Казахская философия презентация

Содержание

Общетюркская философская мысль, заложенная выдающимися мыслителями: Коркыт, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссауи, аль- Фараби, Махмут Кашгари и др. Казахская философия

Слайд 11. Казахская философия

М И Н И С Т Е Р С

Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р Е С П У Б Л И К И К А З А Х С Т А Н
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.И. САТПАЕВА
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции
1. Отражение кочевого образа жизни, быта и традиций казахов в их духовном мире, в устном народном творчестве, образном мышлении.
2. Казахские просветители XIX века (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев).
3. Общественно-политическая и философская мысль казахов в начале XX века.
4. Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на проблемы казахской государственности, судопроизводства, культуры, образования и философская мысль казахского народа.


Слайд 2

Общетюркская философская мысль, заложенная выдающимися мыслителями:
Коркыт, Юсуф Баласагуни, Ходжа

Ахмет Яссауи, аль- Фараби, Махмут Кашгари и др.

Казахская философия


Слайд 3Махмут Кашгари (1029-1101)
представитель высших кругов караханидской знати. Круг его интересов -

языки, этнография, география, фольклор.



Слайд 4 КАШГАРИ
Его труд “Диван лугат

ат Тюрк» (“Словарь тюркских языков”)
Представляет собой тюркскую энциклопедию.
Единственная и древнейшая копия рукописи, датированная 1226 года, хранится в Национальной библиотеке Стамбула
Это первая работа тюрка о хозяйстве, и быте, языках и фольклоре, этнографии и культуре тюркских народов, имеются названия домашних и диких животных и птицах, о растениях и злаках, названий месяцев и дней недели, о названиях болезней и лекарствах о металлах и минералах и т.д.





Слайд 5Махмуд Кашгари
Я пядь за пядью исходил все селения, степи тюрок., -

пишет Махмуд Кашгари в своём Словаре- Я полностью запечатлел живую и рифмованную речь тюрков, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов. ".          Сбор материала для книги занял около 15 лет по мнению исследователей, стал подлинной энциклопедией тюркской народной жизни раннего средневековья.      
   Он создал уникальный, не имеющий аналогов словарь, ставший одним из ценнейших памятников культуры и истории тюркских народов.
Современное востоковедение, в том числе арабистика и тюркология немыслимы без этого произведения. Учёные - тюркологи считают это произведение первым, более чем на семь веков опередившим своё время сравнительно- историческим исследованием.


Слайд 6Х.А.Яссауи. XII в
Большое влияние на казахскую философию оказала суфийская философия
“Диван -

и хикмет” (“ Книга мудрости”), где в аллегорической, стихотворной форме повествует о встрече своего духа с пророком Мухаммедом.


Слайд 7Х.А.Яссауи
По своим воззрениям был суфием, проповедник ислама XII в. приверженцем мистического

учения в исламе, которое проповедовало воздержание и аскетизм.


Слайд 8Суфизм
Название происходит от арабского слова суф — шерсть, поскольку грубый

шерстяной плащ считался обязательным атрибутом аскета-отшельника
отличался от ортодоксального ислама тем, что он растворял Бога в природе и мире.
В суфизме в полной мере получило развитие идея любви к Богу.
Бог ассоциируется с возлюбленной, а поэт с влюбленным.
. Суфизм противоречит исламу, когда суфии восхваляют человека, против чего категорически выступает ислам, у которого нельзя восхвалять никого, кроме Бога.







Суфизм противоречит исламу, когда суфии восхваляют человека, против чего категорически выступает ислам, у которого нельзя восхвалять никого, кроме Бога.


Слайд 9Проповедь бедности — факр.
Утверждение призрачности окружающего мира.
Аскетизм 
Безмолвная молитва 

То, что имеет

отношение к просветлению, не может быть выражено словами.
И потому суфии утверждают:
"То, что может быть высказано, суфизмом не является".

Слайд 10СУФИЗМ

Цель зикра — вызвать у суфия состояние экстатического транса
Для

быстрейшего вхождения в транс, перехода в экстатическое состояние, которое трактовалось как кратковременное непосредственное общение с Богом, был разработан целый ряд технических приемов: многократное повторение имени Бога под музыку (обычно бубен, тамбурин, кларнет), коллективный экстатический танец, пение, смена ритма и частоты дыхания, положения тела.

Слайд 11ПОЭЗИЯ “ЗАР- ЗАМАН”
Родоначальником в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В

своем произведении "Зар заман" он называет эпохой скорби.
критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений.


Слайд 12ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
Просветительство – мировоззрение, философия, исторический этап, который прошли все народы.
Истоки

просветительства в гуманистические идеи Возрождения.
эпоха Просвещения утверждала культ разума, науки, реализм; была безграничная вера в прогресс, свободу личности.
Возникновение Просвещения в Казахстане было предопределено политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа, на долгие годы вперед предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него свое заметное влияние.


Слайд 13ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

В XIX веке из казахской среды вышли выдающиеся просветители, которые призывали

народ к прогрессу, выступали за преодоление экономической и культурной отсталости Казахстана.
Они были демократами-просветителями, заботились о судьбе своего народа.


Слайд 14ЧОКАН ВАЛИХАНОВ (1835-1865)
ученый-востоковед -этнограф, географ этнограф, лингвист, искусствовед.
Ч. Валиханов внимательно

изучал особенности шаманских верований в условиях Казахстана
Отношение человека к природе породили шаманство— обожание Вселенной или природы.
Природа и человек! Скажите, что может быть чудеснее и таинственнее природы и человека. Человек был приведен к почитанию солнца, луны, звезд и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природою или Вселенной.

Слайд 15
«...Человек,— пишет Ч. Валиханов,— как животный организм во многом зависит от

природы»

«Влияние природы в этой жизни на человека, слишком деятельно,— пишет Валиханов,— и он должен был создать правила, которыми он руководствовался в отношении к таинственной природе, что делать и чего не делать. Вот происхождение тех обычаев и обрядов, которые мы называем теперь шаманским суеверием».

Слайд 16 КАШГАРИЯ
Чокан Валиханов в

течении шести месяцев собирал уникальный материал не утративший ценности и сегодня.
“О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан -Лу”является по сути дела, первым научным исследованием, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана.




Слайд 17“ ЗАПИСКИ О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ”.
Политическая система должна надежно гарантировать общество от

произвола власти.
Власть должна быть ограничена волей народа.
Стоящие у власти люди не должны быть собственниками, они должны заботиться о благополучии своих подданных и процветании страны.
Всякие другие нововведения без учета интересов народа и особенностей его жизни обречены на провал.
Всякая полезная реформа, не подвергаясь разным случайностям, достигает своей цели тогда, «когда известны общественные нужды и средства».

Слайд 18ПРОИЗВЕДЕНИЯ
"Следы шаманства у киргизов»
“О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской

провинции Нан -Лу”( Малой Бухарии)
“ Записки о судебной реформе”.
"О мусульманстве в степи»
"Очерки Джунгарии"
"Предания и легенды Большой Киргиз-кайсацкой орды"

Слайд 19ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН (1841-1889
первый казахский педагог,
просветитель, общественный деятель, литератор.
занимался педагогической деятельностью, открывал

школы-интернаты (открыл первую в Казахстане женскую гимназию), был инспектором школ по Тургайской области.
"Киргизская хрестоматия", “Шараитли Ислам”

Слайд 20ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН
Верил в Бога, как в первопричину мира и только.
Сотворив

мир, Бог не вмешивается в дела людей - стоял на позициях деизма,
отстаивал материалистические взгляды, признавал познаваемость мира.
полагал, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение.
При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса.

Слайд 21АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904

выдающийся казахский просветитель, поэт, мыслитель, философ, композитор, основоположник современной

казахской письменной литературы

. Абай впитал в себя восточную и арабскую культуру: «Тысяча и одна ночь»,
был знаком с творчеством
Фирдоуси, Низами, Саади, Навои,
изучал труды: Спинозы и Спенсера.
поэзию Пушкина, Лермонтова, Гёте, Байрона, Шиллера
Платона и Аристотеля, Канта, Гегеля, Фейербаха.

Слайд 22
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно. Вот он, привал!
Полузнайка — я

мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я жизни рассвет!



Слайд 23АБАЙ
Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели,

сущности зрелой личности.
Зрелой личностью человека делают три качества:
разум, сердце , воля.

Слайд 24АБАЙ КУНАНБАЕВ
Достоинство человека определяется его подходом к делу, а

не завершением.
Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо.
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.

Слайд 25КАРА- СОЗ»– ЭТО КАК БЫ И ВЫВОД, И ИТОГ ЖИЗНИ:
«

«Хорошо ли я прожил до сегодняшнего дня, но пройдено немало: но вот когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни».
«Хоть и существую я, но поистине мёртв. Не могу разобраться, в чём причина: то ли в бессильной досаде на сородичей, то ли в отверженности от самого себя, то ли ещё в чём-то.
По внешнему виду я вполне здоров, изнутри же мёртв. Смеюсь ли, не чувствую радости. Что бы ни делал, говорю ли, смеюсь ли – всё это как совсем не моё, а кого-то иного».

Слайд 26ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слова назидания”
Поэмы:
“Искандер,”
“Сказание об Азиме”
“Масгуд”.


Слайд 27ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ
Период его жизни совпал с февральской 1905-1907 гг
февральская октябрьской

революциями1917 в России
Первая мировая война 1914-1918 гг
Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане
Установление советской власти в Казахстане
голод 1920-1921 и 1930-1931 годов
коллективизация
массовая конфискация в 1928 году
В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия "Алаш", принята её программа.
Он участвовал в национально-освободительном движении "Алаш".


Слайд 28Ш. КУДАЙБЕРДИЕВ
Шакарим познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как

Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого, переписывался с Л. Толстым,
работал в библиотеках Парижа и Стамбула.
В 1906 году совершил паломничество в Мекку и Медину. Посетил Мысыр (совр. Египет),
Хотя он и стал "кажы" после поездки в Мекку, он не был ни религиозным фанатиком, ни аскетом или нигилистом.
В 1903 г. он был принят членом Императорского русского географического общества.

Слайд 29ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ
Его наследие многогранно: им написаны трактаты по философии, этике, истории,

религии, был талантливы композитором, поэтом.
По своему мировоззрению Ш.К. – ярко выраженный демократ, просветитель западной и восточной культуры.

Слайд 30ШАКАРИМ
Знание мировой культуры и философии побудило Шакарима к осмыслению личности

и общества, осмыслить состояние казахского общества, его перспективы и возможности.
Его основной труд «Родословная летопись» он пытался описать этническую историю образования казахского народа и тюрков в целом.
На его глазах мир традиционных кочевых ценностей рушился, в историю уходили караваны древности с привычным укладом жизни, наступал XX век !!!


Слайд 31
В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы,

напоминающие те, которыми задавался в свое время И.Кант:
« Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?".

Слайд 32
«Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий»
Написал "Зеркало казахов",
поэмы

"Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек".
«Три истины»
Перевел стихи Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун".
Перевел пр-я Пушкина «Дубровский" и "Метель"

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика