Маломобильные пассажиры. Психологические особенности общения и обслуживания презентация

Содержание

Инвалиды в России В ноябре 1995 года ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ был принят Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

Слайд 1Маломобильные пассажиры
Психологические особенности общения и обслуживания.


Слайд 2Инвалиды в России
В ноябре 1995 года ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РФ был принят Закон Российской Федерации
«О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

В соответствии с этим законом понятие инвалидности трактуется как -
Инвалид - лицо, с нарушением здоровья , стойким расстройством функций организма, что обусловлено тяжелыми заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты на государственном уровне.

Слайд 3Документ мирового масштаба

13 декабря 2006 года
на Генеральной Ассамблее ООН, резолюцией

№ 61/106 была принята
«Конвенция о правах инвалидов».






«…Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении и уважении присущего им достоинства..».


Слайд 4Классификация инвалидности
По возрасту:

По происхождению инвалидности:
дети-инвалиды, инвалиды с детства
инвалиды-взрослые. инвалиды войны
инвалиды труда,
инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности:
инвалиды I группы (нетрудоспособные, резко выраженное ограничение жизнедеятельности, неспособность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, общению и полная зависимость от других лиц),
инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, сохраняются способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц),
инвалиды III группы трудоспособные в щадящих условиях труда.

Слайд 5Виды инвалидности
По функциям организма, которые могут быть нарушены:

Статодинамические (двигательные);

сенсорные

(зрение, слух, обоняние, осязание);

психические (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля);

физиологические (кровообращение, дыхание, пищеварение, обмена веществ, внутренней секреции).

Слайд 6Доступность

Статья 9. «Конвенции о правах инвалидов»

Определяет степень доступности….. всех видов транспорта людям с ограниченными возможностями…. и провозглашает:

«…чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах…».



Слайд 7Из Руководства Международного Параолимпийского комитета по доступности (Июль, 2009г.):
Доступные вагоны.

Входная дверь

в вагон должна быть надлежащей ширины, чтобы могла свободно пройти инвалидная коляска;
Одно место для инвалидной коляски в вагоне или два места для инвалидной коляски в поезде должно быть обеспечено (1400 мм х 900 мм);
Информация об остановках, пути следования и т.д. должна предоставляться как в виде аудио сообщений, так и текстовом формате;


Международные и междугородние поезда должны быть оборудованы доступным туалетом, предназначенным для лиц обоего пола;
Все перила и поручни должны быть контрастного цвета;
Наличие автоматических дверей.


Слайд 8Посадка в вагон инвалида с нарушением двигательных функций организма

Информацию о посадке пассажира – инвалида ЛНП получает за сутки. Во многих поездах есть специализированный вход с лифтом.
Такая посадка обеспечивает максимальное удобство для человека с ограниченными возможностями, сидящего в коляске.

Причины нарушения статодинамических (двигательных) функций организма

тяжелая травма позвоночника;
ампутация нижних конечностей;
тяжелая форма детского церебрального паралича (ДЦП);
тяжелая форма рассеянного склероза
после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

Слайд 9 Психологические особенности общения с маломобильными пассажирами
Маломобильные пассажиры – особая группа

людей, нуждающаяся в дополнительной психологической поддержке, внимании, заботе и обычной бытовой помощи.
Задача проводника – создать максимально комфортную обстановку для своих особенных пассажиров.
Известно, многие инвалиды, сами изолируют от окружающего мира.
Они редко выходят на улицу и не любят появляться в общественных
местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не
знаем, как себя вести, и даже внешне демонстрируем это.

Как сделать так, чтобы его не обидеть?

Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть?
Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием.


Слайд 10Общие правила этикета при общении с инвалидами
Признайте его равным
Обычно, первое, что

отображается на лицах здоровых людей, когда рядом с ними появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой.
В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно!

Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой».
Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.
Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.


Слайд 11Слова. Как нельзя обращаться к инвалидам
Исследование 2000-го

года показало какие чувства и ассоциации вызывает то или иное слово или выражение у людей с различными видами инвалидности.


• «прикован к коляске» – ощущение «обреченности»;
• «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;
• «Больной» – «надо лечить», «беспомощный»;
• «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» - сочувствие и жалость;
• Брезгливость - «калека», «слабоумный», «даун».
• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх.


Слайд 12Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши

глаза находились с его глазами на одном уровне.
Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека.
Не облокачивайтесь на
коляску, не присаживайтесь на
подлокотник, не катайте ее, не
просите сидящего человека подержать Ваши вещи.


Нельзя трогать коляску без согласия
инвалида. Если есть необходимость
переместить коляску надо спросить
разрешения и дождаться ответа.
При согласии катить коляску
медленно. Скорость набирается быстро, и неожиданный толчок
может привести к потере равновесия.
Во время движения желательно
беседовать с человеком, предупреждать
о препятствиях, барьерах и неудобствах.
Надо поинтересоваться, спросить у
сидящего человека какие могут возникнуть проблемы и как их
можно устранить.


Слайд 13Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении
Общайтесь и с инвалидом и

с сопровождающим (беседа равных).
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или перенести багаж.
Если предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Помните, что у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.
Если инвалид от помощи отказался, все равно быть рядом, не уходить, сказать что Ваша обязанность проводить человека до его места.

Советы проводнику:


Слайд 14Нарушения зрения
«Слепые" условно делятся на две категории:
Слабовидящие;
Полностью слепые.
Если Вы увидели на

платформе человека в черных очках, с белой тростью или собакой-поводырем, рекомендуется:
Подойти и узнать, на какой поезд человек направляется, помочь подойти к проводнику его вагона;
Говорить нормальным голосом;
Всегда обращаться непосредственно к человеку, даже если он вас и не видит, а не к его зрячему сопровождающему.
Предложить помощь при посадке в вагон;
Когда незрячий человек усаживается на свое место не надо помогать ему садиться, лучше направить его руку на спинку полки, саму полку или подлокотник.
При общении с группой незрячих людей, не забывать каждый раз называть имя того человека, к кому вы обращаетесь.


Слайд 15При общении с людьми с плохим зрением и незрячими
Предлагая свою помощь,

направлять человека, не стискивать его руку, идти так, как вы обычно ходите. Нельзя хватать слепого человека за руку, одежду и тащить его за собой.
Описывать кратко, где вы находитесь и мимо чего проходите. Использовать, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делиться увиденным.
Предупреждать о препятствиях: ступенях, вхождении в дверной проем и т.п.
Передвигаться плавно, без рывков, резких движений.
Запрещено давать команды, браться за поводок собак-поводырей, нельзя их кормить, гладить, играть.

Всегда представляться:
называть себя, других собеседников,
а также всех присутствующих.


Слайд 16Общение с людьми с плохим зрением и незрячими
Если вас

попросили помочь взять какой- то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет, рекомендуется просто передать этот предмет собеседнику в руки.

Следует избегать расплывчатых
определений, фраз и инструкций,
которые обычно сопровождаются
жестами, например нельзя говорить
фразы вроде: «Стакан находится где-то
на столе».

Всегда стараться говорить точно: «Стакан находится посередине стола».


Если вы заметили, что
незрячий человек сбился
с маршрута, не
управляйте его движением
на расстоянии, подойдите
и помогите выбраться на
нужный путь.


Слайд 17Люди испытывающие затруднения в речи
Сразу настроиться на то , что

придется быть
максимально терпеливым и корректным!

Нельзя перебивать или поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Можно говорить только тогда, когда убедились, что пассажир уже закончил свою мысль.
Быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Если в данный момент у вас нет времени, лучше, извинившись, договориться о том, что вы подойдете в другое время и тогда ответите на все вопросы, предоставите всю необходимую информацию.
Всегда смотреть прямо в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. Говорить медленнее обычного, нас могут «читать по губам». Отдать беседе все внимание.
Помнить, что затруднения в речи – это не показатель низкого уровня интеллекта человека.
Задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Если вы не поняли - переспросите, если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Если у вас возникают проблемы в общении, предложите ему написать.

Слайд 18При общении с людьми с нарушением слуха

Прежде чем заговорить, дайте знак,

что вы собираетесь человеку что-то сказать, обратите на себя внимание.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени.

Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Старайтесь говорить максимально четко и медленно.
Иногда контакт достигается, если говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.


Слайд 19

Нарушения слуха

Если человек оглох до овладения речью и его не обучают речи специальными средствами, он становится немым - глухонемым.
У большинства глухих людей имеется остаточный слух.
Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц.
Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц).
Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться!











Если общение происходит через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно
к собеседнику,
а не к переводчику.


Слайд 20При общении с людьми с нарушением слуха
Подойдите поближе, говорите медленно и

отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, часто сопровождается повышением уровня чувствительности и неприятия громких звуков)
Говорить ясно и ровно.
Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение.
Использовать жесты, мимику.
Если информация, включает в себя номер, технический сложный термин, адрес, напишите ее так, чтобы она была точно понята.
Воспользоваться блокнотом и ручкой.

Советы проводнику:

Не все плохо слышащие люди, могут читать по губам. Лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если собеседник владеет данным навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.


Слайд 21Психиатрические заболевания

Поведение душевнобольных, степень расстройства их психики может сильно варьироваться в зависимости от формы, характера течения и индивидуальных особенностей личности. Поэтому невозможно описать “типичное поведение шизофреника”, дать окончательный список симптомов.
Важно знать, что хроническое душевное заболевание всегда идет волнами: обострение – это нарастание, или "атака" болезни, и ремиссия – благоприятный период, когда лишь незначительные колебания состояния и некоторые странности отличают больного от остальных людей.
Примерные признаки психических заболеваний:
выраженные изменения в повседневном поведении (избыток или отсутствие сна, аппетита, появление рассеянности, заторможенности или возбужденности, не характерной для человека раньше);
затруднение мышления и общения;
мании, навязчивые состояния (упорные и ничем не оправданные попытки развернуть какую-либо деятельность, не подходящую к месту и времени, доминанта какой-либо идеи и т.д.);
негативизм, в том числе отказ от помощи;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
длительная депрессия;
иллюзии и галлюцинации;
неспособность самостоятельно справляться с повседневными делами;
резкие колебания настроения (веселье – гнев- агрессия- печаль – истерика и т.д.)

Слайд 22При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы
Психические нарушения – это проблемы

людей в восприятии окружающего мира.
Некоторые психические заболевания позволяют инвалидам проявлять такой же уровень интеллекта и понимания, как и у большинства здоровых людей.
Психические нарушения постепенно влияют на появление у больных своего особого и изменчивого взгляда на мир.
Советы проводнику:
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Помните, что резкий звук или неосторожное движение могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Говорите плавно, даже если вам нужно сказать что-то срочное.
В общении будьте максимально спокойны, приветливы и последовательны в своих высказываниях и предоставляемой информации.
Люди с психическими нарушениями могут быть так же дружелюбны как и другие. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

Слайд 23При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения
Обращайтесь

непосредственно к человеку.
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Избегайте словесных штампов, образных выражений, иносказаний, слов со скрытым смыслом.
Будьте готовы повторить несколько раз.
Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Будьте терпеливы.
Высказывая просьбу или предоставляя какую-либо информацию о правилах, рассказывайте все «по шагам»
Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет практически такой же опыт,
как и любой другой взрослый человек.


Слайд 24Эпилепсия
Эпилепсия - хроническое состояние нервно-психического характера.
Причина эпилепсии недостаточно изучена,

однако большая роль принадлежит наследственности.

Во время приступа эпилепсии:

внезапного и относительно кратковременного – может отключиться сознание,
случаются падение и судороги, которые проявляются в напряжении мускулатуры,
происходит закидывание головы
прикусывается язык,
наблюдается слюнотечение,
В течение от 1 до 8 минут
наблюдается подергивание
всей мускулатуры.

Слайд 25Эпилепсия

Человека в случае приступа необходимо:

уложить на горизонтальную поверхность,

лучше на бок, чтобы не захлебнулся слюной,

расстегнуть ворот рубашки,

расслабить пояс,

контролировать, чтобы человек не прикусил язык. (Для этого необходимо между верхними и нижними зубами поместить что-нибудь твердое, например, ложку, ручку и т.д.),
после приступа человек будет приходить в себя от 30 мин. до нескольких часов. Ему следует уделить дополнительное внимание.

Слайд 26Заключение
Не смущайтесь, что список того, что правильно
и

что неправильно,
столь обширен.

Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию.

Относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика