Слайд 1Конфликт
как социально-психологический феномен
Слайд 2 Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) представляет собой столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов
Конфликтная ситуация включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект.
Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Слайд 3Источники (причины) конфликтов
Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами,
организациями и т.д.
Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
· целей, интересов, позиций;
· мнений, взглядов, убеждений;
· личностных качеств;
· межличностных отношений;
· знаний, умений, способностей;
· функций управления;
· средств, методов деятельности;
· мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
· понимания: интерпретации информации;
· оценок и самооценок – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями и т.д.
Слайд 4Четыре типа конфликта:
внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих
одной и той же личности — например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;
межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;
личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;
межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.
Слайд 5В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии:
Возникновение объективной конфликтной ситуации.
Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».
Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.
Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждении).
Слайд 6Четыре возможных типа разрешения конфликтов:
полное разрешение на объективном уровне за счет
преобразования объективной конфликтной ситуации — например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;
полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.
Слайд 7Один из основателей психологической конфликтологии, К. Левин, выделил три основных типа
конфликтов, которые характеризуют как личность, так и межличностные отношения людей.
Конфликт типа «приближение — приближение». Он характеризуется тем, что человек стремится к достижению сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с другом. Например, человек решает проблему выбора партнера по браку — одного из двух одинаково привлекательных для него людей.
Конфликт типа «удаление — удаление». Он отличается необходимостью совершения выбора между двумя в одинаковой степени непривлекательными людьми. Например, человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого выбора у него нет.
Конфликт «приближение — удаление». Он характеризуется тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида как привлекательным (обладать положительными чертами), так и непривлекательным (обладать отрицательными или отталкивающими чертами).
Слайд 8Функции межличностных и межгрупповых конфликтов
Положительное значение межличностных конфликтов:
Они обнаруживают существующие между
людьми или социальны- Я ми группами противоречия и позволяют им эти противоречия осознать.
Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их положительные, так и отрицательные стороны. .1
Возникшую конфликтную ситуацию вовлеченные в нее люди в большинстве случаев стараются как-то разрешить.
Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем или снижает остроту будущих конфликтов.
Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из сложившейся ситуации.
Отрицательные последствия:
Конфликты, безусловно, ухудшают (хоты бы временно — тогда, когда они возникают и существуют) взаимоотношения людей.
Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной в ситуации переживают отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно сказываются на психическом Я или физическом состоянии человека.
Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг т с другом, а такое взаимодействие им необходимо в современных Щ условиях жизни.
От конфликтов страдают не только сами их участники, но и окружающие люди, особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному (психологическому) развитию людей.
Слайд 10Результаты
Сумма баллов, равная 70, указывает на очень высокую степень конфликтности;
60 — на высокую;
50 — на выраженную конфликтность; 11—15— на склонность избегать конфликтные ситуации.
Слайд 11К. ТОМАС – стратегии поведения в конфликте
К. Томас выделяет следующие способы
регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации при ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю щей интересы обеих сторон.
Слайд 13Поведенческие стратегии в конфликтных противоборствах :
1)“Страус”: носитель такого поведения затруднительно чувствует себя
в конфликтной ситуации и предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во взаимодействии с этим контрагентом - это заставить его признать, что конфликт реально существует.
2) “Уходящий в сторону”: человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными проблемами.
Эффективный единственный ответный ход в таком случае - не давать сбить себя с пути. В рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме, ставшей объектом конфликтного соперничества и предлагать свои варианты разрешения конфликтной ситуации.
3) “Мул”: столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения, занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод “пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.
4)“Петушок”: речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное для себя. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.
5)“Паровой каток”: такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” типа и чаще всего встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной иерархии. Склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы, чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту - отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним.
Слайд 14Правила поведения в конфликте
Первое правило поведения в конфликте. Справедливое отношение к
инициатору конфликта.
нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую сторону.
Второе правило поведения в конфликте. Не расширять предмет конфликта.
Несоблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях, придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным.
Третье правило поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта. Соблюдение этого правила поведения в конфликте убережет Вас от возможных негативных исходов.
Четвертое правило поведения в конфликте. Правило эмоциональной выдержки.
Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта, правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию. В процессе конфликта, стороны испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный», естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт. Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и продуманно говорить слова.
Пятое правило поведения в конфликте. Правило обезличенного конфликта.
Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в оскорбления личности. Зачастую у людей сохраняется детский эгоцентризм, это когда любые конфликты с кем бы то ни было, будь то в транспорте (нечаянно толкнули), в магазине (грубый продавец) и др., воспринимаются как сугубо личные, тогда такой человек, с «задетым самолюбием», начинает враждебно относится к своему «обидчику» — отсюда конфликт с негативным исходом, (испорченное настроение, поднятые нервы). Существует множество примеров как деловых, так и личных бытовых, семейных конфликтных ситуаций возникающих на пустом месте.