Методы научного познания (эмпирические, общелогические, теоретические) презентация

Содержание

Слайд 1Методы научного познания
(эмпирические, общелогические, теоретические)


Слайд 2Эмпирические методы научного познания


Слайд 3Эмпирические
ЭКСПЕРИМЕНТ
СРАВНЕНИЕ
ИЗМЕРЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ


Слайд 4Наблюдение
- преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию

о его форме, свойствах и отношениях.

Требования:
цель наблюдения;
контроль за корректностью и надежностью полученных результатов;
обработка, осмысление и интерпретация полученной информации.

Слайд 5Измерение
- совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения

числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

ПРЯМОЕ

КОСВЕННОЕ


Слайд 6Сравнение
- метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между

ними.

Требования:
сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность, нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает;
сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам, сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Слайд 7Эксперимент
- метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях

исследуются явления действительности.
Предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения.

Преимущества:
становится возможным изучение того или иного явления в "чистом" виде;
позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
в процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных.


Слайд 8Общелогические методы научного познания


Слайд 9Общелогические
АНАЛИЗ
ИНДУКЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
АНАЛОГИЯ
ОБОБЩЕНИЕ
СИНТЕЗ


Слайд 10Анализ
- метод исследования, состоящий в мысленном или практическом расчленении предметов, свойств

предметов или отношений между предметами на составляющие их элементы, каждый из которых затем изучается в отдельности.

Синтез

- объединение полученных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение

- процесс мысленного объединения признаков предметов, которые были выделены посредством абстрагирования.


Слайд 11Индукция
- метод исследования, заключающийся в переходе от знания единичных утверждений к

знанию общих положений.

ПОЛНАЯ

НЕПОЛНАЯ

Дедукция

- метод, посредством которого новое знание о предметах выводится чисто логическим путем из уже имеющегося некоторого знания об исследуемых предметах.


Слайд 12Аналогия
- процесс переноса знания, полученного из рассмотрения одного объекта, на менее

изученный, но сходный с ним в существенных признаках другой объект.

Моделирование

- метод исследования объектов путем построения модели, замещающей эти объекты.


Слайд 13Теоретические методы научного познания


Слайд 14Теоретические
СИСТЕМНЫЙ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
СТРУКТУРНЫЙ
АБСТРАГИРОВАНИЕ
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ
РЕФЛЕКСИЯ


Слайд 15Формализация
– уточнение содержания познания, осуществляемая посредством того, что с изучаемыми объектами

явлениями и процессами данные области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов

ПОЛНОСТЬЮ

ЧАСТИЧНО


Слайд 16Рефлексия
- основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на

самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты.

Аксиоматический метод

- способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.


Слайд 17Системный подход
- рассмотрение объектов как систем.
Ему характерны:
исследование механизма взаимодействия

системы и среды;
изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Структурно-функциональный метод

-строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга.


Слайд 18Гипотетико-дедуктивный метод
- процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предметов.
Абстрагирование
-

основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно, включает соотношение между гипотезами и фактами.

Идеализация

- это способ образования понятий абстрактных объектов, отличающихся тем, что наряду с признаками, присущими реальным объектам, отражаются признаки, которые значительно отходят от реальных свойств или в чистом виде совершенно отсутствуют в исследуемых объектах.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика