Слайд 2Использование психорегуляции позволяет:
• повышать психическую адаптацию к высоким нагрузкам и монотонности,
поддерживать высокиую мотивацию, содействовать быстрому нервному восстановлению;
• нейтрализовать отрицательные последствия воздействия на психику человека, перенесшего травму или потерпевшего неудачу в достижении высокозначимой цели;
• снять тревожность, мобилизовать усилия, поднять эмоциональный тонус, настрой на выполнение программы деятельности.
Слайд 3Внушение — это психическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента),
осуществляемое с помощью речевых и неречевых средств общения и отличающееся сниженной аргументацией или ее полным отсутствием со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.
При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора.
Слайд 4Выделяют
преднамеренное и непреднамеренное
внушение
характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить
суггестер не ставит перед собой цель повлиять на состояние суггерента, но своим поведением, ненароком брошенной фразой воздействует на него. Характерная особенность в том, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать.
Слайд 5По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (закрытое).
Прямое характеризуется открытостью цели внушения, императивностью, прямой направленностью на конкретного человека.
Фразы отличаются однозначностью, безапелляционностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления воздействия используются невербальные средства: немигающий взгляд в глаза суггерента, наклон вперед.
Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое.
Слайд 6Косвенное внушение характеризуется опосредованным воздействием на суггерента.
Содержание внушения включается в
передаваемую информацию в условном или скрытом виде. Используются более легкие формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при прямом внушении.
Этому виду внушения сопротивляющийся, самоуверенный, эгоцентричный суггерент поддастся быстрее, чем прямому внушению.
Таким образом, косвенное внушение является внушением «окольным путем» (А. Г. Ковалев).
Слайд 8Факторы успешности внушения
Способствуют:
установление эмпатического сопереживания,
близких межличностных отношений,
доброжелательной, дружественной
атмосферы, т. е. раппорта.
Для установления раппорта используются средства:
расширенное информирование суггерента,
детализация текста суггестора,
спокойная доброжелательная уверенность,
открытые жесты,
мягкая эмоциональная манера внушения.
Слайд 9Внушение не действенно, если его содержание противоречит морали и мировоззрению суггерента.
Усиливают эффект внушения сочетание логических и эмоциональных компонентов, использование информации, подтверждающей взгляды, к которым склонен, с которыми согласен суггерент.
Содержание внушения, способ его конструирования.
Слайд 10Обстоятельства, при которых происходит внушение, существенно влияют на его эффективность.
Повышают
эффект внушения (внушаемость) низкий уровень осведомленности суггерента в обсуждаемом вопросе. Кроме того, имеет значение состояние суггерента.
Слайд 11Особенности личности суггестора: его обаяние, склонность к доминированию. Но главной характеристикой
является авторитетность суггестора, которая складывается из следующих моментов:
• его социальный статус;
• принадлежность к референтной для суггерента группе;
• наличие прежних заслуг, опыта; ореол известности;
• мнение окружающих о нем как о высоконравственной справедливой личности;
• обладание тем или иным видом власти (власти вознаграждения, принуждения, знатока и т. д.);
• престиж используемых им источников информации;
• харизма.
Слайд 12В зависимости от ситуации и своих особенностей суггестор может использовать четыре
варианта поведения:
«неоспоримый авторитет» (суггестор всем своим поведением должен показать, что он нисколько не сомневается в своей правоте) ;
интеллектуальный (должен подробно аргументировать свою позицию);
эмоциональный (должен использовать потребность суггерента в симпатии, безопасности и хорошем самочувствии);
пассивный (необходимо заверять суггерента, что без его помощи ничего не сможет сделать, и создавать иллюзию, что тот все делает сам.
Слайд 13Особенности личности суггерента
Прежде всего это внушаемость и негативизм.
Внушаемость — это
склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями других людей. Они часто склонны к подражанию.
Внушаемость зависит
от устойчивых свойств человека (высокого нейротизма, слабости нервной системы)
от ситуативных его состояний (тревоги, неуверенности в себе или эмоционального возбуждения).
Слайд 14На внушаемость влияют такие личностные особенности:
низкая самооценка и чувство собственной
неполноценности,
покорность и преданность,
неразвитое чувство ответственности,
робость и стеснительность,
доверчивость,
повышенные эмоциональность и впечатлительность,
мечтательность,
суеверность и вера,
склонность к фантазированию,
неустойчивые убеждения и некритичность мышления.
Слайд 15Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-летнего возраста. В 5 лет
и после 10 лет, особенно у старших школьников, отмечается спад внушаемости.
Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин
Слайд 16Негативизм (от лат. negativus — отрицание), т. е. лишенное разумных оснований
(немотивированное) сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, снижает внушаемость субъекта.
Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета является способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния.
Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.
Слайд 17Использование музыки для регуляции эмоций
Гармоничная музыка — лучший психотерапевт.
В России
по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены».
В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека.
Слайд 18По мнению В.И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных
произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи системы координат