Слайд 1АГРЕССИЯ
ОСНОВЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Проблемы насилия в семье
Слайд 2Cемейное насилие
Насильственные действия чаще всего совершаются по отношению к женщинам и
детям
Психологическое и физическое насилие являются наиболее распространенными
Насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди, т.е. насилие происходит в семье
Насилие в подавляющем большинстве случаев не единичный акт, а повторяющееся явление
Потерпевшие и их родственники, как правило не обращаются в полицию, а ищут поддержки и помощи у друзей (но не родственников) или в специализированных организациях
Частота насилия не связан с этнической или конфессиональной принадлежностью
Уровень образования не коррелирует с частотой насилия
Удельный вес душевнобольных – 10-15%, тогда люди с непсихотическими расстройствами (тревога, депрессия, ПАВ) – до 60%
Насилие носит циклический характер
Слайд 3Психическое (психологическое) насилие
Заключается в воздействии на психику человека путем запугивания,
угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов
Слайд 4Семьи с девиацией внутрисемейных отношений
Семьи с насилием в супружеских отношениях
«Фактор риска»
вербальной агрессии – для жены ее низкий уровень образования, для мужа – его низкий заработок
Самооценка женщин варьирует от 6,4% (избиение) до 23,1% (щелчки, затрещины)
Межпоколенная передача насилия - «… суровость наказания в 8-летнем возрасте положительно коррелирует с оценкой собственной агрессивности в 30 лет и с суровостью … (наказаний) собственных детей» (Бэрон, Ричардсон, 1997)
Факторы, благодаря которым удается разорвать круг насилия:
1) получение в детстве эмоциональной поддержки от неагрессивного взрослого;
2) участие в терапии в любое время в течение своей жизни;
3) неагрессивные, стабильные, эмоционально поддерживаемые и удовлетворяющие мать отношения с мужчиной
Слайд 5Семьи с девиацией внутрисемейных отношений
Семьи с насилием в отношении детей
Насилие над
ребенком – «любой акт действия или бездействия индивидов, социальных институтов или общества в целом, а также условия, возникшие вследствие таких действий, которые лишают ребенка равных с остальными прав и свобод и/или мешают его оптимальному развитию» (Gil, 1970)
1) пренебрежение родительскими обязанностями; 2) физическая травма; 3) эмоциональное насилие; 4) сексуальное насилие
Слайд 6Алкогольно-индуцированная агрессия
Среди потерпевших с виновным поведением в состоянии алкогольного и
наркотического опьянения находилось 86,4 % (в группе с нейтральным поведением жертв численность таких потерпевших составила 25 %). Среди преступников – 87,8 % и 65 %, соответственно
Провоцирующая роль алкоголя в проявлении агрессии связана с влиянием ПАВ на функционирование, в том числе эндокринной системы (кортизол, ДГЭА, тестостерон, тиреоидные гормоны). Повышенный уровень тестостерона и кортизола может способствовать развитию алкоголизма, при этом хронический прием алкоголя также ведет к повышению уровня этих гормонов и нарушению регуляции их секреции
Слайд 7Семьи правонарушителей (собственные семьи)
Основные реакции ребенка на осуждение родителя:
1. Первичными
преобладающими реакциями были печаль, страх, агрессивное антисоциальное поведение и изменение ответственности
2. Чувство утраты
3. Отчуждение от сибсов (братьев-сестер), непослушание
4. Агрессивность. Осуждение отца с большей вероятностью приводит к агрессивным реакциям ребенка, чем осуждение матери
Межпоколенная передача противоправного поведения
Недостаточный контакт с отцом является важным фактором антисоциального поведения мальчиков-правонарушителей
5. Школьные проблемы. Школьная фобия
6. Антисоциальное поведение детей (кратковременные периоды краж или прогулов школьных занятий)
Поведение ребенка является распространенной реакцией на отделение от родителя. Возникновение делинквентного поведения ребенка зависит не столько от разлуки с родителем самим по себе, сколько от конфликтов и разногласий между родителями
Слайд 8Семьи правонарушителей (собственные семьи)
Показатели функционирования семьи, обладающие наибольшей прогностической силой в
отношении правонарушений подростков: дисциплинирование подростка отцом, надзор за ним со стороны матери, привязанность отца к мальчику, привязанность матери к отцу, сплоченность семьи
Добрачная беременность
Использование физического наказания
Алкоголизм, потребление наркотиков, расстройства психического здоровья родителей; насилие или отвержение ребенка родителями
Трудности воспитания ребенка в 1-5 лет превращались в гиперактивную агрессивность и импульсивность
Низкие значения тестов интеллекта
Слайд 9Гуткевич
Елена Владимировна,
доктор медицинских наук,
ведущий научный сотрудник
ФГБУ «НИИ
ПЗ» СО РАМН,
руководитель Центра
семейно-генетической превенции и адаптации
«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ»
Генетика
агрессивного поведения
Слайд 10Агрессия –
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Обидчику свойственно ненавидеть
тех, кого он обидел.
(Тацит,
Афоризмы, 1966)
поведение, направленное против другого человека с намерением причинить ему вред.
В реализации разных видов агрессии задействованы разные структуры головного мозга.
Уровень серотонина в головном мозгу выступает посредником в этой закономерности.
Слайд 11Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Зависимость сексуальной привлекательности самцов от их
агрессивности
Слайд 12Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Человеческая агрессия возникла не в качестве
особой адаптации, необходимой для решения специфической проблемы, но скорее как то, что решает множество различных проблем, связанных с выживанием (Buss, 1999)
Слайд 13Источники агрессивного поведения
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Агрессия есть нечто врожденное,
биологически обусловленное, существует в форме инстинкта, влечения. Изначальна присуща организму и передается по наследству
Агрессия – результат научения, воспитания, единственный ее источник – внешние условия
Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям
Слайд 14Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Агрессивность индивида как устойчивая черта формируется
в неблагоприятных условиях психического развития личности, связана с дефектами социализации, психической саморегуляции при определенных особенностях эндокринно-гуморальной организации и генетической уязвимости – предрасположенности.
Слайд 15Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность, это
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного
поведения
биопсихосоциальное явление с наследственным предрасположением и
Неполной пенетрантностью – вероятностью проявления признака
Различной экспрессивностью – низкой или высокой степенью выраженности одного и того же признака у разных лиц
Полигенностью
Эпистазом – взаимодействием генов
Конкордантность монозиготных близнецов
по агрессивному поведению равна 40%,
а для дизиготных она отсутствуeт
Слайд 16Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Оценки наследуемости для разных показателей агрессивности
колеблются от 0 до 98%, что обусловлено различиями в величине использованных выборок, в возрасте испытуемых (от 4-летних детей до взрослых), способах измерения агрессии
Изучение агрессивности у детей, как правило, указывает на вклад и генотипа, и общей среды (подразумевают все ненаследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников похожими) в изменчивость данной черты
Слайд 17Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
В межиндивидуальные различия в агрессивности взрослых
примерно равный вклад вносят и разнообразие генотипов в популяции (коэффициент наследуемости обобщенных характеристик равен 40-54%), и разнообразие средовых факторов развития, причем в этом возрасте последние представлены индивидуальной средой (усиливающей несходство членов одной семьи), а влияние общей среды отсутствует
Были получены значительные генетические корреляции между обобщенными характеристиками (0,31-0,51), что свидетельствует о том, что различные проявления агрессии в определенной степени связаны с действием общих генов
С возрастом влияние генетических факторов повышается, а факторов общей среды – снижается
Слайд 18ГЕНЫ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ –
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Это мутантные гены (аллели),
которые совместимы с рождением и жизнью, но при определенных неблагоприятных условиях способствуют развитию того или иного заболевания.
Их сочетание для каждой конкретной патологии называется
ГЕННОЙ СЕТЬЮ
Слайд 19Генные сети
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
ГЕНЫ РЕЦЕПТОРОВ
СЕРОТОНИНА
ДОФАМИНА
ОПИАТНЫХ
НИКОТИНОВЫХ
АНДРОГЕН
ГЕНЫ-ТРИГГЕРЫ
ПЕРЕНОСЧИКИ СЕРОТОНИНА (17 ХРОМОСОМА) , ДОФАМИНА
РЕГУЛЯТОРЫ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА И РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ ДОМИНАНТНОСТИ
ГЕН АЛЬФА L1 АНТИТРИПСИНА РI
АНГИОТЕНЗИНПРЕВРАЩАЮЩИЙ ФЕРМЕНТ
НЕЙРОТРОФИН
ОНКОГЕН HRAS-1
ГЕНЫ ДЕТОКСИКАЦИИ
ДОФАМИН β ГИДРОКСИЛАЗЫ
ТИРОЗИН ГИДРОКСИЛАЗЫ
ТРИПТОФАНГИДРОКСИЛАЗЫ
МОНОАМИНООКСИДАЗЫ
АЛКОГОЛЬДЕГИДРОГЕНАЗЫ
АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ
КАТЕХОЛ-О-МЕТИЛТРАНСФЕРАЗы
ЭНДОПЕПТИДАЗЫ
Слайд 20Агрессивное поведение и хромосомопатии
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Увеличение числа Y-хросомом
(типичный кариотип – XYY), синдром дисомии Y (частота 47,XXY/46,XY 1:1000)
Варианты синдрома Клайнфельтера. Увеличение числа Х-хромосом (частота 1,2:1000)
Синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой X-хромосомой
Синдром кольцевой Х-хромосомы
Синдром «кошачьего плача» (5 p-, участка хромосомы 5, частота 1:45000)
Микроделеция в хромосоме 8
Синдром Смита-Маджениса (17р -, выпадение участка хромосомы 17)
Кольцевая хромосома 18, cиндром r(18)
Синдром Прадера-Вилли (15 q-, выпадение участка хромосомы 15, полученной от отца)
Слайд 21Нерасхождение половых хромосом при мейозе, образование сперматозоидов с лишней половой хромосомой
и без половой хромосомы
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Слайд 22 Синдром Шершевского-Тернера и Клайнфельтера
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Слайд 23 Синдром Прадера-Вилли (15 q-, выпадение участка хромосомы 15, полученной от
отца)
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Слайд 24Возможные механизмы
развития синдрома
Прадера-Вилли и Ангельмана
Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного
поведения
Слайд 25 Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
Повышенная агрессивность у
лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические факторы
Слайд 26 Гуткевич Е.В. Генетика агрессивного поведения
На разных этапах развития человека и
в разных группах в сложную систему индивидуально-психологических, средовых факторов, определяющих вероятность агрессивного поведения, включены различные биологические (в том числе, генетические) и психологические процессы
Средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных различий по агрессивности
Генетические различия вносят оставшийся существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению
Слайд 27Институциональные формы работы со случаями семейного насилия
Кризисные центры, «телефон доверия», приюты
для женщин – жертв насилия и их детей
Обязанности психолога:
Психологическая диагностика, определение и формулировка проблемы клиента;
Выбор, планирование и реализация стратегии психологического воздействия;
Просветительская работа среди членов команды по вопросам теоретической и практической психологии;
Проведение исследовательской работы
Слайд 28Дезадаптированные семьи
НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ
Слайд 29Системные кризисы:
• Экономический.
• Семейный. Россию часто по традиции, идущей от
Н.А. Бердяева, называют женской страной, материнской. Современная семья благополучна, пока подразделена на подсистему родителей и детей. Главный конфликт существует
Семья и общество
• Детства. Грубые и очевидные проявления кризиса детства – это распространение среди детей и подростков наркомании, неуклонно «молодеющая» подростковая преступность, массовая беспризорность и безнадзорность, все возрастающая распространенность социального сиротства, более или менее выраженные психические отклонения от нормы у большинства детей. Подростковый возраст, появившийся в конце XIX века, - «эпицентр» кризиса детства (Венгер А.Л., 2008).
не между мужчинами и женщинами, а между зрелыми и инфантильными субъектами обоих полов. Инфантильные поколения – это падение рождаемости, распад семьи. Воспроизводство патологических семейных сценариев легко передается именно в архаичной материнской модели наследования. Поддержки требует именно институт отцовства (Зубарев С.М., 2007).
Слайд 30Семейно-генетические принципы
Семья имеет региональные, этнические особенности, формирует общую культуральную, поведенческую, эмоциональную
среду, основные привычки, в том числе пищевые; в семье одновременно присутствуют родственники разных поколений и возрастов – детского и подросткового, молодого и зрелого, пожилого и старческого.
В зависимости от степени родства члены семьи попадают в «группы риска» с разной вероятностью предрасположения и возникновения психического расстройства в определенном возрасте.
Cемья может быть функциональной или дисфункциональной – адаптация или дезадаптация
Слайд 31
АВСХ-модель семейного кризиса (по Р. Хиллу)
А. Событие
С. Восприятие семьей события
Х.
Критическая ситуация
В. Ресурсы:
1. Личностные:
а) социально-демографические (доход, образование, социальный и профессиональный статус членов семьи, материально-бытовые условия жизни семьи)
б) уровень психического и соматического здоровья членов семьи
в) психологические (характерологические особенности, мотивационные характеристики, уровень субъективного контроля и тревожности)
2. Семейные:
а) особенности жизненного (онтогенетического) цикла семьи
б) социально-психологические – сплоченность и гибкость отношений между членами семьи, способы принятия важнейших решений, ресурсы семьи
3. Микросоциальные – взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (родственниками, друзьями, соседями, коллегами по работе)
4. Макросоциальные – различные меры социальной семейной политики
Личностные
Семейные
Микросоциальные
Макросоциальные
Слайд 32Семейно-генетический кризис
Семейно-генетический кризис мы определяем как один из семейных кризисов, когда
происходят такие этапные жизненные события, как создание семьи и брак, планирование и рождение детей, развод, бездетность супругов, психическое заболевание одного из членов семьи в разном возрасте и др.
Это – «двойной кризис»
Слайд 33Семейно-генетический кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов,
приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
Семейно-генетический кризис может быть как нормативным, так и ненормативным в зависимости от стадии жизненного или онтогенетического цикла семьи.
При этом выделяются две линии дальнейшего развития семьи: 1) деструктивная, ведущая к нарушения семейных отношений и содержащая опасность для их существования - по механизму «регрессии» или «фиксации» 2) конструктивная, включающая ресурсную составляющую. В процессе адаптации к новым условиям существования в семье происходит перераспределение функций, обязанностей, пересмотр межличностных отношений.
Семейно-генетический кризис
Слайд 34В качестве дезадаптированной представляется целесообразным рассматривать такую семью, которая обладает как
минимум одним из трех социальных «квазисвойств» – кровного родства, порождения и свойства (Голод С.И.), а также:
не обеспечивает прожиточного минимума своим членам;
не обеспечивает простого воспроизводства населения, и/или в целом ее количественная структура является «отклоняющейся от нормы»;
социально-психологические показатели ее функционирования неоптимальны, и/или ее член(-ы) не удовлятворяют своих базовых, соотвествующих возрасттребностей или страдают психическими/физическими заболеваниями;
совершили преступление (правонарушение);
имеют минимальные уровни образования и профессиональной квалификации;
в отношении такой семьи (или отдельных ее членов) общественное мнение настроено негативно (или неоднозначно), а правовые нормы являются преимущественно запретительными, ограничивающими или помогающими
Слайд 35Дезадаптированные семьи
«Педагогически запущенная семья» «Неблагополучная семья»
«Дисфункциональ-ная семья»
«Дезорганизованная семья» «Дезинтегрированная
Слайд 36ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЫХ И НЕЗДОРОВЫХ СЕМЕЙ
Слайд 37Сравнение функциональных и дисфункциональных семей
Слайд 38Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его
жизни. Влияние семьи существенно отличается от воздействия других факторов тем, что оно непрерывно, разнородно и сопровождается эмоциональностью высокого уровня.
Нормативный семейный цикл (жизненный цикл семьи) является одной из самых мощных сил, стабилизирующих обществ.
Семья в силу своих возможностей создает конкретные условия развития членов семьи.
Существование дезадаптированных семей может быть связано с попытками преодолеть отчуждение (или его проявление) в семье.
Дезадаптированная семья выступает в качестве модели динамики функционирования в условиях кризиса (в том числе, семейно-генетического) как социальный институт и как малая группа, испытывающая существенное влияние личностных особенностей своих членов.
Дезадаптированные семьи имеют двойственную природу, которая не всегда несет только отрицательный смысл, необходимо учитывать ресурсы семьи.
Дезадаптированные семьи – временное состояние, которое может быть преодолено, в том числе путем перехода на более высокий (другой) уровень функционирования и адаптации.
Слайд 39
Семейные механизмы определяют порядок функционирования семьи больного психическим расстройством
на разных этапах онтогенетического цикла семьи и семейно-генетического кризиса, позволяют выявить предикторы и механизмы психических расстройств, повысить эффективность генетической превенции и адаптации семей психически больных в системе социальных координат.
Слайд 40МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Слайд 41Многоуровневая модель
функционирования семьи
Микросоциум –
расширенная семья: родословная, семейные фотографии, опросник качества жизни
родственников, опросник участника программы помощи семье
Микросоциум –
нуклеарная семья: родословная, генограммы, социограммы, круги взаимоотношений, «Правда или заблуждение», тест «Возраст. Пол. Роль», FACES-3 (адаптация-сплоченность)
Макросоциум –
семья и социальное окружение: экокарта, ФРС (функциональный ресурс семьи)
Индивидуальный
уровень –
отдельный член семьи:
клинико-анамнестические данные, мотивационные особенности, анкета консультирующегося,
анкета по нутригеномике
Слайд 42ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ
Мотивационные особенности членов семьи
Индивидуальные копинг-стратегии
Жизнестойкость («мера способности
личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутренную сбалансированность и не снижая успешность деятельности», Kobasa S. C.,1979; Алфимова М. В., 2012)
Семейные стратегии поведения
Семейная адаптация и сплоченность
Метасреда (экокарта)
Социальные сети (опросник S.L. Phillips)
Функциональный ресурс семьи
Оценка адаптационных ресурсов семьи: опросники «Участника программы помощи семье» (Е.В. Гуткевич, А.В. Семке); «Оценка проблем, возникающих при уходе за больными родственниками» (И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер); «Шкала оценки нагрузки на семью» (G. Szmukler et al.), «Карта оценки уровня знаний о психической болезни» (Л.И. Сальникова, Л.Г. Мовина; «Оценка эмоциональной и инструментальной поддержки психически больного» (G. Sommer, T. Fydrich),
Адаптационно-превентивный потенциал семьи
Родословная
Расширенная семья
Родительская семья
Собственная (нуклеарная) семья
Генограммы
Слайд 43Акцентуированные личности это здоровые лица, как бы находящиеся на грани субнормы.
Заостренность отдельных характерологических черт в определенных ситуациях способна снизить адаптационные способности индивида, быть почвой для внутриличностных и межличностных конфликтов (Семке В. Я.)
Особенности их характера «либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими» (Личко А. Е.). Выделяют явную и скрытую акцентуацию характера: первая из них как бы составляет группу «повышенного риска», вторая представлена крайним вариантом нормы
Слайд 44Акцентуация характера как «фактор риска» расстройств личности
Три варианта склада характера –
гармоничный, акцентуированный и препсихопатический
К. Леонгард (1964) – дисгармоничность психики. Однако не представляющую «трудностей адаптации». П. Б. Ганнушкин (1933) – натуры с неудачным сочетание личностных свойств
Демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстра- и интравертированный (Леонгард К., 1981)
Гипертимный , циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, конформно-гипертимный, дистимический, застревающий (Личко А. Е., 1985)
Подобные варианты имеет генетическую, эндогенную обусловленность. Под влиянием среды возможны усиление или трансформация в иные (гетерономные) характерологические типы
Слайд 45Семьи лиц с истерическими состояниями
Варианты структуры личности, определяющиеся различиями внешнего и
внутреннего проявления эмоций – экспрессивный и импрессивный
Экспрессивный вариант – бурные эмоциональные реакции, повышенная требовательность к окружающим, капризность, высокомерие, большая инициативность и предприимчивость, постоянное желание быть на виду
Импрессивный вариант – избыточная впечатлительность, обидчивость, склонность к фантазированию и псевдологии, экзальтированность, плохая переносимость избыточных нагрузок, постоянное желание быть на виду, характерное для всех истерических личностей, реализовывалось в более узком кругу
Различное накопление среди ближайших родственников гомономных истерических психических расстройств в семьях больных личностными и невротическими истерическими состояниями отражает генетическую природу истерии. Так, генетическая компонента в группе больных истерическим расстройством личности равна 66,1%, а в группе больных истерическим неврозом (невротические диисоциативные расстройства) – 35,3%
Особенности психики – черты демонстративности в поведении, эмоциональная незрелость, элементы эгоцентризма со склонностью отрицать трудности социальной адаптации и невозможностью фиксации на какой-то определенной деятельности имеют генетическую обусловленность
Слайд 46Семьи лиц с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)
Агрессия является реакцией на внешние
раздражители, особенно связанные с перенесенным ранее травматическим стрессовым событием. Сопровождается тревогой, гиперестезией и флэшбэками (навязчивыми воспоминаниями о перенесенных стрессовых событиях)
Слайд 47Возрастно-зависимые мишени превенции шизофренических расстройств
Биологическая предрасположенность с генетической компонентой
Превенция акушерских осложнений
и гипоксии плода, коррекция резус- и АВО-конфликтов, баланс нутриентов, иммунизация
Профилактика ЧМТ, психотерапевтические вмешательства
Предупреждение употребления конопли, решение интерперсональных проблем
Помощь в решении профессиональных, семейных вопросов, типов адаптации и сплоченности, образовательные программы и выбор адекватных копинг-стратегий, использование ФРС
Профилактика органических состояний, социо-психотерапевтические вмешательства
Нейрокогни-
тивный
дефект
норма
Замедленное прохождение раннего психомоторного развития
Моторное, речевое, социо-аффективное запаздывание
1) Манкирование учебными занятиями и службой
2) Отказ от учебной или профессиональной деятельности
3) Отчетливый и долговременный сдвиг в интересах
4) Заметная и продолжительная социальная пассивность, отчуждение и изоляция
5) Выраженные и стойкие перемены во внешнем виде в целом и в поведении
Неспецифические призна-
ки акцентуированного ста-
рения и органического снижения личности
Слайд 48Семьи лиц с эндогенными психическими расстройствами
У пробандов, проживающих с психически больным
родственником, выявляются признаки психического дизонтогенеза. Невропатия. Эмоциональная депривация. Суицидальное поведение.
Коалиции
Позитивная – контроль над поведением, состоянием здоровья больного, продолжением курса терапии, протекция-защита
Слайд 49Семьи лиц с эндогенными психическими расстройствами
Негативная коалиция – выраженные анозогностические установки,
основанные на неприятии факта болезни, отсутствие понимания наличия психических расстройств, отказ от терапии, асоциальный образ жизни
Слайд 50Семьи лиц с эндогенными психическими расстройствами
Игнорирующая позиция – холодно-безразличное отношение и
даже неприятие больного, проживают отдельно
Слайд 51Семьи лиц с эндогенными психическими расстройствами
Факторы, провоцирующие обострение: 1) семейные проблемы
(обострение душевного заболевания у родственника, его госпитализация, конфликты с членами семьи); 2) психогении (развод родителей, распад собственной семьи, утрата близкого человека); 3) бытовые проблемы (низкая материальная обеспеченность, жилищные проблемы, отсутствие жилья); 4) эмоциональные нагрузки (экзамены, конфликты на работе, с соседями); 5) интеллектуальные нагрузки (учеба в различных учебных заведениях, работа); 6) прекращение лечения; 7) алкогольные эксцессы
Слайд 52Дисфункциональные семьи
составляют почву для различных эмоциональных девиаций у детей,
у которых формируются – низкая самооценка, гнев, подавленность, страх, чувство вины, горя и смущения.
Алкогольные семьи и дети
В алкогольных семьях завершенные дела ребенка получают признание и похвалу в зависимости от состояния родителя-алкоголика. «Ожидания определяются уровнем алкоголя в крови больного члена семьи». Семья игнорирует алкоголизм и считает допустимым именно такое безответственное поведение алкоголика – «фасадные семьи», где есть «секрет семьи».
Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ошибки в алкогольных семьях запрещены. В таких семьях наблюдается негативная сплоченность, замешенная на критицизме, насилии, непостоянстве, отрицании и чрезмерном стрессе. Личностный рост ребенка останавливается, происходит фиксация на своем чувстве неадекватности, приниженности.
Слайд 53
ПР
СС
ДЦП
С
С
ГА
3
УО
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
РОДОСЛОВНАЯ Б-НОГО К – ВА О.А., 1980 г.р.
Слайд 54
ГЕНОГРАММЫ
РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ МАТЕРИ
РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ОТЦА
РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ПРОБАНДА
ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Слайд 56ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
(генетические, индивидуальные, семейные,
внесемейные)
Слайд 58Психология созависимости в семьях
Феноменология созависимости соответствует критериям патологического развития личности, которое
может быть компенсированным при определенных условиях (В. Д. Москаленко)
И. Я. Стоянова, Л. В. Мазурова: искажение «Я»-образа; поведение определяет эмоциональное состояние других членов семьи; преобладают аффекты ярости, вины, отчаяния; снижается самооценка и самоуважение; усиливаются дисфункциональные роли: «Жертвы», «Спасителя»; отмечается неустойчивость защитно-совладающих стилей как невротического, так и психопатического рангов; усиливается стратегия совладания «изоляция»; на фоне хронического стресса неуклонно ухудшается здоровье: обостряются соматические болезни, развивается депрессия
Слайд 59
Одним из важнейших видов профилактической (превентивной) помощи является медико-генетическая помощь. Специализированная
медико-генетическая помощь направлена на предупреждение появления и распространения в семье и обществе больных с врожденной и наследственной патологией
Слайд 60Стандартизация протоколов медико-генетического
консультирования (руководство по практике МГК)
Консультирование:
При
раке
При кровнородственных браках
При пренатальном скрининге на муковисцидоз
При болезни Фабри
При синдроме ломкой Х-хромосомы
При повторных выкидышах
По номенклатуре при составлении родословных
Cтандарт медико-генетической помощи больным психическими расстройствами (семейно-генетическая превенция)
Установлены научно-обоснованные закономерности генетической превенции психических расстройств c выявлением новых форм функционирования семьи, определением качественных и количественных параметров семейных взаимоотношений в процессе демографического воспроизводства, формирования семейных компетенций и решения медико-генетических проблем
Предложена технология управления семейным здоровьем
Слайд 61
В последние годы концепция генетического консультирования подвергнута серьезному пересмотру и определяется
как
«процесс оказания помощи людям в понимании и адаптации к медицинским, психологическим и семейным последствиям влияния генетических факторов на развитие заболевания» (A new definition of genetic counseling: National society of genetic counselor’s task force report, 2006)
Слайд 63Центр семейно-генетической превенции и адаптации «Психическое здоровье семьи»
Группа «семейно-генетического регистра»
и «паспорта здоровья семьи»
Группа
«Биобанки ДНК»
Индивидуальные
Семейные
Группа по фармакогенетике
Группа
семейно-генетической превенции (превентивной диспансеризации «групп риска»)
Группа адаптации и реабилитации семьи в макросоциуме
Группа врачей-специалистов
Генетик; Психиатр
Психолог
Психотерапевт;
Специалист по этике
Юрист;
Социальный работник
Группа врачей-консультантов
Терапевт
Невролог
Врач функциональной диагностики
Окулист
Слайд 64Семейно-генетическая помощь представляет собой коммуникативный процесс, который связан с различными проблемами,
возникающими при наличии риска появления в семье наследственного заболевания
Заключается она в стремлении одного или нескольких специально подготовленных в области генетики лиц помочь индивидууму или семье понять медицинские факты, включая диагноз, течение заболевания и возможный исход; оценить вклад наследственных и других факторов в заболевание и риск его повторения для родственников определенной степени родства; учесть все возможные альтернативы, связанные с повторным риском; выбрать определенный, наиболее адекватный план действий с учетом риска, семейных проблем и целей, этических представлений и действовать в соответствии с этим планом; по возможности добиться наиболее адекватной реакции на заболевание у больных и на риск его повторения в семье
Слайд 65Иерархическая система cемейно-ориентированной
генетической превенции психических расстройств
(Гуткевич Е.В., Лебедева В.Ф., 2013)
Слайд 66Служба семейно-ориентированной генетической превенции психических расстройств
Цель в общепопуляционном смысле –
снижение груза патологической наследственности, цель отдельной консультации – помощь семье в принятии решения в связи с различными проблемами, возникающими при наличии семейно-генетического кризиса на разных этапах онтогенетического цикла семьи. Это –
Совокупность различных видов деятельности
Коммуникативный процесс в цепи взаимодействий между всеми участниками и действующими при этом факторами
Многоуровневая система взаимодействия
Этапность
Оценка и планирование 2) Собственно процесс реализации 3) Достижение результата 4) Комплексная оценка эффективности
Уровни
Индивидуальный
Семейный
Институциональный
Общества в целом
Слайд 69
Уровни оказания семейно-генетической помощи
Специализированные службы
Центр семейно-генетической превенции
ФГБНУ «НИИПЗ»
Отделение профилактики, диагностики и реабилитации
Стационар эндогенных расстройств
Центр пограничных состояний
Отделение аффективных расстройств с геронтопсихиатрией
Городской межведомственный центр психического здоровья
ОГУЗ ТКПБ
Стационарные отделения
Детско-подрстковые отделения
Лечебно-психологический центр
Внебольничные службы
«Стационар на дому»
Консультации
ФГБУ «НИИ медицинской генетики» СО РАМН
Медико-генетические консультации общего профиля Сибири и Дальнего Востока
Женские консультации и Центры женского здоровья
Межведомственный центр профилактики пароксизмальных состояний
Областной перинатальный центр
Центр «Семья»
Лечебно-профилактические учреждения
Поликлиники (для взрослых и детей)
Службы семейного врача
Межвузовская поликлиника
Медицинское объединение «Здоровье»
Другие учреждения
Фонды медицинского страхования
Страховые медицинские компании
Программы добровольного меди- цинского страхования
Общественные организации родителей и пациентов
Благотворительные фонды
Департаменты
Социальной защиты населения
Семьи и детей
Здравоохранения
Образования
Программы семейно-генетической защиты населения
Слайд 71Эффективность оказания СЕМЕЙНО-генетической помощи
Зависит не столько от уровня развития высоких
технологий, сколько от знания психологических мотивов поведения людей и основных факторов, реально влияющих на принятие решений в семье, уровня информированности в вопросах генетики, здоровья и планирования семьи
Зависит от готовности родственников воспринимать и усваивать сообщаемую специалистами информацию
Для эффективного решения задач консультирования необходима оценка характера реагирования данной семьи на имевшие место в ее развитии кризисы, а также способов их преодоления, как ресурсов данной семьи – адаптационно-превентивный потенциал семьи
Слайд 74КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА 2013-2020 ГОДЫ (ВОЗ)
Задача
1: все люди, особенно наиболее уязвимые или входящие в группы риска, имеют равные возможности для поддержания психического благополучия на протяжении всей жизни. Достигается более высокий уровень осведомленности о психическом благополучии и о факторах, которые способствуют его достижению – на уровне образа жизни, семьи, работы, школ и детских садов, местного сообщества и общества в целом; предоставлять поддержку семьям.
Задача 2: люди с нарушениями психического здоровья являются гражданами, чьи права человека ценятся, соблюдаются и защищаются в полной мере. Необходимо обеспечивать каждого пациента и каждого члена семьи надлежащей информацией в доступной форме о правах, стандартах помощи и вариантах лечения; укреплять потенциал и представительский уровень групп, защищающих интересы пациентов и их семей, включая финансовую поддержку;
Задача 3: услуги по охране психического здоровья доступны, предоставляются компетентными специалистами и приемлемы по стоимости и могут быть получены по месту жительства в соответствии с потребностями. Периодически проводятся оценки возможностей и потребностей семей, которым обеспечивается обучение и поддержка; определить потребности семей, обеспечивающих долгосрочный уход, и предоставить им необходимую поддержку, включая обучение, временную подмену и соответствующие льготы и пособия;
Слайд 75Задача 4: люди имеют право на безопасное и эффективное лечение при
уважительном к ним отношении. Пациенты и их семьи должны быть уверены в том, что единственным критерием выбора методов лечения будет польза для их здоровья. Все услуги при нарушениях психического здоровья – медицинские, социальные и психологические – имеют лечебную направленность и оказываются с уважительным отношением к достоинству и предпочтениям пользователей и, в необходимых случаях, их семей;
Задача 5: системы здравоохранения предоставляют всем людям качественную общемедицинскую и психиатрическую помощь.
Задача 6: системы охраны психического здоровья должны работать в хорошо скоординированном партнерстве с другими секторами. Практические знания и опыт пользователей услугами и членов их семей используются при распределении ресурсов на оказание им помощи.
Задача 7: стратегическое руководство и практические меры по охране психического здоровья базируются на качественной информации и современных знаниях. Проводятся независимые проверки качества и безопасности с участием пользователей услугами и их семей; обеспечить обязательное участие пользователей услуг и членов их семей в контроле качества.
Слайд 76Участники:
академические и исследовательские институты, включая сеть сотрудничающих центров ВОЗ в
области психического здоровья, прав человека, социальных детерминантов здоровья и другие связанные с ними сети в развивающихся и развитых странах;
гражданское общество, включая организации лиц с психическими расстройствами и ограничениями в психосоциальном плане, ассоциации потребителей услуг и другие подобные ассоциации и организации, ассоциации членов семей и лиц, осуществляющих уход, неправительственные организации в области охраны психического здоровья и других соответствующих областях, организации первичного уровня, организации, занимающиеся правами человека, религиозные организации, сети в области развития и психического здоровья и ассоциации специалистов здравоохранения и провайдеров медицинских услуг
Слайд 77Основные проблемы современной семьи
и государственной семейной политики
Усиление гедонистической, индивидуально-психологической составляющей брака
в ущерб репродуктивной и экономической
Углубление мотивационно-ценностных и коммуникативных различий между поколениями
Расхождение целей и ценностей индивида, семьи и общества
Отставание научных исследований происходящих в семье изменений
Недостаток эффективного регулирующего влияния государства и общества на жизнедеятельность семьи
Слайд 78В настоящее время становится очевидным, что для смягчения кризисных семейно-демографических явлений
и связанных с ними психолого-психиатрических проблем, справедливо указать на существующие в современном российском обществе резервы и обозначить их в рамках вопросов:
1. Снижение числа разводов и сохранение брака, комплексное стимулирование деторождения в многодетных семьях.
Необходимо стимулировать создание многодетных семей, делать престижной семью и семейный образ жизни, выставлять как социальный образец модель трех-четырехдетной семьи и добиваться, чтобы ее исповедовала половина населения. Психологический феномен многодетности состоит в том, что для родителя четырех детей легче родить пятого, чем для родителя двух детей согласиться на рождение третьего.
Слайд 792. Активизация потенциала ранней брачности путем популяризации легитимной брачности, социальная реклама,
соответствующие образовательные курсы во всех типах учебных учреждений, культивация успешности образа студенческой семьи.
3. Работа с абортами: закон «о визуализации плода», неукоснительное соблюдение принципа информированного согласия, согласие обоих родителей на прерывание беременности, предоставление альтернатив (усыновление вместо аборта).
4. Снижение предотвратимой смертности, в частности от употребления алкоголя и наркотиков, путем развития превентивной медицины, комплексного воздействия на поведенческие стереотипы и т. д.
5. Иммиграция женщин репродуктивного возраста в Россию с целью повышения доли гетеронациональных браков. Демографический эффект состоит в использовании внешнего демографического ресурса, включающего носителей семейно-ориентированной культуры и более высоких репродуктивных установок (женщины из Средней Азии), а биологический – за счет генетического разнообразия и гетерозиготизации популяции.
6. Реализация существующего потенциала брачности. В эпоху широких коммуникационных возможностей миллионы людей в России испытывают трудности с поиском спутника жизнь, что может быть заполнено специальной сетью брачных агентств, оказывающих квалифицированную помощь, в том числе психологическую и психотерапевтическую, как впервые вступающим в брак, так и вдовым, и разведенным.
Слайд 80Проблемы и перспективы
Особенности поколений – молодые, пожилые (семейная тревога) и семей
больных шизофренией. Проблемы сиблингов и «группы риска»
Образовательные программы – «Генетический семинар для семей», «Школа управления рисками»
Семейная психотерапия для родственников
Особенности – управление рисками, индивидуализированная (персонифицированная) медицина
Соединение вербальной и невербальной коммуникации – информационно-коммуникативные технологии, интернет-коммуникации
Стандарты лечения и превенции
Межведомственное взаимодействие
Служба семейно-ориентированной генетической превенции
Слайд 822025 – в тела будут вмонтированы датчики для идентификации личности и
контроля за передвижениями
2025 – успешное клонирование человека. Ученые поймут, что в нас определяется генетикой, а что – воспитанием
2040 – стандартным медицинским подходом во всем мире станет генетическая терапия. Средняя продолжительность жизни достигнет 90 лет
2040-2050 – средняя продолжительность жизни увеличится больше 100 лет
2060 – на почве всеобщего благополучия случится всемирная эпидемия психических заболеваний
2075 – человечество «окажется на пороге бессмертия»
2099 – человеческий мозг наконец можно будет воспроизвести компьютерными технологиями
2101 – в России может быть 140 млн жителей, но это будут «другие» млн
2150 – население Земли составит от 11 до 27 млрд человек
Слайд 83
Никакая совокупность переменных не является
абсолютной для предсказания …
Независимо от того,
что нам известно о
возможностях человеческой адаптации,
мы не должны пренебрегать многими
исключительно важными биологическими, психологическими, социологическими факторами и взаимосвязями. Важно «наблюдать» и «слушать» процесс человеческой жизни и природного мира в целом…
Мюррей Боуэн