет соответствующая фобия, и в будущем он будет беспричинно и неосознанно чувствовать страх, находясь в темном помещении.
Слайд 64
Во-вторых, якорь устанавливается с помощью повторения триггеров.Чаще всего якоря вырабатываются путем
простого совмещения двух различных опытов. На уровне поведения, ассоциации между двумя событиями или явлениями становятся более стабильными и закрепляются, если повторять последовательность включения якорей несколько раз. Например, можно попросить кого-либо живо представить себе то время, когда он проявил необычные творческие способности, и похлопать его по плечу, когда он думает об этом. Если повторить это несколько раз, похлопывание по плечу будет автоматически вызывать у человека творческое состояние.
Слайд 65
Повторение одних и тех же триггеров - аудиальных (музыка, тембр голоса
в громкоговорителе) или визуальных (слоганы и лозунги на транспарантах и стенах, которые могут представлять собой бессмысленные словосочетания, цветовая гамма, графические изображения и пр.) во время политических акций (например, «бархатных» революций), вызывает у аудитории – и особенно у толпы - нужные неосознанные реакции. []Другим примером может послужить обозначение опасности красным цветом. Если часто встречаться с таким обозначением, в подсознании закрепляется ассоциация: «красное – опасность». Таким образом, якоря могут стимулировать действия или изменять эмоциональное состояние человека.
Слайд 66
Для наибольшей эффективности якоря должны отвечать следующим требованиям: - по времени
совпадать с пиком интенсивности эмоционального состояния, когда человек максимально погружен в данное чувство; - быть уникальными и различимыми, быть легко воспроизводимыми; - воспроизводиться с максимальной точностью;- быть связанными с тем состоянием, которое отчетливо и легко переживается.
Слайд 67
Одним из способов установки якоря в психотерапии является следующий. Например, у
собеседника нужно вызвать чувство доверия и закрепить его с помощью якоря, чтобы затем иметь прямой доступ к данному ресурсу. Сначала вопросом или иным предложением нужно вызвать у него воспоминание о том времени, когда он реально переживал это чувство. «Когда в последний раз ты испытывал искреннее доверие и не был этим разочарован?» Если у человека нет опыта переживания нужного ресурса, то можно задать вопрос с опорой не на опыт, а на воображение: «Что ты почувствуешь, когда поймешь, что доверяешь кому-то?» Смысл этих вопросов в том, чтобы человек прямо сейчас пережил чувство доверия. Нужно поймать момент наивысшего переживания доверия и на пике переживания поставить якорь. Якорем может стать любое прикосновение, звук, слово, движение, если оно находилось в поле зрения этого человека. Кинестетический якорь более мощный и ему очень сложно сопротивляться.
Слайд 68
Иногда возникает возможность поставить якорь без задавания вопросов, напpимеp, человек сам
во время беседы начинает рассказывать о том времени, когда кому-то, по его мнению, еще можно было доверять. В это время он погpyжается в тpанс воспоминания, и его собеседнику остаётся лишь аккуратно присоединиться к нему и установить якорь.
Слайд 69
Другие позитивные эмоции можно вызвать, активизируя мысли собеседника о том, что
ему особенно дорого (дети, успешные дела в прошлом, реализация будущих планов и надежд) или о том, что льстит его тщеславию (обладание предметами собственности, родословная, принадлежность к кругу «избранных», хорошая внешность, истории успеха, особые знания и пр.). Эти темы могут вызывать у реципиента возбуждение и положительный настрой, но это отнюдь не означает, что такие же эмоции эти триггеры должны вызывать у самого коммуникатора. Задача состоит в том, чтобы обнаружить эти темы-якоря, закрепить их вербально и использовать для достижения нужного эффекта.
Слайд 70Что такое Игры Нового Кода НЛП
Игры Нового Кода НЛП – это
упражнения, основная цель которых – привести играющего в высокопродуктивное состояние сознания. С помощью приемов классического НЛП это состояние можно затем переносить в проблемные ситуации в реальной жизни.
Состояние Высокой Эффективности (иногда называемое «состоянием потока», «состоянием нерк-нерк», «состоянием незнания») характеризуется остановкой внутреннего диалога, минимальным мышечным напряжением, одновременной согласованной работой периферического и сфокусированного зрения.
Опыты с энцефалографом показывают, что в процессе симуляции* игр Нового Кода НЛП у опытных игроков наблюдаются тета-ритмы головного мозга - волны, характерные для пограничного состояния между сном и реальностью. Это состояние используется во многих школах личностного и духовного развития, и, насколько мы можем судить, Игры Нового Кода НЛП являются наиболее коротким способом попадания в это состояние. В среднем игра занимает 12-15 минут у начинающих и 5-10 минут у опытных игроков, что является заметным продвижением вперед по сравнению с 30-60 минутами для обычных медитаций. Кроме того, в процессе игры необходимо поддерживать постоянный контакт с внешним миром - а это значит, что намного проще становится удерживать внимание, не отвлекаясь.
Игры Нового Кода НЛП, созданные Джоном Гриндером – Алфавит и Н.А.С.А. являются классическими и преподаются почти на всех тренингах по Новому Коду. Вместе с тем, Джон опубликовал правила разработки игр, сделав тем самым возможным создание новых, более интересных и увлекательных упражнений. Такие игры как «Москва-Амстердам» или «Продвинутые ладушки» были придуманы тренерами в России.
Слайд 71Игра Нового Кода НЛП должна отвечать следующим обязательным критериям:
1) Задействованы оба
полушария: играющий должен совершать действия, требующие одновременного или поочередного вовлечения разных полушарий головного мозга. Например: использовать как правую и левую половину тела; совершать математические вычисления и петь одновременно.
2) Все репрезентативные системы (визуальная, аудиальная и кинестетическая) должны быть задействованы в игре, причем не только на вход, но и на выход. Играющий должен воспринимать информацию через глаза, уши и ощущения и реагировать на нее: совершать движения, произносить звуки или слова.
3) Параллельный процессинг: одновременное выполнение разнополушарных, разносистемных действий: например, проговаривание текста и движения руками.
4)Ритмический компонент: играющий должен поддерживать постоянный ритм движений и дыхания. Он может поддерживаться ритмичной музыкой, метрономом или собственными движениями или словами игрока.
5)Минимальное мышечное напряжение: при выполнении игры играющий должен поддерживать минимально необходимое мышечное напряжение. Джон говорит о "грациозности" игрока.
6)Масштабируемость: если игра становится слишком простой или слишком сложной, должна быть возможность пропорционально ее усложнить или упростить
Слайд 72Четырех-шаговая модель создания изменений
4-х шаговая модель была разработана Джоном Гриндером. Это универсальный способ,
позволяющий самостоятельно создавать изменения в любых ситуациях используя бессознательный выбор ресурсов. То есть, вы не решаете сознательно что вам нужно (сделать, иметь, думать, чувствовать и т.д.) в данной ситуации, чтобы она изменилась - это решает ваше бессознательное, а вы на сознательном уровне можете даже не знать что это будет. Критерием успешного выполнения техники является поведенческая проверка (в жизни, когда эта ситуация повторяется вновь) или внутреннее изменение ваших ощущений на 4-м шаге.
Слайд 73Шаги техники
Диссоциированно (глядя со стороны, как бы от 3-го лица) выберите
ситуацию, которую хотите изменить. Представьте эту ситуацию в пространстве перед вами.
Шагните в пространство ситуации и ассоциируйтесь в ситуацию во всех системах восприятия: отметьте, что вы видите, что вы слышите и что вы чувствуете, когда вы внутри ситуации. Возможно, это будет короткий фильм, проживаемый вами от первого лица.
Создав качественную ассоциацию, покиньте ее и выйдите из этого пространства.
Выберите новое место в пространстве, встаньте туда и поиграйте в игру Нового Кода НЛПВыберите новое место в пространстве, встаньте туда и поиграйте в игру Нового Кода НЛП до появления состояния высокой продуктивности.
Как только вы войдете в состояние абсолютного спокойствия, шагните обратно в пространство ситуации и ассоциируйтесь в ситуацию, так же, как вы это сделали на 2-м шаге (если это был фильм, войдите в 1-й кадр).
Вспомнив, просто наблюдайте за тем, какие изменения происходят во всех системах восприятия: что вы теперь видите, слышите и чувствуете. Не делайте ничего специально – просто наблюдайте за тем, что происходит.
Изменения могут начать происходить не сразу, поэтому побудьте в пространстве ситуации какое-то время, приблизительно до трех минут.