Слайд 1МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Назмутдинова
Вероника Иршатовна
Слайд 2Психофизиологическое обследование ставит перед собой задачу оценки:
индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;
функционального
состояния центральной нервной системы, его изменения в ходе учебной и трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;
профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;
индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешности трудовой и учебной деятельности;
индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации.
Результаты психофизиологического исследования позволят разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.
Слайд 3Требования к проведению исследований
Обследование проводится в помещении, изолированном от внешних шумов
и других посторонних раздражителей (зрительных или слуховых).
В помещении не должно быть никаких приборов, установок, отвлекающих внимание исследуемого. Если этого не удается избежать, то перед обследованием следует предусмотреть время на ознакомление с обстановкой и привыканием к ней.
Во время работы в помещении не должно быть посторонних лиц, особенно тех, кто может повлиять на поведение испытуемого и результаты исследования.
Необходимо запретить переговоры и передвижения по комнате, вход и выход из помещения, в котором проводится исследование.
Перед началом исследования следует спросить о самочувствии испытуемого, измерить его артериальное давление и ЧСС. Лица, предъявляющие жалобы на самочувствие (головную боль, общую усталость и т.д.) к обследованию не допускаются.
Слайд 4
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости»
Слайд 5Определение типа высшей нервной деятельности
у человека
(по психомоторной реакции –
теппинг-тест)
Определение силы нервных процессов.
Оборудование: секундомер, карандаш или шариковая ручка, чистый разделенный на четыре части лист бумаги.
Ход выполнения работы. В течение 10 секунд обследуемый должен поставить максимальное число точек в первом квадрате, затем – 10 секундный перерыв и операция повторяется последовательно до заполнения четвертого квадрата.
Оценка результата. Произведите подсчет количества точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти составляет 70 и более точек в течение 10 секунд.
Снижение количества точек от квадрата к квадрату может свидетельствовать о недостаточной устойчивости нервной системы и двигательной сферы. Увеличение частоты движений во 2 и 3 квадратах свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости
Врабатывание - это постепенное повышение работоспособности, обусловленное усилением деятельности физиологических систем организма, своего рода оперативная адаптация его в процессе самой работы на более высоком уровне деятельности. Чем быстрее протекает процесс врабатывания, тем выше производительность выполняемой работы
Слайд 6
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными
следующие факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти;
активизирует творческое мышление;
и др.
Слайд 7
В канадской газете «Глоб энд мейл» отмечалось, что «у детей, которые
учатся музыке, намного лучше память и словарный запас, чем у детей, которые музыкой не занимаются». По мнению Агнес Чан, психолога из Китайского университета Гонконга, занятия музыкой стимулируют левое полушарие мозга, увеличивая его общие возможности и развивая другие навыки, например речевые. 90 школьников в возрасте от 6 до 15 лет участвовали в тестах на зрительную память и запоминание слов. Те, кто учился музыке, могли вспомнить гораздо больше слов. Чем дольше они занимались музыкой, тем больше слов они запоминали. «Это как спортивное многоборье для мозга», – говорит Чан. Она полагает, что тем, кто занимается музыкой, «будет легче учиться в школе».
Слайд 8Исследование уровня тревожности
(опросник Ч.Д. Спилбергера), с. 93
Теоретические положения. Измерение тревожности
как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Методика предложена Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет. Он позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Слайд 9
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к
тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Над вопросами долго задумываться не стоит, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Слайд 10Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Как себя чувствуете в данный момент
Слайд 12Шкала личной тревожности (ЛТ)
Как себя чувствуете себя обычно
Слайд 14Обработка данных
Подсчитайте сумму чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3,
4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 (∑1),
затем сумму остальных ответов: № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (∑2). Подсчитайте показатель уровня реактивности тревожности:
РТ = ∑1 – ∑2 + 35
Таким же образом рассчитайте уровень личностной тревожности:
ЛТ = ∑3 – ∑4 + 35,
Где ∑3 – сумма ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
∑4 – сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Оценка: до 30 баллов – низкая,
31 – 45 балла – умеренная;
46 и более – высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать, что у него появление состояния тревожности возникают в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо менять акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Слайд 15
Не откладывайте все на потом!
Наблюдение за 200 студентами канадских университетов обнаружило,
что любители откладывать все на потом подвергают себя нагрузке, из-за которой чаще других болеют заболеваниями, связанными со стрессом. [...]
С приближением дня экзаменов стресс у студентов резко возрастает. Беззаботность сменяется головной болью, болью в спине, простудой, бессонницей и аллергией. Такие люди больше подвержены респираторным, инфекционным заболеваниям и мигрени».
Слайд 16Оценка самочувствия, активности, настроения (опросник САН)
Этим опросником можно пользоваться регулярно, при
необходимости оперативно выяснить состояние своего самочувствия, активности и настроения.
С помощью опросника, состоящего из 30 пар противоположных характеристик, оцените свое состояние.
Каждая пара представляет собой шкалу, на которой отмечается степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. В каждой паре выбирается та характеристика, которая наиболее точно описывает состояние испытуемого, и отмечается цифра, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Слайд 19Оценка теста
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13,
14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл каждой шкалы равен 4,0. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 балла. Оценки, превышающие 4,0 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, ниже четырех свидетельствуют об обратном.
Слайд 20Индекс функциональных изменений
или адаптационный потенциал С. 100
АП=0,011·ЧСС +
0,014·САД + 0,008·ДАД + 0,014·В + 0,009·МТ - 0,009·ДТ -0,27 ,
где В – возраст (г), МТ – масса тела (кг), ДТ – длина тела (см), 0,27 – коэффициент
Оценка индекса:
до 2,10 балла – удовлетворительная адаптация,
2,11-3,20 балла – напряжение механизмов адаптации,
3,21-4,30 балла – неудовлетворительная адаптация,
более 4,31 балла – срыв адаптации.