Слайд 1Основы современного естествознания - 2
4 Методология и технологии естествознания
5. Основные особенности
развития естествознания
6. Основные черты доклассического естествознания
Слайд 2
Метод – форма организации познания и деятельности, способ получения знаний и
направления действий, образ отношения теории к практике, алгоритм решения задач.
Слайд 3
Система правил и принципов, определяющих применение конкретного метода, а также описание
особенностей этого применения называется методикой.
Слайд 4
Наиболее общее описание методов, их форм, норм их применения и раскрытия
их в методиках – методология как раздел философии. Методология также может пониматься как теоретически обоснованная система методов и методик
Слайд 5
Эмпирические методы:
Наблюдение – научный метод, характеризующийся направленным созерцанием (пассивным воздействием
исследователя) изучаемого объекта (исследование в естественных условиях).
Слайд 6
Эксперимент – научный метод, характеризующийся направленным познанием посредством активного воздействия исследователя
на изучаемый объект (экспериментальные [искусственные, управляемые, лабораторные] условия)
Слайд 7Теоретические методы: общелогические
Общелогические: Индукция и дедукция,
Анализ – общелогический метод, состоящий
в разложение целого на составные части. Разновидность – абстракция (абстрагирование), выявление существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных. Редукционизм
Слайд 8
Синтез – общелогический метод, состоящий в совмещении разных сторон предмета в
едином образе. Разновидность – метод перехода от абстрактного к конкретному (от формальных абстракций – к полному синтетическому описанию конкретного предмета)
Слайд 9Теоретические методы: общелогические-2
Аналогия (ср. Метафора) – метод индуктивного познания, в котором
на основе установления схожести объектов знание об одном объекте принимается как знание о другом, менее изученном. Моделирование – аналогия через исследование искусственной копии (материальной или идеальной) познаваемого объекта
Слайд 10
Идеализация – метод познания через мысленное конструирование понятий об объектах, не
данных в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Разновидность – мысленный эксперимент.
Слайд 11Теоретические методы: научные
Компаративный (сравнительный) – способ познания, характеризующийся исследованием через сопоставление
нескольких предметов познания
Слайд 12
Аксиоматический – научный способ познания, характеризующийся установлением простых истинных суждений и
выведением из них всех остальных знаний в соответствии с четко определенными правилами
Слайд 13
Гипотетико-дедуктивный – научный способ познания, характеризующийся формулировкой предположений, истинное значение которых
неизвестно, и выведением из них эмпирически проверяемых заключений
Слайд 14
Системный (структурный) – способ познания, характеризующийся выявлением в объекте базовых элементов
и взаимоотношений между ними (структуры)
Слайд 15
Исторический (генетический) – способ познания, характеризующийся установлением динамики развития (возникновения, становления,
последовательности стадий) предмета
Слайд 16Исток науки:
в первобытном обществе в рамках мифологического мировоззрения как случайная
совокупность первоначальных знаний о мире и деятельности в нем человека, а затем трансформировалась в соответствии с развитием культуры.
Слайд 17
2. в эпоху Античности в связи с формированием системы исследовательской деятельности,
философских школ и особых социальных научно-образовательных институтов
Слайд 18
3. в период Возрождения и в особенности в эпоху Нового времени
и Просвещения, поскольку только тогда наука действительно стала непрерывно развивающимся систематическим и социально организованным экспериментально-математическим освоением действительности, способствующим революционному преобразованию мира в интересах человека
Слайд 19Особенности истории естествознания:
Прогрессивность и непрерывность развития естествознания выражается в росте
инновационности, экспериментальной верифицируемости, математической формализуемости, предсказательного потенциала и практической применимости результатов научных исследований.
Слайд 20
Прямо пропорционально связано с распространением свободомыслия, и обратно пропорционально – с
господством догматизма или софистического релятивизма
Слайд 21
Чередование периодов накопления информации и так называемой научной революции (смены парадигм)
Слайд 22Основные этапы развития науки
Доклассическая наука (протонаука) при этом характеризует архаические, древние
(включая античную), и средневековые культуры
Слайд 23
Классическая наука – культуры Возрождения и Нового времени
Неклассическая наука –
культуры ХIХ и начала ХХ вв.,
Постнеклассическая наука – к современным культурам
Слайд 24
В доклассическую эпоху тесно и зачастую неразрывно связаны элементы науки с
мифологическими и религиозными верованиями, развитие разных областей естествознания неоднородно и прерывисто, а экспериментальная методология и математические формализации исследований проявляются лишь эпизодически.
Слайд 25
Рецептурное знание - эмпирическое знание о том, как использовать те или
иные предметы для достижения своих целей.
Слайд 26
Накопление математической, астрономической, химической и географической информации в рамках астрологии и
календарных вычислений, в экономической и военной областях, в медицине, ремеслах и искусстве
Слайд 27
Черты мифологического сознания:
Анимизм: всеобщая одушевленность мира и каждой его части
Тотемизм: всеобщее
родство мира, исток собственного рода люди возводили к животным, растениям, вещам или процессам окружающего мира
Слайд 28
Магия и связанный с ней фетишизм: практики опосредованного духовной сферой воздействия
на предметы мира
Бинарное, но при этом синкретичное и универсалистское мышление, стремление к чувственной достоверности и органицизм (мир – живой организм)
Слайд 29В Античной философии
был задан общий смысл понятия науки (эпистемы – достижения
истины разумом), подразумевавший выявление начал и порядка природы, абстрактность и теоретичность, а также необходимость логического (тут - приоритет) и эмпирического обоснования.
Слайд 30
Появились специализированные ученые и их объединения (милетская, элейская школы, платоновская Академия,
аристотелевский Ликкей и пифагорийский «союз»), произошла секуляризация науки, активное применение в технике.
Слайд 31
Вопрос материального первоначала мира: вода (Фалес), огонь (Гераклит), атом (Демокрит), число
(Пифагор).
Геоцентризм Птолемея
Слайд 32Средние века:
Креационизм (Бог создал мир, в том числе небесные тела, живых
существ и человека)
Любая форма знания допустима лишь если согласуется с религией (философия – служанка богословия)
Активное развитие математики, химии и медицины в арабских культурах