Место социальной психологии в системе научного знания презентация

Содержание

Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ № 1
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ


Слайд 2ОСОБЫЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЁ ОТНОШЕНИЯ С СОЦИОЛОГИЕЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ.

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908г., когда одновременно появились работы МакДауголла (психолога) «Введение в социальную психологию» и Росса (социолога) «Социальная психология».


Слайд 3Само сочетание «психология социальная» или «социальная психология» указывает на специфическое место,

которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.

Возникнув на стыке двух наук: ПСИХОЛОГИИ и СОЦИОЛОГИИ, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части – что невольно размывает предметное содержание собственно социальной психологии.


Слайд 4МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ


СОЦИОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ


Слайд 5ВАРИАНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
позиция 1. СП есть часть психологии.






позиция

2. СП есть часть социологии.

СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ






Слайд 6


2. интердисциплинарный подход
позиция 3. СП отторгает определённую часть психологии и определённую

часть социологии.





позиция 4. СП захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.


ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ



ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ


Слайд 7Несмотря на неоднозначность положения научной дисциплины, важно понимать, что многие объективные

факты общественной жизни могут быть исследованы лишь при помощи объединённых усилий всех наук. Однако, психология, социология и социальная психология изучая одно и тоже – делает это по-разному. Например изучая социальные группы:

Социология – рассматривает социальные группы: малые и большие в деятельности и операционально-статистическом аспекте.
Социальную психологию интересует – поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп.
Психология, в ситуациях совместной деятельности людей – возникают особые типы связей между ними, а связи общения и взаимодействия, анализ их невозможен вне системы психологического знания.


Слайд 8Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности

и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Слайд 9ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
социально-психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как

представителей различных социальных групп;
динамика развития межличностных отношений в группах;
формы складывающегося общения;
конкретные действия личности в различных формах группового объединения;
причины и содержание формирования личностных и групповых мотивов, потребностей, установок;
групповое влияние на члена группы и т.д.



Слайд 10ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
это малые и большие группы, а также положение личности

в группе.
Кроме того – изучение процессов развития личности; процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Слайд 11ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
фундаментальные – связаны с дальнейшим развитием теорий и концепций

по мере накопления новых данных; осмыслением и уточнением имеющихся теоретических подходов в новых социально-экономических условиях; изучением новых социально-психологических явлений в условиях развития науки и техники и т.д.

Слайд 12Прикладные задачи – выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и

не могут ожидать решения теоретических вопросов. Они направлены на обслуживание практической деятельности специалистов в различных областях человеческой деятельности в составе группы – это оптимизация групповой деятельности, формирование социально-психологического климата, снижение конфликтности, подбор персонала и т.д.

Слайд 13 Одними из сложных практических задач являются:
оптимизация личностных и

групповых взаимодействий, направленных на достижение определённых целей;
улучшение планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей;
повышение эффективности коммуникации и принятия решений.

Слайд 14ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
Этническая психология;
Психология управления;
Психология общения;
Психология конфликтных отношений
Социальная психология личности;
Психология межличностных

отношений;
Психология религии;
Политическая психология…

Слайд 151)Этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей. 2)

Психология управления – изучает психологические закономерности управленческой деятельности. 3) Психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами. 4) Психология конфликтных отношений – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности их наиболее эффективного разрешения.

Слайд 165) Социальная психология личности – изучает проявление и формирование особенностей личности

в различных группах. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением. 6) Психология межличностных отношений – рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (типа симпатии, совместимости…), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия.

Слайд 177) Психология религии – изучает психику людей, которые являются участниками религиозной

деятельности. 8) Политическая психология – исследует различные стороны психологических феноменов и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Слайд 18СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (философия, социология…) – дают

СП возможность методологически точно и теоретически правильно постичь сущность интересующих её социально-психологических феноменов и процессов, уяснить их происхождение, особенности развития, а также постичь специфику общественного сознания.

Слайд 19ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – помогает СП осмыслить психологические особенности личности, выступающей субъектом

общественных отношений и носителем социальной психики. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ – показывают, как на различных этапах становления общества осуществляется развитие социальной психики и сознания людей, а также отношения между ними.

Слайд 20ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ – открывают СП правильное понимание того, как влияют на

общественное сознание людей политические процессы. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ – предоставляют СП информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Слайд 21ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- позволяют правильно интерпретировать своеобразие формирования, развития и функционирования

социально-психологических явлений, определять их место и роль среди других общественных феноменов.

Слайд 221. Принцип социальной и психологической комплексности
- означает, что СП,

опираясь на данные других социальных наук о конкретных феноменах, выделяет и изучает в них свою психологическую проблематику.

Слайд 232. Принцип социально-психологической причинности
- свидетельствует о том, что психология

различных групп людей по своей природе имеет отражательный характер. В сущностном отношении это идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под её влиянием и выступающий регулятором их отношений с действительностью.

Слайд 243. Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности,
показывает зависимость

психологического отражения от влияния внешней среды и общественной деятельности людей. Среда, общение и совместная активность во взаимодействии определяют специфику психологии разных групп. С ростом численности групп – роль общения и совместной активности уменьшается, а роль среды и объективных условий жизни – возрастает.

Слайд 254. Принцип социально-психологической системности
- означает, что по отношению к

индивидуально-психологическим и физиологическим феноменам социально-психологическая реальность находится на более высоком системном уровне, будучи более сложной по закономерностям и механизмам и она труднее поддаётся целенаправленным изменениям.

Слайд 265. Принцип социально-психологического развития,
свидетельствует, что с изменением социальной среды претерпевает

трансформации и социальное сознание общества и входящих в него групп. Весь процесс социально-психологических перемен непрерывен, как непрерывно и развитие самого общества.

Слайд 276. Принцип объективности
- гласит, что изучая социально-психологические знания важно

не заниматься словесными изобретениями, а делать выводы на основе достоверных фактов, выверенных методами математической статистики.

Слайд 28ЛЕКЦИЯ 2.
МЕТОДЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.


Слайд 29МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
это способы, посредством которых познаётся предмет науки, т.е. с

помощью методов добываются научные факты.

Методика – это способы фиксации эмпирических данных, это определённая последовательность действий в процессе исследования.

Слайд 30ОБЪЕКТИВНЫЕ методы исследования – сочетают в себе как получение достоверных сведений

об испытуемом, так и активное вмешательство в деятельность испытуемого ( наблюдение, эксперимент; к специфическим объективным методам относятся: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности; широкое применение нашли математические методы: моделирование, статистический анализ).



Слайд 312. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ методы исследования – являются конкретной формой понимания внутреннего мира,

как собственного, так и испытуемого (самонаблюдение, самоотчёт, включённое наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция)

Слайд 323. ПРАКТИЧЕСКИЕ методы исследования – предполагают возможность активного вмешательства исследователя в

деятельность испытуемого, представляют собой различные виды практик, различаются по формам и задачам (психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психологический тренинг, разрешение социальных конфликтов.

Слайд 33Социальная психология использует следующие основные методы:
Наблюдение
Эксперимент
Метод анализа документов
Обобщение независимых характеристик
Анализ результатов

деятельности
Опросы
Тестирование
Социометрия

Слайд 34НАБЛЮДЕНИЕ – изучает социально-психологические явления и процессы в различных условиях, не

вмешиваясь в их течение.

Наблюдение бывает:
Житейским
Научным
Включённым
Невключённым


Слайд 35 Житейское /

Научное

Является примитивной формой наблюдения, им пользуется каждый человек в повседневной жизни. Отмечая факты окружающей социальной действительности, рассматривая своё собственное поведение, человек на ощупь пытается выяснить и отыскать причины тех или иных поступков и действий;
Отличается случайностью, неорганизованностью, бесплановостью;
Учёт данных – не ведётся

Наблюдение как научный метод не ограничивается описанием внешних явлений, но описывает и природу этих явлений, т.е. он предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения, деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений;
Наличие чёткого плана;
Обязательное фиксирование данных



Слайд 36 ВКЛЮЧЁННОЕ / НЕВКЛЮЧЁННОЕ
Предусматривает

участие исследователя в деятельности, которую он изучает

Не предусматривает такого участия


Слайд 37ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых, чтобы

создать наилучшие условия для изучения конкретных социально-психологических феноменов и процессов.

Лабораторным – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;
Естественным – изучение осуществляется в естественных условиях;
Констатирующим – изучаются лишь необходимые социально-психологические явления;
Формирующим – в его процессе развиваются определённые качества испытуемых и их групп.


Слайд 38ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ -
обычно представляет собой процесс осмысления

информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различных документах.

Слайд 39МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК -
предполагает выявление и анализ мнений

о тех или иных социально-психологических феноменах и процессах, которые получены от различных людей или из различных источников.

Слайд 40АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
это метод опосредованного изучения социально-психологических явлений

по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Слайд 41ОПРОС – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Его формы:
Письменный

опрос (анкетирование);
Устный опрос;
интервью (заранее подготовленные вопросы).

Слайд 42ТЕСТИРОВАНИЕ -
это метод , во время применения которого

испытуемые выполняют определённые действия по заданию исследователя.

Слайд 43СОЦИОМЕТРИЯ -
это метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных

симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять:
- социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;
конкретные позиции её членов в структуре этих взаимоотношений;
формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;
наличие микрогрупп и связей между ними.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика