Слайд 1Критерии успешной, неуспешной коммуникации
Слайд 2 В социальной психологии существует
большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, которые достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.
Выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.
Таких позиций может быть три:
1) открытая – говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
2) отстраненная – говорящий держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
3) закрытая – выступающий умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Слайд 3 Психолингвисты предлагают следующие девять правил успешной коммуникации.
1. Создайте грамотную, понятную и не громоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически неясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание.
2. Используйте короткие предложения (8–15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы, такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.
3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.
4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.
Слайд 4 4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют
психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.
5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания.
6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение
7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым.
Слайд 5 8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично
действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что...*, равно как и приводимые большие числа.
9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.
Слайд 6 Существует десять критериев неуспешной коммуникации:
1.Недостаток информации.
В случаях, когда информация по какому-либо вопросу неполная, люди обычно начинают искать иные источники информации, либо самостоятельно додумывают, какой могла бы быть эта информация.
2. Избыток информации.
Если сообщение содержит слишком много информации, то естественной реакцией адресата будет проигнорировать большую часть этой информации, потому что гораздо проще отбросить все сообщение, чем анализировать его.
3. Низкая ценность информации.
Оптимальный объем информации не всегда является залогом успешной коммуникации, потому что качество самой информации может оставлять желать лучшего.
Слайд 7 4. Проблемы времени.
Даже при наличии
необходимой информации недостаток времени на ее декодирование и обработку приводит к провалу коммуникации.
5. Отсутствие обратной связи.
Согласно интерактивному принципу организации процесса коммуникации, отправитель сообщения всегда рассчитывает на ответ
6. Неверное функционирование канала информации.
К каналам, как известно, относятся все способы передачи сообщений, включая личное общение, телефон, электронную почту, доску объявлений и видеоконференции.
7. Некомпетентность коммуниканта.
Некомпетентность может относиться как к технической, так и к содержательной стороне процесса общения.
Слайд 8 8. Неверное целеполагание.
Постановка цели акта
коммуникации до отправления первого сообщения является важным навыком для адресанта.
9. Волнение.
Если коммуникант возбужден, подавлен, нервничает, испытывает психологический дискомфорт в ситуации общения, то эффективность акта коммуникации снижается.
10. Культурный барьер.