Методология и технологии естествознания. Основные черты доклассического естествознания презентация

Содержание

Слайд 1Основы современного естествознания - 2
4 Методология и технологии естествознания
5. Основные особенности

развития естествознания
6. Основные черты доклассического естествознания

Слайд 2
Метод – форма организации познания и деятельности, способ получения знаний и

направления действий, образ отношения теории к практике, алгоритм решения задач.

Слайд 3
Система правил и принципов, определяющих применение конкретного метода, а также описание

особенностей этого применения называется методикой.

Слайд 4
Наиболее общее описание методов, их форм, норм их применения и раскрытия

их в методиках – методология как раздел философии. Методология также может пониматься как теоретически обоснованная система методов и методик


Слайд 5
Эмпирические методы:
Наблюдение – научный метод, характеризующийся направленным созерцанием (пассивным воздействием

исследователя) изучаемого объекта (исследование в естественных условиях).

Слайд 6
Эксперимент – научный метод, характеризующийся направленным познанием посредством активного воздействия исследователя

на изучаемый объект (экспериментальные [искусственные, управляемые, лабораторные] условия)


Слайд 7Теоретические методы: общелогические
Общелогические: Индукция и дедукция,
Анализ – общелогический метод, состоящий

в разложение целого на составные части. Разновидность – абстракция (абстрагирование), выявление существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных. Редукционизм

Слайд 8
Синтез – общелогический метод, состоящий в совмещении разных сторон предмета в

едином образе. Разновидность – метод перехода от абстрактного к конкретному (от формальных абстракций – к полному синтетическому описанию конкретного предмета)


Слайд 9Теоретические методы: общелогические-2
Аналогия (ср. Метафора) – метод индуктивного познания, в котором

на основе установления схожести объектов знание об одном объекте принимается как знание о другом, менее изученном. Моделирование – аналогия через исследование искусственной копии (материальной или идеальной) познаваемого объекта

Слайд 10
Идеализация – метод познания через мысленное конструирование понятий об объектах, не

данных в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Разновидность – мысленный эксперимент.


Слайд 11Теоретические методы: научные
Компаративный (сравнительный) – способ познания, характеризующийся исследованием через сопоставление

нескольких предметов познания

Слайд 12
Аксиоматический – научный способ познания, характеризующийся установлением простых истинных суждений и

выведением из них всех остальных знаний в соответствии с четко определенными правилами


Слайд 13
Гипотетико-дедуктивный – научный способ познания, характеризующийся формулировкой предположений, истинное значение которых

неизвестно, и выведением из них эмпирически проверяемых заключений


Слайд 14
Системный (структурный) – способ познания, характеризующийся выявлением в объекте базовых элементов

и взаимоотношений между ними (структуры)


Слайд 15
Исторический (генетический) – способ познания, характеризующийся установлением динамики развития (возникновения, становления,

последовательности стадий) предмета


Слайд 16Исток науки:
в первобытном обществе в рамках мифологического мировоззрения как случайная

совокупность первоначальных знаний о мире и деятельности в нем человека, а затем трансформировалась в соответствии с развитием культуры.

Слайд 17
2. в эпоху Античности в связи с формированием системы исследовательской деятельности,

философских школ и особых социальных научно-образовательных институтов


Слайд 18
3. в период Возрождения и в особенности в эпоху Нового времени

и Просвещения, поскольку только тогда наука действительно стала непрерывно развивающимся систематическим и социально организованным экспериментально-математическим освоением действительности, способствующим революционному преобразованию мира в интересах человека


Слайд 19Особенности истории естествознания:
Прогрессивность и непрерывность развития естествознания выражается в росте

инновационности, экспериментальной верифицируемости, математической формализуемости, предсказательного потенциала и практической применимости результатов научных исследований.

Слайд 20
Прямо пропорционально связано с распространением свободомыслия, и обратно пропорционально – с

господством догматизма или софистического релятивизма


Слайд 21
Чередование периодов накопления информации и так называемой научной революции (смены парадигм)


Слайд 22Основные этапы развития науки
Доклассическая наука (протонаука) при этом характеризует архаические, древние

(включая античную), и средневековые культуры

Слайд 23
Классическая наука – культуры Возрождения и Нового времени
Неклассическая наука –

культуры ХIХ и начала ХХ вв.,
Постнеклассическая наука – к современным культурам


Слайд 24
В доклассическую эпоху тесно и зачастую неразрывно связаны элементы науки с

мифологическими и религиозными верованиями, развитие разных областей естествознания неоднородно и прерывисто, а экспериментальная методология и математические формализации исследований проявляются лишь эпизодически.

Слайд 25
Рецептурное знание - эмпирическое знание о том, как использовать те или

иные предметы для достижения своих целей.


Слайд 26
Накопление математической, астрономической, химической и географической информации в рамках астрологии и

календарных вычислений, в экономической и военной областях, в медицине, ремеслах и искусстве


Слайд 27
Черты мифологического сознания:
Анимизм: всеобщая одушевленность мира и каждой его части
Тотемизм: всеобщее

родство мира, исток собственного рода люди возводили к животным, растениям, вещам или процессам окружающего мира

Слайд 28
Магия и связанный с ней фетишизм: практики опосредованного духовной сферой воздействия

на предметы мира
Бинарное, но при этом синкретичное и универсалистское мышление, стремление к чувственной достоверности и органицизм (мир – живой организм)


Слайд 29В Античной философии
был задан общий смысл понятия науки (эпистемы – достижения

истины разумом), подразумевавший выявление начал и порядка природы, абстрактность и теоретичность, а также необходимость логического (тут - приоритет) и эмпирического обоснования.

Слайд 30
Появились специализированные ученые и их объединения (милетская, элейская школы, платоновская Академия,

аристотелевский Ликкей и пифагорийский «союз»), произошла секуляризация науки, активное применение в технике.

Слайд 31
Вопрос материального первоначала мира: вода (Фалес), огонь (Гераклит), атом (Демокрит), число

(Пифагор).
Геоцентризм Птолемея


Слайд 32Средние века:
Креационизм (Бог создал мир, в том числе небесные тела, живых

существ и человека)
Любая форма знания допустима лишь если согласуется с религией (философия – служанка богословия)
Активное развитие математики, химии и медицины в арабских культурах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика