Методы научного познания (эмпирические, общелогические, теоретические) презентация

Содержание

Эмпирические методы научного познания

Слайд 1Методы научного познания
(эмпирические, общелогические, теоретические)


Слайд 2Эмпирические методы научного познания


Слайд 3Эмпирические
ЭКСПЕРИМЕНТ
СРАВНЕНИЕ
ИЗМЕРЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ


Слайд 4Наблюдение
- преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию

о его форме, свойствах и отношениях.

Требования:
цель наблюдения;
контроль за корректностью и надежностью полученных результатов;
обработка, осмысление и интерпретация полученной информации.

Слайд 5Измерение
- совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения

числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

ПРЯМОЕ

КОСВЕННОЕ


Слайд 6Сравнение
- метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между

ними.

Требования:
сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность, нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает;
сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам, сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Слайд 7Эксперимент
- метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях

исследуются явления действительности.
Предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения.

Преимущества:
становится возможным изучение того или иного явления в "чистом" виде;
позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
в процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных.


Слайд 8Общелогические методы научного познания


Слайд 9Общелогические
АНАЛИЗ
ИНДУКЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
АНАЛОГИЯ
ОБОБЩЕНИЕ
СИНТЕЗ


Слайд 10Анализ
- метод исследования, состоящий в мысленном или практическом расчленении предметов, свойств

предметов или отношений между предметами на составляющие их элементы, каждый из которых затем изучается в отдельности.

Синтез

- объединение полученных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение

- процесс мысленного объединения признаков предметов, которые были выделены посредством абстрагирования.


Слайд 11Индукция
- метод исследования, заключающийся в переходе от знания единичных утверждений к

знанию общих положений.

ПОЛНАЯ

НЕПОЛНАЯ

Дедукция

- метод, посредством которого новое знание о предметах выводится чисто логическим путем из уже имеющегося некоторого знания об исследуемых предметах.


Слайд 12Аналогия
- процесс переноса знания, полученного из рассмотрения одного объекта, на менее

изученный, но сходный с ним в существенных признаках другой объект.

Моделирование

- метод исследования объектов путем построения модели, замещающей эти объекты.


Слайд 13Теоретические методы научного познания


Слайд 14Теоретические
СИСТЕМНЫЙ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
СТРУКТУРНЫЙ
АБСТРАГИРОВАНИЕ
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ
РЕФЛЕКСИЯ


Слайд 15Формализация
– уточнение содержания познания, осуществляемая посредством того, что с изучаемыми объектами

явлениями и процессами данные области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов

ПОЛНОСТЬЮ

ЧАСТИЧНО


Слайд 16Рефлексия
- основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на

самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты.

Аксиоматический метод

- способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.


Слайд 17Системный подход
- рассмотрение объектов как систем.
Ему характерны:
исследование механизма взаимодействия

системы и среды;
изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Структурно-функциональный метод

-строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга.


Слайд 18Гипотетико-дедуктивный метод
- процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предметов.
Абстрагирование
-

основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно, включает соотношение между гипотезами и фактами.

Идеализация

- это способ образования понятий абстрактных объектов, отличающихся тем, что наряду с признаками, присущими реальным объектам, отражаются признаки, которые значительно отходят от реальных свойств или в чистом виде совершенно отсутствуют в исследуемых объектах.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика