Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
д.э.н., проф. Коробов Ю.И.
Слайд 2ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СПОСОБ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Тема 4
Слайд 3План
Характеристика экономического исследования и его видов.
Структура исследования.
Источники информации.
Методы исследования.
Особенности подготовки диссертационного
исследования по экономике и финансам.
Слайд 4Экономическое исследование
специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование экономических
отношений и процессов на основе особых методов и приемов сбора, обработки и анализа информации.
Слайд 5Виды экономических исследований (1)
По предмету исследования:
сфере его приложения: экономико-теоретические, конкретно-экономические (классификатор
ВАК РФ);
степени представленности сторон объекта: комплексные, некомплексные.
масштабу объекта: локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные.
Слайд 6Виды экономических исследований (2)
По методу анализа:
глубине и сложности анализа: описательные; аналитические;
типу
и уровню исследовательской деятельности: теоретические, эмпирические, эмпирико-теоретические, фундаментальные, прикладные.
Слайд 7Виды экономических исследований (3)
По типу субъекта:
его структуре: коллективные, персональные (авторские);
количеству выдвигаемых
субъектом целей: многоцелевые, одноцелевые.
Слайд 8Виды экономических исследований (4)
По условиям и предпосылкам исследования:
типу условий положения объекта:
проводимые на объекте, проводимые удаленно (аналогии: полевые, лабораторные).
обеспеченности априорной информацией: информационно обеспеченные, информационно не обеспеченные.
Слайд 9Виды экономических исследований (5)
По получаемому знанию:
новизне получаемого знания: новаторские, компиляторские;
типу получаемого
знания: эмпирические, эмпирико-теоретические, теоретические;
роли в науке: фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, обобщающие, аналитические, синтезирующие, прогностические, ретроспективные и т. д.
Слайд 10Элементы структуры экономического исследования
объект исследования;
субъект познания;
средства познания и собственно
сама познавательная деятельность как таковая;
социальные и гносеологические условия и предпосылки;
результат экономического исследования.
Слайд 11Объект экономического исследования
часть объективной реальности, являющаяся носителем исследуемого качества или
свойства.
Объектами экономического исследования могут выступать отдельные экономические субъекты, общности, институты и системы, экономические явления, отношения и процессы.
Слайд 12Субъект познания
носитель познания, направленный на объект источник активности.
Слайд 13Средства познания
это конкретные методы и приемы познания социальной действительности.
Делятся
на:
средства получения информации;
средства анализа информации.
Слайд 14Познавательная деятельность
процесс взаимодействия субъекта и объекта, опосредованный методами познания и
направленный на получение научного знания.
Слайд 15Социальные условия
та социальная среда, в которой находится тот или иной
объект исследования и которая вносит коррективы в познавательный процесс в целом.
Слайд 16Гносеологические условия
накопленные обществом знания об исследуемом объекте, которые сформировались до
начала данного познавательного процесса, а также те знания, существующие в виде гипотез и предположений об истине, которые в ходе исследования оформляются в гипотезы, доказываемые или опровергаемые путем получения знания.
Слайд 17Результат экономического исследования
теоретические положения, а также конкретные практические рекомендации или
предложений по преобразованию экономической жизни.
Слайд 18Источники информации для экономического исследования
нормативные документы;
научная литература (первоисточники, современные монографии, статьи,
тезисы докладов);
источники фактического материала (статистические данные, аналитические отчеты, информация предприятий и организаций).
Слайд 19Методы анализа и обработки информации
теоретический анализ;
обработка с помощью математического аппарата.
Слайд 20Особенности подготовки исследования
цели;
задачи;
предмет;
объект;
научная новизна;
практическая значимость.