Кризис семи лет. Психологическая готовность к обучению в школе презентация

Содержание

ПЛАН: 1. Характеристика кризиса 7 лет. 2. Компоненты психологической готовности к обучению. 3. Факторы и группы риска. 4. Адаптация к школе.

Слайд 1 КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ


Слайд 2ПЛАН:
1. Характеристика кризиса 7 лет.
2. Компоненты
психологической
готовности к обучению.
3. Факторы и группы

риска.
4. Адаптация к школе.

Слайд 3 Кризис семи лет
Кризис семи (6, 8) лет – это период

рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович).
Кризис связан с появлением новообразования – внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Дети начинают манерничать, паясничать, кривляться. Это защитные функции от травмирующих переживаний.
Проявляется симптом «горькой конфеты».
Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным.

Слайд 4 Кризис семи лет
Поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к

ребенку и его ответной реакцией;
оспаривание ребенком необходимости выполнить просьбу родителей или отсрочивание времени ее исполнения;
непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
хитрость как нарушение правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
демонстративная «взрослость»;
обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (чтобы не выглядеть «как маленький»).

Слайд 5 Кризис семи лет
Также могут встретиться следующие проявления:
упрямство;
требовательность;
напоминания об

обещаниях;
капризы;
обостренная реакция на критику;
ожидание похвалы.

Слайд 6 Кризис семи лет
Положительные качества:
заинтересованность в общении со взрослым,

обсуждение новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о школе, о морально-этических принципах и др.);
самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
рассудительность;
произвольность и опосредованность своей психической жизни.


Слайд 7 Кризис семи лет
Помощь ребенку в период кризиса:
разъяснение

причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе);
предоставление возможности осуществить новые формы самостоятельной деятельности;
напоминание о необходимости выполнить поручение;
выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Слайд 8 Кризис семи лет
«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к

самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.
Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности и окружающих людей.

Слайд 9«Школьная зрелость» – это достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок

становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; может овладевать знаниями, умениями, навыками и поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Слайд 10В 5 – 5 с половиной лет – около 80 %

не готовы к школе.
В 6 лет – 51 %,
В 6 с половиной лет – 32 %.
В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Слайд 11 Компоненты психологической готовности к обучению
Личностная готовность

1. Развитие мотивационной сферы.
2. Внутренняя

позиция школьника.
3. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу.


Слайд 12 Интеллектуальная готовность
1. Определенный запас знаний об окружающем мире.
2. Развитие восприятия.
3.

Развитие наглядно-образного мышления.
4. Умение обобщать и дифференцировать предметы.
5. Развитие речи, фонематического слуха.


Слайд 13Двигательная готовность

1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие крупных движений (рук, ног, всего

тела).


Слайд 14 Развитие предпосылок
к учебной деятельности

1. Умение внимательно слушать и точно

выполнять последовательные указания взрослого.
2. Умение самостоятельно действовать по заданию.
3. Умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.


Слайд 15ФАКТОРЫ РИСКА
Деятельность и общее развитие
Неспособность понять инструкцию (задание) и трудности

выполнения заданий даже с помощью взрослых
хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых
трудность работы без отвлечений даже в течение 5–7 минут
явно отрицательная реакция на неудачу
низкий запас сведений, знаний
трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления
низкий уровень развития памяти

Слайд 16ФАКТОРЫ РИСКА
Уровень речевого развития

Бедный запас слов
плохое умение грамотно

строить предложения
трудности артикуляции
нарушения звукопроизношения
затруднения звуко-буквенного анализа

Слайд 17ФАКТОРЫ РИСКА
Развитие координации движений и графических умений
Неловкость при выполнении

задания
неспособность выполнить задание
низкий уровень координации движений пальцев
неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии
неровность, нечеткость штрихов
тремор (дрожание рук)

Слайд 18ФАКТОРЫ РИСКА
Зрительное восприятие
Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей

фигур и их сочетаний
неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т. п.)

Слайд 19 Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова изучили динамику

формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и первоклассников и выявили следующие особенности таких детей:
недостаточная самостоятельность мышления;
чрезвычайная затруднительность в абстрагировании существенных признаков усваиваемого материала и обобщения их в понятия;
малая осознанность интеллектуальной деятельности;
недостаточная гибкость интеллекта.

Слайд 20 Чаще всего к группе риска относятся:
дети с задержкой или

нарушениями развития речи;
дети с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-моторных координаций или пространственного восприятия;
медлительные дети;
леворукие дети;
дети с нарушениями нервно-психической сферы.

Слайд 21 Чтобы период адаптации ребенка к школе прошел спокойнее, необходимо следующее:

Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
За месяц до школы измените режим дня малыша.
Познакомьте ребенка со школой и учительницей.
Психологически готовьте к школе.
Создайте условия для развития интеллекта.

Слайд 22 Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.


Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями.
Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения.


Слайд 23 Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
Будьте готовы принять

точку зрения малыша и согласиться с ним.
Будьте последовательны в своих требованиях.
Отвечайте на вопросы ребенка.

Слайд 24Реально оцените возможности ребенка.
В начальный период обучения не загружайте малыша различными

развивающими занятиями.
Нельзя полностью полагаться на самостоятельность ребенка, но в то же время всё делать за него.
Проявляйте интерес к школьным делам.

Слайд 25Стремление ребенка делать всё в точности, как сказал учитель, должно быть

принято с пониманием.
Нельзя сетовать и опасаться по поводу несовершенства учителей и школьных программ.
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
Следите за состоянием здоровья.
Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.

Слайд 26ВЫВОД
Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в

школе:
новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
в познавательной сфере: знаково-символическая функция сознания как способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы;
в личностной сфере: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Переход к обучению в школе может быть своевременным лишь тогда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребенка.

Слайд 27
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика