Слайд 1Наука как лидирующая сфера современной культуры
Лекция 1
Слайд 2Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
характеризуется
ведущей ролью промышленного сектора экономики,
развитием индустрии,
превращением капитала в рычаг власти,
формированием наций и национальных государств,
возникновением демократических институтов
превращением права в основной регулятор отношений в обществе,
урбанизацией.
Научно-технический прогресс становится индикатором социального прогресса в целом.
Слайд 3Урбанизация – признак индустриального социума
Слайд 4Доиндустриальное (аграрное, традиционное ) общество
характеризуется
ведущей ролью аграрного сектора экономики,
приоритетом натурального хозяйства,
прямым насилием как опорой власти,
сословной иерархией,
верховенством семьи в социализации человека.
технический прогресс носит эпизодический характер
Слайд 5Аграрный или урбанизированный мир?
Слайд 6
Чего сможет достичь человек в схватке с ПРИРОДОЙ?
Слайд 7Концепция индустриальной цивилизации
возникла
в 50-60х гг. ХХ в. в двух вариантах:
концепция
Р.Арона ,
концепция У. Ростоу
Слайд 8
Арон Раймон –французский философ, социолог, полит.обозреватель(1905-1983)
Выступал за деидеологизацию науки и глобализацию.
Политический обозреватель газеты «Фигаро». Либерал. Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.
Слайд 9Концепция Р. Арона
трактовала индустриальную цивилизацию как общество, в котором ведущая
роль принадлежит
развитию техники и технологий.
Главное, по мнению Арона, не количественный рост («бег на скорость»),
а создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком (идеи глобализма и либерализма).
Слайд 10Особое значение в индустриальном обществе приобретает НАУКА
Слайд 11Знание вообще и научное знание, в частности, усиливают свои позиции в
постиндустриальном мире
Слайд 12Наука как важнейшая форма познания в современном мире
Понятие «Наука» можно трактовать
в 3-х аспектах:
1) наука как деятельность;
2) наука как знание;
3) наука как социальный институт.
Слайд 13ПОНЯТИЕ НАУКИ:
1. Наука как деятельность
представляет собой творческий процесс
субъект-объектного взаимодействия,
направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Слайд 14Основные компоненты структуры научной деятельности :
Субъект (кто исследует),
объект (или
предмет, что исследуют),
средства и методы,
цели и программы,
результаты или продукты.
Слайд 15Современная наука
использует множество разнообразных средств познания природы, общества и духовно-психической
реальности.
Среди них выделяют
материальные средства, составляющие экспериментально-измерительную или приборную базу современной науки.
Концептуально-логические средства – в состав которых входят специализированные искусственные языки и категориальные системы, логико-методологические стандарты и эталоны организации знания
Математические средства – включающие в свой состав различные системы математических языков и формализмов, призванных обеспечить процедуры описания, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов
Слайд 172. Наука как знание
В зависимости от специфики познаваемой реальности выделяют
знание
как информацию об объективном мире природы и общества;
знание о внутреннем духовно-психическом мире человека
знание о целях и теоретических программах деятельности человека
каждый их этих видов знания может существовать в формах протонаучного, вненаучного и научного знания.
Слайд 18Проблема критериев научности знания
1). Исторические критерии научности :
а) формально-логическая непротиворечивость знания;
б)
опытная проверяемость и эмпирическая обоснованность;
в) рациональный характер знания;
г) воспроизводимость и семантическая инвариантность;
д) универсальность
Слайд 192). Логические критерии :
непротиворечивость, полнота, независимость исходных аксиом
простота, эстетическая значимость,
инструментальная эффективность
Слайд 20Наука как социальный институт
совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными
нормами, принципами и методами профессиональной коммуникации, формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.
Слайд 21ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ
Культурно-мировоззренческая
Индустриально-производственная
Функция социального управления и рационализации социальных отношений;
Функция генерации и
воспроизводства научных знаний в системах образования и трансляции социального опыта.
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ НАУКИ
объективно-предметная направленность научного познания;
конструктивно-творческая природа науки,
состоящая в том, что
она исследует не только объекты, осваиваемые в наличных формах социальной деятельности, но и создает теоретические модели потенциально возможных объектов в практике будущего.
Слайд 23На сколько верны научные прогнозы? Этот вопрос задает философ и трейдер
амер. биржи Нассим ТАЛЕБ.
Слайд 24Случайность или «черный лебедь» цивилизации вторгается в научные прогнозы и меняет
их результаты!
Можно ли минимизировать болезненность такого стресса? Можно, отвечает Нассим Талеб!
Слайд 25Обобщим понятие науки
Наука – это форма социально организованной познавательной деятельности, в
которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.
Слайд 26ФОРМЫ ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
а) обыденно-практическое познание,
в котором фиксируется опыт повседневной жизни
и обнаруживает себя логика «здравого смысла»;
б) игровое познание,
реализующееся на основе условно принимаемых правил и целей, и имеющее обучающе-развивающий характер;
в) различные формы протонаучной познавательной деятельности, регулируемые посредством традиций и обычаев
Слайд 27Кроме того, формы вненаучного познания
паранормальное,
псевдонаучное,
антинаучное,
девиантное и др.
Слайд 28К паранормальному знанию относят
учения о тайных природных и психических силах
и отношениях, которые реализуются за пределами известных науке физических способов взаимодействия.
Например, ЭСВ – экстрансенсорное восприятие, телепатия, психокинез и др.
Слайд 29Псевдонаучное знание
интерпретация реально изучаемых наукой событий и явлений, еще не получивших
в ней адекватных объяснений в соответствии с принятыми в науке логико-методологическими стандартами и эталонами.
Например, феномены внеземных цивилизаций, НЛО, Лох-Несское чудовище и др.
Слайд 30Девиантная наука или анормальное знание
познавательные структуры в науке,
которые еще не
получили всеобщего признания в научном сообществе не одобрены в соответствии с доминирующими в нем методологическими стандартами.
Например, в период научной революции в конце ХIХ – начале ХХ века релятивистская физика А.Эйнштейна и квантовая механика
Слайд 31Лекция завершена, благодарю за внимание!