Мораль в жизни общества презентация

Содержание

План лекции Структура и важнейшие социальные функции морали. Моральные нормы и моральные ценности. Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом

Слайд 1 ТЕМА: МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Подготовил:
Доцент кафедры философии Зуева О.В.



Слайд 2План лекции
Структура и важнейшие социальные функции морали.

Моральные нормы и моральные ценности.

Соотношение

морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом в государстве.

Государство как механизм ограничения насилия.




Слайд 31. Структура и важнейшие социальные функции морали.
Мораль функционирует в обществе как

единое целое, в котором выделяются три структурных элемента:
моральное сознание;
нравственные отношения;
нравственная деятельность.


Слайд 4Моральное сознание
представляет собой совокупность моральных принципов, убеждений, взглядов личности, имеющих специфический

объ­ект отражения: взаимоотношения между обществом и человеком; взаимоотношения между людьми в обществе.
Моральное сознание определяется следующими факторами:
культурный ценз личности;
внутренняя мотивация, побуждающая наследовать нравственные устои социума и придерживаться их.


Слайд 5МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
- нравственная оценка личностью окружающего мира через призму собственных убеждений,

идеалов, прин­ципов.
Нравственные отношения подразделяются на следующие виды:
нравственные отношения личности и общества;
нравственные отношения личности и личности;
нравственные отношения личности к самой себе;
нравственные отношения личности и человечества.


Слайд 6МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРАКТИКА)
- важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках.

Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая пове­дение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реали­зация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее под­линной моральной культуры.


Слайд 7ФУНКЦИИ МОРАЛИ
Воспитательная,
Идеологическая,
Коммуникативная,
Мировоззренческая,
Мотивационная,
Познавательно-ориентирующая,
Регулятивная,
Ценностно-императивная.


Слайд 82. Моральные нормы и моральные ценности.
Моральные нормы - это наиболее простые

формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.
Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать пра­вильный выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при по­мощи общественного мнения регулировать поведение людей.


Слайд 9В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали
Позитивные нормы предписывают

необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям.

Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка.


Слайд 10АКСИОЛОГИЯ

Аксиология (от др.-греч. ἀξία – ценность) – теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы,

связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.


Слайд 11Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом

Аксиология как особый раздел философского

знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможности практического разума в общей структуре бытия.


Слайд 12Моральные ценности
- система миропонимания человека, содержащая оценку всего

существующего с позиции добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.

Слайд 13Моральные ценности

- Добро и зло,
- Счастье,
- Долг и

совесть,
- Честность и справедливость,
- Свобода и ответственность,
- Смысл жизни,
- Стыд и вина и т.д.

Слайд 143. Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь

морали и права с политическим режимом в государстве.

Любая из 10-ти возможных форм проявления цивилизованного (цивилизационного) общественного сознания и его реализации на практике – мифологического, религиозного, морального, экономического, политического, правового, идеологического (если идеологию не рассматривать как уровень общественного сознания), философского, научного и искусства – может быть использована в качестве регулятора общественных отношений.


Слайд 15 Моральные, правовые и политические (а, следовательно, и идеологические), в традиционном обществе

ещё и религиозные регуляторы, принято относить к регуляторам прямого действия.



Слайд 16 Религиозный регулятор поведения имеет общий с моралью и правом характер и

это проявляется в следующем.

В


Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений.
Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, деноминации, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п.)..


Слайд 17
Непостоянные экономические и политические регуляторы поведения переворачивают систему ценностей, сложившуюся в

течение жизни многих поколений людей.

«Крутая» смена ценностных установок и ориентиров не может пройти для морали безболезненно.

Слайд 18В ситуации неизбежной его частичной или глобальной деморализации, политика нередко приходит

на помощь праву, которому просто не на что «опереться» в сложившейся ситуации. Государство через свою «политическую волю» реализует жёсткий режим правления, направленный на стабилизацию общественного порядка, в процессе которого неизбежны злоупотребления политической верхушки, когда у политической элиты возникает ощущение всевластия и безнаказанности, совесть не подвержена прямому воздействию общественного мнения в связи с его нивелировкой.


Слайд 19Сдерживающим фактором здесь выступают почти исключительно внутренние нравственные установки личности субъекта

управления и субъектов управленческого воздействия, которые могут начать воспринимать себя простыми орудиями этой политической воли, т. е., опять же, – моральный фактор, – как специфическая мера проявления нравственных сил отдельного индивида, а, значит и всей совокупности индивидов – общества в целом..


Слайд 204. Государство как механизм ограничения насилия.

Важным качественным скачком в ограничении насилия

стало возникновение государства. Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона, характеризуется тремя основными признаками.
Государство монополизирует насилие, институционализирует его и заменяет косвенными формами.



Слайд 21
Государство означает такую стадию развития общества, когда предоставление его безопасности становится

особой функцией в рамках общего разделения труда. С этой целью право на насилие сосредоточивается в руках группы некоторых лиц и осуществляется по установленным правилам.

Появляются стражи (воины, полицейские), которые призваны оберегать жизнь и собственность людей от их взаимных посягательств и от внешних врагов.


Слайд 22
С появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным

держателем права на насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения (соплеменников) и передать его государству. Он прежде всего был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит.


Слайд 23
Насилие, которое практикует государство, основывается на аргументах разумных и характеризуется беспристрастностью,

таким образом, оно достигает, по сравнению с талионом, качественно более высокий уровень институционализации. Государство сделало также еще один важный шаг в ограничении насилия.


Слайд 24
В государстве насилие часто заменяется угрозой насилия.
Немецкий исследователь Р. Шпееман

выделяет три типа воздействия одного человека на другого:
1) собственно насилие;
2) речь;
3) общественная власть.


Слайд 25
Насилие является физическим воздействием.
Речь является воздействием на мотивацию.
Общественная власть

представляет собой действие на обстоятельства жизни, которые определяют поведение.

Слайд 26

Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение,

которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.


Слайд 27
ЛИТЕРАТУРА:

1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учеб. пособие /

Е. В. Зарубина. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2012.
2. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика