Слайд 1
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Слайд 2ПЛАН:
1. Характеристика кризиса 7 лет.
2. Компоненты
психологической
готовности к обучению.
3. Факторы и группы
риска.
4. Адаптация к школе.
Слайд 3
Кризис семи лет
Кризис семи (6, 8) лет – это период
рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович).
Кризис связан с появлением новообразования – внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Дети начинают манерничать, паясничать, кривляться. Это защитные функции от травмирующих переживаний.
Проявляется симптом «горькой конфеты».
Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным.
Слайд 4
Кризис семи лет
Поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к
ребенку и его ответной реакцией;
оспаривание ребенком необходимости выполнить просьбу родителей или отсрочивание времени ее исполнения;
непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
хитрость как нарушение правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
демонстративная «взрослость»;
обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (чтобы не выглядеть «как маленький»).
Слайд 5
Кризис семи лет
Также могут встретиться следующие проявления:
упрямство;
требовательность;
напоминания об
обещаниях;
капризы;
обостренная реакция на критику;
ожидание похвалы.
Слайд 6
Кризис семи лет
Положительные качества:
заинтересованность в общении со взрослым,
обсуждение новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о школе, о морально-этических принципах и др.);
самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
рассудительность;
произвольность и опосредованность своей психической жизни.
Слайд 7
Кризис семи лет
Помощь ребенку в период кризиса:
разъяснение
причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе);
предоставление возможности осуществить новые формы самостоятельной деятельности;
напоминание о необходимости выполнить поручение;
выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.
Слайд 8
Кризис семи лет
«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к
самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.
Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности и окружающих людей.
Слайд 9«Школьная зрелость» – это достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок
становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; может овладевать знаниями, умениями, навыками и поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Слайд 10В 5 – 5 с половиной лет – около 80 %
не готовы к школе.
В 6 лет – 51 %,
В 6 с половиной лет –
32 %.
В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.
Слайд 11
Компоненты психологической готовности к обучению
Личностная готовность
1. Развитие мотивационной сферы.
2. Внутренняя
позиция школьника.
3. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу.
Слайд 12 Интеллектуальная готовность
1. Определенный запас знаний об окружающем мире.
2. Развитие восприятия.
3.
Развитие наглядно-образного мышления.
4. Умение обобщать и дифференцировать предметы.
5. Развитие речи, фонематического слуха.
Слайд 13Двигательная готовность
1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие крупных движений (рук, ног, всего
тела).
Слайд 14 Развитие предпосылок
к учебной деятельности
1. Умение внимательно слушать и точно
выполнять последовательные указания взрослого.
2. Умение самостоятельно действовать по заданию.
3. Умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.
Слайд 15ФАКТОРЫ РИСКА
Деятельность и общее развитие
Неспособность понять инструкцию (задание) и трудности
выполнения заданий даже с помощью взрослых
хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых
трудность работы без отвлечений даже в течение
5–7 минут
явно отрицательная реакция на неудачу
низкий запас сведений, знаний
трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления
низкий уровень развития памяти
Слайд 16ФАКТОРЫ РИСКА
Уровень речевого развития
Бедный запас слов
плохое умение грамотно
строить предложения
трудности артикуляции
нарушения звукопроизношения
затруднения звуко-буквенного анализа
Слайд 17ФАКТОРЫ РИСКА
Развитие координации движений
и графических умений
Неловкость при выполнении
задания
неспособность выполнить задание
низкий уровень координации движений пальцев
неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии
неровность, нечеткость штрихов
тремор (дрожание рук)
Слайд 18ФАКТОРЫ РИСКА
Зрительное восприятие
Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей
фигур и их сочетаний
неточность копирования
(нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т. п.)
Слайд 19 Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова изучили динамику
формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и первоклассников и выявили следующие особенности таких детей:
недостаточная самостоятельность мышления;
чрезвычайная затруднительность в абстрагировании существенных признаков усваиваемого материала и обобщения их в понятия;
малая осознанность интеллектуальной деятельности;
недостаточная гибкость интеллекта.
Слайд 20 Чаще всего к группе риска относятся:
дети с задержкой или
нарушениями развития речи;
дети с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-моторных координаций или пространственного восприятия;
медлительные дети;
леворукие дети;
дети с нарушениями нервно-психической сферы.
Слайд 21 Чтобы период адаптации ребенка к школе прошел спокойнее, необходимо следующее:
Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
За месяц до школы измените режим дня малыша.
Познакомьте ребенка со школой и учительницей.
Психологически готовьте к школе.
Создайте условия для развития интеллекта.
Слайд 22 Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями.
Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения.
Слайд 23 Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
Будьте готовы принять
точку зрения малыша и согласиться с ним.
Будьте последовательны в своих требованиях.
Отвечайте на вопросы ребенка.
Слайд 24Реально оцените возможности ребенка.
В начальный период обучения не загружайте малыша различными
развивающими занятиями.
Нельзя полностью полагаться на самостоятельность ребенка, но в то же время всё делать за него.
Проявляйте интерес к школьным делам.
Слайд 25Стремление ребенка делать всё в точности, как сказал учитель, должно быть
принято с пониманием.
Нельзя сетовать и опасаться по поводу несовершенства учителей и школьных программ.
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
Следите за состоянием здоровья.
Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
Слайд 26ВЫВОД
Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в
школе:
новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
в познавательной сфере: знаково-символическая функция сознания как способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы;
в личностной сфере: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Переход к обучению в школе может быть своевременным лишь тогда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребенка.