Слайд 1Лекция 1
Логика как наука
Аппакова-Шогина Н.З.
Слайд 2Вопрос 1. Предмет логики
Мышление является объектом:
Психологии (индивидуальные особенности мышления)
Педагогики (процессы формирования
и развития мышления)
Физиологии высшей нервной деятельности (биологическая основы мышления)
- Логики (мышление как инструмент познания). Поэтому логика – часть философии (гносеологии).
Слайд 3Вопрос 1. Предмет логики
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – оперирует конкретными предметами и
действами
Конкретно-образное мышление – оперирует образами
Абстрактно-логическое мышление – оперирует символами
Формы познания:
Слайд 4Вопрос 1. Предмет логики
Логическая форма конкретной мысли - это структура мысли,
т.е. способ связи ее составных частей, не зависящая от смысла слов.
«человек – живое существо» - конкретная мысль
«S есть Р» - логическая форма этой мысли
Правильность мышления проявляется в соответствии мысли нормам логики.
Истинность мышления учитывает не абстрактную форму, а конкретное содержание мысли.
Слайд 6Вопрос 1. Предмет логики
«Все в мире происходит по определенным законам
– как в живом мире, так и в неживом. Вода падает, рыбы плавают, птицы летают. Применение наших способностей мышления также происходит по определенным законам. Сначала мы эти законы не осознавали, но где-то с Vв. до н.э. начали понимать. Эти законы подразделяются на необходимые и случайные. Необходимые законы и изучаются логикой»
Иммануил Кант.
Слайд 7Вопрос 1. Предмет логики
Каждая форма мышления что-то связывает:
-понятие – это связь
свойств и признаков;
-суждение – это связь понятий;
-умозаключение – это связь суждений.
Следовательно, овладение логикой означает:
умение правильно связывать признаки предмета,
правильно связывать понятия и
правильно связывать суждения.
Слайд 8Вопрос 1. Задачи логики
Задачи логики:
Уметь анализировать личный опыт, ошибки и успехи;
Уметь
обосновать родившуюся идею;
Уметь систематизировать информацию.
Слайд 9Вопрос 2. История логики
I этап: «классическая логика»
(Сократ, Платон, Аристотель)
II этап:
«индуктивная логика»
(Ф.Бэкон, Д.С.Милль)
III этап: «традиционная логика»
(объединение классической и индуктивной логики)
IV этап: «современная логика»
(Г.Лейбниц, Г.Фреге, Б.Рассел)