Мыслители прошлого об обществе и человеке презентация

Содержание

Древние мыслители о мире и человеке

Слайд 1Мыслители прошлого об обществе и человеке


Слайд 2Древние мыслители о мире и человеке


Слайд 3Мифы древности


Слайд 4 На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира

является мифология
Миф в переводе с греческого – предание, сказание
Логос – слово, учение

Слайд 5Существует несколько тематических циклов мифов:
Космогонические - мифы о происхождении человека и

человеческого общества

Индейская мифология


Слайд 6Индийская мифология
Кельтская мифология
Антропогонистические - мифы о происхождении человека и человеческого

общества

Слайд 7Вещая птица Симург - Иранская мифология
Бог Огня - Английская мифология


Китайская мифология

Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён


Слайд 8Этрусская мифология
Славянская мифология
Скандинавская мифология


Слайд 9В мифах о происхождении
мира и людей часто выделяют две идеи
Идея

творения:
Мир создан каким-либо
сверхъестественным
существом – Богом,
великим колдуном


Идея развития:
Мир постепенно
Развился из некоего
Бесформенного
состояния –
Хаоса, воды
или яйца и т.д.


Слайд 10Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в.
Ян Брейгель Младший, «Бог

создаёт Солнце, Луну и звёзды»

Слайд 11Философия зародилась на Востоке в Древней Индии
Индийская мифология Шива и сын

его Сканда

Мифология Древнего Китая


Слайд 12Древнеиндийские Веды о происхождении мира


Слайд 13 Веды  — сборник самых древних священных писаний индуизма на

санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка )

Веды


Слайд 14Индийские мыслители считали:
«Всё, существующее на Земле, имеет живую бессмертную душу и,

поэтому, нуждается в поклонении»

Закат солнца над Гангой в Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу и поклоняются ей в форме олицетворяющей её богини Ганги


Слайд 15Мир богов
Мир людей

Пространство,
где процветает
райская жизнь

Социальная
структура
отражает
космическую
иерархию
Демоны, духи
обитатели


Многочисленных
адов


Они не имеют никакого
выбора и полностью
зависят от тех условий,
в которые попали


Слайд 16Мир людей
Брахманы –
мудрецы,
толкователи Вед
Кшатрии –
воины,
правители
Вайшья –
класс
земледельцев и
скотовод
Судры


слуги





Белый цвет
благости и
святости

Красный цвет
власти и
страстей

Жёлтый цвет
умеренности и
трудолюбия

Черный цвет
означал
невежество


Слайд 17Мудрецы даосской школы


Слайд 18Даосизм
Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы
Лао-Цзы

покидает Китай верхом на буйволе

Слайд 19Цель философов-даосов:
Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к

Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие

Дао


Слайд 20Суть учения:
В мире существует два начала – Инь (темное, женское),

которое рассматривается как пассивное ожидание и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то

Даосская монада, изображающая концепцию Инь-Ян


Слайд 21Человек должен следовать двум целям:


Оберегать
себя от опасности
Стараться
прожить как
можно

дольше

Слайд 22Конфуцианство


Слайд 23Конфуций (552 – 479 гг. до н. э.)
Разработал учение

о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными

Конфуций


Слайд 24Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на трёх принципах:

Гуманности
Соблюдения
ритуалов

и
обрядов

Практического
воплощения
нравственных
форм жизни


Слайд 25Поведение человека
должно отражать
законы, на основе
которых существует
вселенная
Основу образования


должно составлять
изучение традиций и
мудрости предков

Человек должен
осознавать
собственную судьбу,
которую ему не
дано изменить

Человек должен
сосредотачивать
свои усилия на том,
что подвластно
его воле


Суть учения


Слайд 26«Правильное» государственное устройство Конфуция
Государство
Глава:
Император –
«наместник
Бога на земле»
Слой людей (жу),


соединяющих в
себе свойства
философов,
литераторов,
учёных и чиновников


Отношения между
людьми
регулируются
моральными
нормами


Слайд 27 Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в

окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения

Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу


Слайд 28Платон и Аристотель об обществе и государстве


Слайд 29Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Первый греческий мыслитель,

основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет

Скульптура головы Платона


Слайд 30Общество
Государство
Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»


Слайд 31 Платон выделял
3 стадии
общественного
развития
Династия, состояние общества без
бедных и богатых,

без писанных
законов, властью распоряжались
старейшины родов и передавали её
по наследству

Аристократия – эпоха, когда
возникают большие поселения
людей, существует
законодательство
и выборная власть.
В этот период появляется
государство

Идеальное государство,
основанное на принципе
справедливости


Слайд 32Государство делится на три группы:
Правители-философы
Воины-стражи,
обеспечивающие
порядок
Группа земледельцев
и ремесленников


Слайд 33Модель идеального государства Платона
Государством управляют мудрецы-философы
Опирается оно на доходы от натурального

хозяйства и обходится без торговли и денег
Отсутствие частной собственности
Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована
Общая цель: забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии

Слайд 34Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
Ученик Академии

Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей)

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.


Слайд 35Государство
Общество
Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими,

полномочиями господства, власти

Слайд 36Аристотель
выделял 3 формы
объединения людей
Семья
Селение
Государство


Слайд 39Основные задачи государства
Недопущение чрезмерного роста политической власти личности
Предотвращение излишнего накопления имущества

гражданами
Удержание в повиновении рабов

Слайд 40 Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В

их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился

Платон на фреске Рафаэля Санти

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа


Слайд 41Развитие обществознания в Новое время


Слайд 42Теория общественного договора


Слайд 43Авторы
Английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк
Т. Гоббс
Д. Локк


Слайд 44Теория
божественного
происхождения
общества

Государство –
результат договора
граждан, сознательно
ограничивших часть
своих

прав, добровольно
передавая их
государству, с целью
сохранения остальных
прав

Слайд 45 Томас Гоббс
Первоначальное,
естественное
состояние
человека –
«война всех
против всех»
Люди

стремились
выйти из этого
состояния путём
заключения
«общественного
договора», то есть
учреждением
государства


Государство вправе
использовать все
средства для
поддержания
мира и безопасности


Слайд 46Джон Локк
Естественное
состояние
основано на
организующем
начале – закон
природы
Гражданское


состояние возникает
тогда, когда люди
отказываются
от естественной
власти и
обращаются за
защитой к закону


Цель государства:
сохранение свободы
и собственности,
приобретённой
посредством труда

Идея разделения
властей на
законодательную,
исполнительную
и судебную


Слайд 47Эпоха Просвещения (вторая XVII половина - начало XVIII вв.)


Слайд 48Вольтер (1694 - 1778) - французский философ-просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист,

правозащитник; был сторонником

Равенства
граждан перед
законом

Свободы слова

Неприкосновенности
частной
собственности

Ввёл термин
«философия
истории»

Конституционной
монархии


Слайд 49 Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте

здание обмана».

«Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать».
Вольтер

Вольтер


Слайд 50Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писатель, мыслитель, композитор
Считал,

что
причина перехода
к гражданскому
состоянию – частная
собственность и
имущественное
неравенство

Выступа за
защиту
мелкой
собственности

Сторонник
республики


Слайд 51 «Республика более всего приближает людей к равенству»
Ж. Ж. Руссо

«Когда-то люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось»
Ж. Ж. Руссо

Ж. Ж. Руссо


Слайд 52Трудовое общество А. Смита


Слайд 53Адам Смит (1723 - 1790)
Английский экономист и философ

«Булочник печёт вкусные булки

не из любви к человечеству»
А. Смит
«Люди, работая на себя, работают на других»
А. Смит

«Дайте человеку голую скалу в частную собственность, и он превратит её в цветущий сад»
А. Смит


А. Смит


Слайд 54Адам Смит
В основе
общественных
отношений лежит
разделение
труда
Для процветания
экономики страны
необходимы
следующие


условия:

Частная собственность
Невмешательство
государства в экономику,
низкие налоги
3. Отсутствие препятствий
для развития
личной инициативы



Слайд 55В социальной структуре А. Смит выделил основные классы
Наёмные рабочие
Капиталисты
Крупные
земельные


собственники


Различая их по источникам дохода

Заработная
плата

Прибыль

Рента


Слайд 56Утопический социализм (конец XVII - начало XIX вв.)


Слайд 57Представители
Французские философы А.

Сен-Симон (1760 – 1825), Ш. Фурье (1771 – 1850) и английский социалист-утопист Р. Оуэн

А. Сен-Симон

Ш. Фурье

Р. Оуэн


Слайд 58Сущность теории
Создание идеального общественного строя - социалистического
Социалисты-утописты


Слайд 59 Характерные черты «идеального» общественного строя
Социальная
гармония
и общность
интересов всех
граждан
Свободный


творческий
труд

Равноправие в
возможности
применения
своих
способностей


Государственное
планирование
в производственной
сфере и в
сельском
хозяйстве

Труд
обязателен

Все
создаваемые
блага
распределяются
по труду


Слайд 60Гражданское общество Г. Гегеля


Слайд 61Г. Гегель
Немецкий философ конца XVIII - начала XIX вв.

Под «гражданским обществом» понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей

Г. Гегель


Слайд 62Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он выделяет три исторических

ступени и соответственно три типа общества

Восточный мир

Античность

Германский мир


Слайд 63На пути к научной социалогии


Слайд 64О. Конт (1798 – 1857)
Французский философ и социолог

Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни

О. Конт


Слайд 65Теория Конта включает в себя три идеи
Закон трёх
стадий развития
Классификация
наук
Социальная


статика
и социальная
динамика

Слайд 66Закон трёх стадий
Теологическая:
люди осваивают
мир, одушевляя
природные явления
и процессы
Метафизическая:
абстрактное


отражение объектов
(причины,
необходимость и т.д.)

Позитивная:
достижение
подлинно научных
знаний


Слайд 67«Иерархия основных наук»
Математика
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Социология

Социологиях
базируется на


достижении
предыдущих наук

Слайд 68Г. Спенсер (1820 - 1903)
Английский философ и социолог.
Разработал теорию

эволюции общества как целостного организма.

Г. Спенсер


Слайд 69Выделял два типа общества
«Военное» -
с принудительным
характером
сотрудничества
людей
«Промышленное» -

основанное на
добровольном
сотрудничестве

Слайд 70Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы
Производящую
Распределяющую
Регулятивную



Слайд 71Средства социального контроля
«Страх перед живыми»
(законы, охраняемые
государством)
«Страх перед мёртвыми»
(соблюдение религиозных
норм

и запретов)

Слайд 72 Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии

в ХХ в.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика