Слайд 1Кейс –метод
«Психологическая экспертиза образовательной среды в ДОО»
Слайд 2«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха
и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей »
К.Д. Ушинский
Слайд 3
Какое из суждений не относится к основным структурным
компонентам психологической безопасности образовательнойсреды:
а) удовлетворение потребностейдетей и воспитателей в личностно-доверительном общении;
б )создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;
в) реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
г) профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
д) проявлениепсихологического насилия во взаимодействии участников;
е) обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие.
Слайд 5 Безопасность - одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая
потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Слайд 6«Психологический комфорт и эмоциональное благополучие во взаимодействии ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК в
ДОУ».
2. «Организация безопасного, психологически комфортного пространства».
3. «Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ».
4. «Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада».
Слайд 7
Дисциплина - это система правил, традиций, отношений в коллективе,
формирующая у ребенка чувство безопасности и способствующая его всестороннему гармоничному развитию.
Наличие дисциплины в группе детского сада делает жизнь детей более понятной, предсказуемой, и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становиться легче.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
организация безопасности и комфортности образовательного процесса(поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
Система организации межличностных отношений в ДОУ:
влияние педагога на развитие личности ребенка(стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);
психологический климат в коллективе «воспитатели-дети»(удовлетворение потребностейдетей и воспитателей в личностно-доверительном общении, стиль общения, традиции, атмосфера в группе);
создание психологически комфортной атмосферы в коллективе,обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды.
Слайд 9Отметьте галочкой характеристики, которые относятся к критериям благоприятного состояния психики.
√ положительное
эмоциональное состояние, наличие хорошего настроения, которое включает эмоциональную устойчивость (самообладание);
√ минимизация эмоции страха, увеличение переживаний радости;
√ зрелость чувств соответственно возрасту;
повышенная тревожность, страхи;
проявление зависимости от внешних факторов, не владеют механизмом защиты;
√ управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.), контроль реакций;
нарушение форм поведения;
√ свободное естественное проявление чувств и эмоций.
Слайд 10ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей.