Методы исследования в языке. Методология. Метод. Методика презентация

Содержание

Вопрос 1: Методология. Метод. Методика. Методология (от греч. methodos – путь исследования, теория и logos – слово, учение) - учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет: общую

Слайд 1РАЗДЕЛ 3: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ


Слайд 2Вопрос 1: Методология. Метод. Методика.
Методология (от греч. methodos – путь исследования,

теория и logos – слово, учение) - учение о принципах исследования, формах и способах научного познания.
Методология определяет:
общую ориентацию исследования;
Особенности подхода к объекту изучения;
Способ организации научного знания.

Слайд 33 уровня методологии:
Философская методология;
Общенаучная методология;
Частная методология.
1. Философская м-я – законы, принципы

и категории диалектики (сформулированные: Гераклит, Платон, И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

Слайд 4Законы:
Единства и борьбы противоположностей;
Закон перехода количественных изменений в качественные;
Закон отрицания отрицания.



Слайд 5Категории:
Общего, частного и отдельного;
Качества и количества;
Необходимости и случайности;
Возможности и действительности;
Формы и

содержания;
Причины и следствия и др.

Слайд 6Принципы:
пр-п всеобщей связи явлений;
Пр-п противоречия;
Пр-п причинности и др.
Методологические принципы меняются, развиваются

с прогрессом науки.

Слайд 7
Исходя из законов, принципов и категорий диалектики
Язык – сложное, противоречивое

явление;
единство:
материального и идеального,
биологического и психического,
общественного и индивидуального.


Слайд 8Различия в методологических позициях языковедов привели к:
Разнообразию направлений в языкознании:

психологическому, натуралистическому, социологическому, логическому и др.
Роль общеметодологического принципа вып-т логика научного познания
включает:
дедуктивные (от общего к частному);
индуктивные (от частного к общему)
способы познания.
Способы исследования: анализ и синтез.



Слайд 9Философская методология устанавливает формы научного познания в зависимости от классификации наук.
2.

Общенаучная методология – обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками.
Общенаучные методы исследования:
Наблюдение (отбор фактов, установление их признаков, описание явления в символической форме)
Эксперимент (опыт). В лингвистике при помощи приборов и аппаратов; тесты, анкетирование.

Слайд 10
3) Моделирование – объекты и процессы изучаются путем построения их моделей.
Модель

– любой образ: изображение, описание, схема, чертеж, график.
Модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и явл-ся его аналогом.

Слайд 11
4) Интерпретация – раскрытие смысла полученных результатов исследования.
60-70-е гг. XX века

– возникновение интерпретирующей лингвистики
3. Частная методология включает методы конкретных наук (математические, биологические, лингвистические и др.)

Слайд 12Лингвистические методы исследования:
- применение инструментального эксперимента;
- свободная интерпретация фактического материала;
- научная

интуиция.

Слайд 13Метод – обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной

теорией.

Исторический аспект языка в сравнительно-историч. языкознании;
Психологический – в психолингвистике;
Структурный – в структурной лингвистике.
Каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.


Слайд 14Методика исследования - процедура применения того или иного метода.
Методика охватывает все

этапы исследования:
наблюдение;
сбор материала;
выбор единиц анализа;
установление их свойств;
Способ описания;
Прием анализа;
Характер интерпретации явления.



Слайд 15
Выбор
методологического принципа,
сферы применения метода,
методики
зависит от исследователя, целей и задач исследования.


Слайд 16Вопрос 2: Описательный метод изучения языка
Составные части:
Наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация.
Этапы:
Выделяются графически

слова и предложения из текста.
Членение выделенных единиц, нахождение структурных единиц.

Слайд 17
3. Интерпретация выделенных единиц.
Интерпретация осущ-ся при помощи:
Категориального анализа (единицы выделяются в

группы, рассматриваются как часть той или иной категории).
Дискретного анализа (в единице выделяются неделимые далее признаки; изучается структура этих признаков, их распределение и значимость).

Слайд 18
Компонентного анализа (единицы анализа явл-ся элементами анализируемой языковой единицы);
Контекстного анализа (исследуемая

единица рассматривается в составе контекста)

Слайд 19Типы приемов описательного метода:
Приемы внешней интерпретации:
А) Социологические приемы:
1. Прием «слов» и

«вещей» – значение слова изучается в тесной связи с реалией, которую слово называет и обозначает.
2. Прием тематических групп – совокупность слов избирается на основе предметно-тематической отнесенности.

Слайд 20
3. Прием лингвистической географии – изучение территориального распространения отдельных слов /

групп; выявление диалектных зон.
4. Прием нормативно-стилевых характеристик (при составлении толковых словарей, словаря отдельного автора).

Слайд 21Б) Логико-психологические приемы:
Инвариантно-метаязыковые логические приемы – конкретные единицы языка рассматриваются как

реализация абстрактной модели языка.
Вариантно-языковые логические – предмет анализа – конкретные единицы языка, их функционирование и связи.

Слайд 22В) Артикуляционно-акустические приемы
Физические и физиологические свойства звуков речи изучаются при помощи

прямого наблюдения и различных приемов экспериментально-фонетического метода.

Слайд 23Г) Приемы межуровневой интерпретации
Единицы смежного яруса или более мелкие единицы того

же яруса используются как единицы лингвистического анализа.
Напр.: Гл. член номинативного предложения – сущ., мест., числит-е, субстантивированное слово, словосочетание.
Д) Дистрибутивная методика
Изучаются соседствующие в тексте языковые единицы.


Слайд 24Приемы внутренней интерпретации:
Приемы классификации и систематизации – выделение различных групп, разрядов,

классов языковых единиц и их категорий.
Приемы вскрытия строения выделенных единиц, категорий и их образцов.

Слайд 25
А) парадигматические приемы;
Б) Оппозиционный прием;
В) Прием семантического поля;
Г) Синтагматические приемы;
Д) Позиционные

приемы;
Е) Приемы преобразований;
И) Трансформационная методика.

Слайд 26Вопрос 3: Сопоставительный метод изучения языка.
Используется для:
описания фактов внутри одного языка;
фактов

разных языков.
Системное сравнение одного с другим.
Составные части метода:
установление основания сопоставления (выбор признака языкового явления, напр. Фонетич.-го, грамматич-го и т.д.);


Слайд 27
сопоставительная интерпретация;
типологическая характеристика.
Объектом сопоставления могут быть:
все единицы языка и отношения между

ними;
Источником сопоставления могут быть:
словари, грамматики, тексты, языки в целом.

Слайд 28Вопрос 4: Сравнительно-исторический метод в языкознании.
Совокупность приемов историко-генетического исследования
языковых семей

и групп;
отдельных языков.
Цель: установить исторические закономерности в развитии языков.

Слайд 29Приемы сравнительно-исторического метода:
Сопоставление лексем родственных языков, близких по звучанию, с учетом

выражаемых ими значений.
Сопоставление лексем одного языка, взятых на разных исторических срезах его развития, изменивших состав фонем или семем.

Слайд 30
3. Сопоставление взаимодействующих языков, для выявления источников заимствований, роль каждого языка

в новом языке.


Слайд 31Историко-сравнительный метод
Система приемов и методик анализа при изучении исторического развития отдельного

языка.
Цель: выявление его внутренних и внешних закономерностей.

Слайд 32Приемы метода:
Прием внутренней реконструкции – более древняя форма восстанавливается путем сопоставления

разных ее отражений в одном языке.
Прием хронологизации – языковые факты получают абсолютную / относительную датировку.

Слайд 33
А) абсолютная хронология – устанавливается путем первой фиксации факта в каком-либо

источнике.
Б) относительная хронология – датировка явлений относительно друг друга.
3. Диалектографические приемы – сбор, обработка, интерпретация диалектного материала.
4. Прием культурно-исторической интерпретации – связь языковых явлений с данными этнографии и демографии.

Слайд 34
5. Текстология – сумма приемов по изучению истории текста (лит. памятник,

историч. документ).
Установление основного текста и его вариантов (списков, редакций, авторства, времени написания).
6. Прием лингвистического источниковедения – выявление, аннотирование и систематизация источников.

Слайд 35Вопрос 5: Структурные методы изучения языка.
Методы выделения фонемы как элемента системы

фонем и выявления типов оппозиций между ними.
Дистрибутивный анализ единицы языка в ее окружении, сочетаемости с соседними единицами.
Анализ по непосредственным составляющим путем разбиения предложения на пары составляющих.

Слайд 36
4. Трансформационный анализ – выяснение классов синтаксических конструкций, выражающих одну и

ту же пропозицию (Сестра читает книгу – Книга читается сестрой – Чтение книги сестрой).
5. Компонентный анализ семем, разлагающий их на семы.

Слайд 37Вопрос 6: Математические методы изучения языка.
Методы математической статистики (при изучении распространения

языковых средств, индивидуального стиля писателя).
Методы теории информации – для улучшения передачи информации по техническим системам связи.
Наибольш. избыточность – деловой стиль.
Сам. низкая – устная речь.

Слайд 38
3. Методы математической логики – разработка символического языка для изображения высказываний,

логических отношений между ними, понятий, их классов

Слайд 39Вопрос 7: Конструктивные методы изучения языка.
Моделирование исследователем объекта исследования.
Конструктивный объект –

теоретический аналог, модель реального объекта.
Напр. не реальные высказывания, а структурные схемы предложения

Слайд 40
Основное использование метода при изучении синтаксиса, явлений семантики и словаря, связанного

с предложением.
Трансформационная порождающая грамматика.
Задача – выявление всех структур и соответствий между ними.


Слайд 41Вопрос 8: Дистрибутивный метод изучения языка.
Изучение окружения (дистрибуции, распределения), контекста употребления

отдельных единиц в тексте.
Дистрибутивный анализ – дешифровочный подход к языку.
Дистрибуция элементов – совокупность всех окружений, в которых они встречаются (сумма всех употреблений).

Слайд 42
Модель дистрибуции – тип отношений между элементами.
Может применяться при исследования любого

аспекта языка.
Недостаток – игнорирование смысловой стороны языка.

Слайд 43Вопрос 9: Метод компонентного анализа.
Выделение минимального набора признаков у совокупности языковых

единиц и категорий языка, с помощью которых они
различаются между собой (по дифференциальным признакам) или
объединяются в группы (по интегральным признакам).

Слайд 44
Метод направлен на исследование содержательной стороны языка.
Напр.: термины родства – отец-мать-сын-дочь-бабушка-дедушка-дядя-тетя

– комбинация трех сем: степень родства, пол, поколение.

Слайд 45Вопрос 10: Психолингвистический метод.
Особенность – обращение к интуиции носителей языка.
Не анализ

отдельных слов, а установление соответствий между словами.
Приемы:
1. Свободный ассоциативный эксперимент (испытуемые на словесный стимул выдают первую словесную реакцию)

Слайд 46
2. Направленный ассоциативный эксперимент (ограничения в заданиях).
Напр.: к словам-стимулам давать синонимы/антонимы,

определения и т.д.
3. Эксперимент на оценку смысловой близости слов (испытуемые дают оценку смысловой близости по шкале).

Слайд 47Вопрос 11: Нейролингвистические методы в языкознании.
Выявление повреждений типов нервных структур, связанных

с речевым механизмом путем клинических наблюдений.
Методы:
1. Наблюдение над речевым поведением больного в различных условиях: пересказы текстов, рассказы, беседы, чтение, письмо и т.д.

Слайд 48В современной нейролингвистике:
2. Использование стереотаксического метода – введение микроинструментов в заданные

структуры мозга с лечебными целями.
3. Различные виды записей биоэлектрической активности мозга, мозгового кровотока и т.д.


Слайд 49Вопрос 12: Количественные метода изучения языка.
Использование подсчетов и измерений при изучении

языковых явлений.
Количественные методы

Количественные статистические

«квантитативный метод»





Слайд 50
Количественные метода + математическая статистика = статистические метода.
С помощью количественных методов

описывается:
Поведение различных языковых единиц (фонем, букв, морфем);
Частота различных фактов, зафиксированных в тексте;
Распределение единиц в текстах разного жанра;
Сочетаемость с другими единицами.


Слайд 51Вопрос 13: Социолингвистические методы в языкознании.
Метод полевого исследования:
Анкетирование (опросники, анкеты);
Интервьюирование

(составление программы и разработка техники интервью);
непосредственное наблюдение (исключить влияние наблюдателя на речевое поведение испытуемых).


Слайд 52
Включенное наблюдение – наблюдатель выступает в качестве участника коммуникативного акта.
2. Методы

социолингвистического анализа языкового материала.
Проводятся с помощью корреляционного анализа с точки зрения:
Стратификационной вариантности (профессиональные варианты, жаргоны, соц. диалекты);



Слайд 53
Ситуативной вариантности (варианты языка в зависимости от конкретных соц. ситуаций: аудитория,

суд, переговоры и т.д.);
Коммуникативной вариантности: диалог / монолог, устная / письменная речь, жанр, стиль, социальный статус.

Слайд 54Вопрос 14: Экспериментальные методы в языкознании.
Экспериментально-фонетический метод - применение аппаратуры

для изучения звуков.
Приемы:
Соматические – изучение телесных выражений процессов говорения (палатография, фотографирование, рентгеносъемка);
Пневматические – запись с помощью кимографа кривых на бумаге; регистрируются произносительные движения органов речи.

Слайд 55
Электроакустические – звуковые колебания преобразуются в электрические с помощью осциллографа, спектрографа.


Артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи, их структуры.

Слайд 56Вопрос 15: Общенаучные и частные методы исследования.
Общенаучные:
Сравнение (в основе сравнительно-исторического метода);
Индукция

– пусть познания от данных опыта к их систематизации и к открытию эмпирических законов.
Дедукция – предварительное обобщение результатов наблюдений и предсказание фактов.

Слайд 57
Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части или выделение свойств

предмета;
Синтез – соединение составных свойств предмета и изучение его как целого;
Гипотеза – возможные решения, правильность которых подтверждается или опровергается.

Слайд 58
Частные методы – познание специальных аспектов языковой деятельности.
Начали складываться в XIX

в.
Методы сравнительно-исторического изучения языка.
Математические методы.
Функциональные методы.


Слайд 59Вопрос 16: Функциональные методы.
Выяснение особенностей функционирования
языковых элементов;
факторов влияющих на

их употребление.
Функционализм – Зап. Европа 70-е XXв.
Понимание языка как целенаправленной системы средств выражения.


Слайд 60
Системный характер и динамичность в языке проявляется в процессе его функционирования



- Употребление тех или иных единиц
Реализация различных функций языка
В процессе функционирования возникают новые явления и отмирают старые
развитие и изменение языка




Слайд 61Вопрос 17: Метод лингвистической географии.
Лингвистическая география – раздел лингвистики, изучающей вопросы

территориального размещения языков и языковых явлений.
Основные понятия:
языковой ареал. 3 макроареала в мире: Старый Свет, Новый Свет и Океания.
языковой союз. Напр.: Балканский, Поволжский, Балтийский, Кавказский.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика