Наука и методология научного познания. (Лекция 3) презентация

Содержание

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ. 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Вопросы лекции: НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 1

Кафедра 46
(философии, истории и культурологии)


Слайд 2НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ.
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО

ЗНАНИЯ.

Вопросы лекции:






НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ




Тема № 3 -ЛЕКЦИЯ


Слайд 3Литература





Обязательная:




Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.-

5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2010. – 775 с.

Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. М., 1997.

Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2010.

Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.


Слайд 4

1. ПОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ.


Вопрос лекции:
1


Слайд 5НАУКА
Нацеленность на изучение:

Природа


Общество


Человек


Техника






естественные науки




социально-гуманитарные науки




технические науки



Научное познание – это социально обусловленный процесс
познания законов объективного мира, результатом которого
является развивающаяся система истинных знаний и
методов, служащих целям преобразования действительности
и развития самого человека


Слайд 6

НЕНАУЧНОЕ
Познание




ДОНАУЧНОЕ
ВНЕНАУЧНОЕ
НАУЧНОЕ
ОБЫДЕННОЕ
ЕСТЕСТВЕННОЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ




Слайд 7По отношению к научному знанию
По способу выражения знаний
По характеру оформления знаний
Художественное
Религиозное
Мифологическое
Магическое
Релятивистское
Фетишистское
Скептическое


Догматическое


донаучное

лженаучное

паранаучное

антинаучное

ненаучное




Основные формы вненаучного
знания





Слайд 8

НАУКА





особый вид деятельности по производству достоверного знания










особый социальный институт

общества










особое социокультурное явление






Слайд 9



НАУКА КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ





Структура:


Научное сознание


Научные

учреждения


Научные отношения




как социальный институт возникает естественным путем


осуществляет свою деятельность в специальных организационных формах


представляет собой сложную систему взаимоотношений с другими социальными институтами


активное участие науки в решении сложных социальных задач


Слайд 10
требования:




Профессиональная научная деятельность





наличие знаний, умений

и навыков поиска и научного описания источников




грамотное использование
понятийного аппарата науки




апробация идей исследования в
научных публикациях




умелое планирование этапов и результатов исследования




самостоятельность и нравственная ответственность




здоровая самокритичная оценка научного труда


1

2

3

4

5

6


Слайд 11

НАУЧНОЕ
ПОЗНАНИЕ

целенаправленный процесс получения
объективного (достоверного ) знания


характеризуется системностью и


концпептуальным характером знаний

строгая доказательность и
последовательность


наличие научно-экспериментальной
базы

особый язык и методы
исследования

нацеленность не только на прошлое,
настоящее, но и на будущее


Характерные черты научного познания


Слайд 12
Существенные
признаки:

логическая обоснованность
установка на познание сущности
системность
опережение практики

общезначимость

объективная истинность

специальность языка науки

концептуальный характер знаний

Общая характеристика:
научного знания


Слайд 13
Дифференциация научного знания

Основные закономерности развития научного познания

Интеграция научного знания


Преемственность научного

знания



Рост темпов развития объема научного знания


Слайд 14Вопрос лекции:
2

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.


Слайд 15Основные формы развития научного знания

СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
практика
Основные формы:





Фд – факт действительности


Фн – факт науки

Нп – научная проблема

Г – гипотеза

Д – доказательство

Т – новое теоретическое
знание


Слайд 16Г
факт действительности, на который
направлено познание человека
Содержание основных

форм:

факт науки как отражение факта действительности в сознании исследователя и конкретной науки

научная проблема, сформулированная в форме вопроса или вопросов

гипотеза как научное предположение об объяснении факта науки

научное доказательство- процесс обоснования или опровержения гипотезы

новое теоретическое знание или доказанная
гипотеза о факте науки





Фд



Научное
знание:

Фд

Нп

Т

Д












Слайд 17Метод – есть совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения

действительности


По характеру и общему
назначению


По решению конкретных познавательных задач

Классификация методов:


По степени общности







Методы научного познания





Слайд 18Эмпирические
Теоретические
Методы-подходы
Методы-приемы
Специальные
(частно-научные)
Всеобщие философские
Общенаучные










По характеру и общему
назначению
По решению конкретных познавательных задач
По

степени общности




Классификация методов научного познания




Слайд 19Эмпирические
Теоретические
Общенаучные
методы:
наблюдение
эксперимент
измерение
моделирование и др.
анализ
синтез
сравнение
обобщение

абстрагирование
и др.






Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика