История возникновения и развития йоги презентация

Содержание

История возникновения и развития йоги Зорькин Вячеслав Клуб «Русская Здравница»

Слайд 2История возникновения и развития йоги
Зорькин Вячеслав
Клуб «Русская Здравница»


Слайд 3Переход ариев в Индию состоялся примерно 3500 лет назад.


Слайд 4Этому предшествовала эпоха освоения человеком лошади, появление которой дало мощное преимущество

в борьбе за выживание. Основу вооруженных сил ариев составляли тяжёлая конница и боевые колесницы. Этот факт оказал впоследствии сильное влияние на рукопашный бой и йогу.

Слайд 5Вместе с собой они привезли несколько составляющих своей культуры в готовом

виде: 1. Мировоззрение и мировосприятие. 2. Религию. 3. Воинское дело и боевое искусство. 4. Пищевые традиции. 5. Йогу.

Слайд 6Арии сначала поработили местное чернокожее население Индии – дравидов, а затем

породнились с ними и объединили кулинарию, религию, архитектуру, йогу и боевое искусство, взяв вегетарианство, тантру, культ богини Кали и слоновью голову для Ганеши.

Слайд 7Прямой перевод санскритского слова "хатха" - сила, мощь; усилие, напряжение, натуга;

насилие, принуждение, необходимость. "Йога" - упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль.

Слайд 8По мнению А.Сидерского, «Возможно, именно хатха-йога в древние времена использовалась как

одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чьё участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором, ибо они не только в совершенстве умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат,

Слайд 9но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением

они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника, объективных обстоятельств.»

Слайд 10Разве есть в этом что-то необычное? Ведь мы в своей жизни

постоянно предпринимаем какие-то действия, результатом которых являются изменения как внутри нас самих, так и среды нашего обитания и обстоятельств вокруг нас.

Слайд 11Патанджали Основатель Йоги, философско-религиозной школы в Индии II в. до н. э.


Слайд 12 Проповедовал необходимость благочестивых упражнений для осуществления контроля над деятельностью ума

и достижения единения живого духа с Богом. Считается автором знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.

Слайд 13У человека есть два инструмента для самосовершенствования: тело и сознание. Изначально йога

была именно практикой работы с сознанием, а не с телом. В самом первом тексте по йоге – «Йога Сутрах» Патанджали – даётся определение йоги: yogaś-citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что можно перевести как «йога есть прекращение психических волнений» или «йога есть контроль колебаний сознания».

Слайд 14Асана (поза) как элемент йоги тоже имеет медитативную природу: sthira-sukham-āsanam, «асана

– неподвижная и удобная поза», prayatna-śaithilya-ananta-samāpatti-bhyām, «через расслабление и сосредоточение на бесконечном асана достигается». Санскритское слово «асана» буквально означает «место для сидения», и практика асан – это практика принятия положения сидя конкретно для медитации.

Слайд 15Патанджали не раскрывает практику подробно, но говорит следующее: «стхира сукхам асанам»

– асана должна быть устойчивой и удобной. В традиции хатха-йоги, которая возникла приблизительно через десять веков после Патанджали, практика асан предстаёт уже несколько более сформированной. Асана здесь используется не только для медитации, но также для очищения и тонизирования психофизического тела.

Слайд 16«Хатха-йога-прадипика» (санскр. हठ योग प्रदीपिका, haṭhayoga pradīpikā — «прояснение Хатха-йоги») —

написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком н.э. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги.

Слайд 17Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натха-сампрадайи.


Слайд 18Сватмарама называет первым Учителем йоги бога Шиву – покровителя воинов.


Слайд 19В «Хатха-йога прадипике» даются инструкции относительно 16 асан, только три из

которых напрямую показаны для медитации (Сиддхасана, Падмасана и Бхадрасана). Остальные 13 поз рекомендуются для получения различных полезных психофизических эффектов, которые Сватмарама описывает в некоторых деталях. Он говорит, например, как они уравновешивают доши, разжигают пищеварительный огонь, уничтожают болезни или снимают чувство усталости.

Слайд 21В свете сказанного практика асан в традиции хатха-йоги предстаёт как играющая

терапевтическую роль, которую она не играла в более древней традиции, описанной Патанджали. Другими словами, практика делает фокус на уравновешенность физического тела.

Слайд 22Но это не означает, что хатха-йога рассматривает асану и медитацию как

отдельные практики. Наоборот, терапевтическое предназначение практики асан способствует внутреннему балансу мужской и женской энергий, и этот баланс значим ничуть не менее, чем медитативное состояние ума.

Слайд 23Видимо, когда встал вопрос о том, какие положения тела следует использовать

для создания асан, йоги выбирали из того, что им было давно известно.

Слайд 24В древние времена авторитет йога был тем выше, чем больше он

имел коней на своей конюшне. Напоминаю, что йоги изначально были воинами.

Слайд 25И в йоге до сих пор есть асаны, которые пришли из

искусства езды на коне и боевого ремесла. Например, поза всадника: в боевых искусствах это выглядит так

Слайд 26В йоге это девиасана – поза богини, и уткатасана – громовая

поза.

Слайд 27Поза воина – это реально поза вооружённого копьём человека.


Слайд 28В VIII веке арабские армии вторглись в Индию, не встретив сопротивления

и к XI веку захватили её вплоть до Бенгалии.

Слайд 29С целью защиты храмов и духовных учителей йоги снова занялись боевыми

искусствами. Таких йогов-воителей называли акхара.

Слайд 30Йоги стали делиться на две части: шастрадхари – изучающие тексты, и

астрадхари, или наги-саньяси – йоги с оружием.

Слайд 31С XV по начала XIX века они «крышуют» торговые пути через

Северную Индию и в XVIII веке становятся настолько неконтролируемыми, что начинают беспокоить британскую администрацию, доходы которой в этот период значительно снизились.

Слайд 32В результате Великобритания ужесточила законы и йогам запретили носить оружие и

ходить голыми. Лишившись заработка наёмника и рэкетира, йоги стали зарабатывать на жизнь йогическими представлениями и преподаванием боевых искусств.

Слайд 33Не слишком дружелюбным было в то время и отношение общества к

бродячим йогам. Их боялись и пугали ими детей. Заниматься йогой в то время было неприличным. Однако это не помешало легализоваться в XIX веке индийским боевым искусствам. Благодаря Раджаратну Маник Рао и его ученикам, с 1906 по 1926 годы в Индии, пренебрегая запретами, восстанавливаются методы йоги.

Слайд 34К 1930 году в самой Индии самыми популярными являлись западные методики

– шведская гимнастика Линга и датская гимнастика Нильса Буха. Но в период с 1927 по 1937 годы йог Свами Куваялананда совместно с комитетом физического воспитания Бомбея разрабатывает «йогические» упражнения на основе боевых искусств, хатха-йоги и западных гимнастик.

Слайд 35И в 1933 году учебная программа Кувалаянанды «Йогическое физическое воспитание» была

введена во всех учебных заведениях. Его собрат по обучению у известного йога Мадхадваса известный как Шри Йогендра, в 1918 году создал в Индии Институт йоги, а в 1919 основал Американский институт йоги.

Слайд 36Но изначально занимался бодибилдингом. И впоследствии его система йоги очень сильно

напоминала «Мою систему» российского силача Мюллера, изветным как Евгений Сандов.

Слайд 37По словам Джозефа Алтера, выдающегося исследователя йоги ХХ века, «скорее Сандов,

а не Вивекананда и Ауробиндо, оказал наибольшее влияние на формирование популярной современной йоги». Большая часть авторитетных йогов конца19 начала 20 веков практиковали «по Сандову».

Слайд 38Сейчас очень популярна книга Парамахамсы Йогананды «Автобиография йога».


Слайд 39Любопытно, что его книги «Мой метод» и «Сознательное самовнушение» фактически пересказывают

книгу известного культуриста Макса Стика «Мускульный контроль или развитие тела силой воли», изданной ещё в 1910 году.

Слайд 40Нам с вами надо понять одну важную вещь. В этот период

в Индии происходит мощная борьба за обретение независимости от Великобритании. И создание собственной системы физического воспитания индусов является ещё и политическим вопросом. Для индийцев это было делом национальной чести.

Слайд 41Как написал Сергей Агапкин: «Итак, что мы имеем? Прекрасных людей, формировавших индийское

самосознание всеми доступными методами, в том числе и СОЗДАНИЕМ «физической культуры йогов» в ХХ веке. Прекрасные методики, которые они использовали для этого, - лучшее, что было в Индии и НА ЗАПАДЕ.»

Слайд 42Однако это не значит, что йога в принципе– современный продукт. Та

йога, которая нам известна – да. Но есть йога, которую развивали отшельники и легендарные мастера древности. О них мы можем только предполагать и догадываться.

Слайд 43Один из современных исследователей йоги Андрей Лаппа однажды попал в высокогорную

пещеру в Гималаях. На её стенах он обнаружил схематические изображения всех возможных положений тела человека, практикующего йогу. И вот это действительно, была йога, какой мы её видим сейчас - неимоверное, но вполне ограниченное количество асан, которое описывается универсальной схемой.

Слайд 44Помимо положения тела в пространстве, взаимоотношения между сжатием и растягиванием мышц,

она содержит разные типы дыхания, энергетические потоки в нервной системе, психоэмоциональные состояния и динамику образного мышления человека.

Слайд 45А. Лаппа так и назвал свой стиль универсальной йогой. А схему

– янтрой.

Слайд 46Современная йога – это продукт продолжающихся по сию пору добровольных экспериментов

над человеческим существом в условиях планеты Земля как научной лаборатории. Таким образом, история развития йоги есть демонстрация результатов этого эксперимента, распределённых во времени и пространстве.

Слайд 47Две очень известных школы йоги аштанга виньяса и Айенгара были созданы

двумя учениками одного учителя Шри Кришнамачарьи Патабхи Джойсом и Б.К.С. Айенгаром. Двум разным по психофизическим параметрам ученикам Кришнамачарья подобрал разные методики. В итоге мы имеем две разных школы, последователи которых не особо дружны друг с другом.

Слайд 48Патабхи Джойс

Б.К.С. Айенгар

Слайд 49Мой учитель, Вадим Попов, однажды сказал: «Сколько людей, столько йог!» И действительно,

сейчас каждый человек может и должен подобрать под себя своё направление йоги. И задача преподавателей помочь в этом человеку. Современная наука активно изучает йогу, её влияние на человека. Существуют институты, которые этим занимаются.

Слайд 50В конце 70-х годов ХХ века в СССР возникла потоковая йога

как часть БЭСТ – биоэнергосистемной терапии. Её создатель – известный исследователь восточных оздоровительных практик Евгений Иосифович Зуев.

Слайд 51Его ученик, Вадим Попов, кандидат геологических наук, вместе со своим товарищем

геологом и йогом Константином Харьковским в 1997 году организовали Петербургскую школу йоги и собственный стиль - "Йога в потоке" (Yogaflow System).

Слайд 52Индийские преподаватели аштанга-виньяса йоги в конце ХХ века столкнулись с неизвестной

в Индии проблемой – приезжающие россияне и европейцы были травмированы из-за практики йоги. И индийцы попросили Попова создать методику восстановления опорно-двигательного аппарата таких людей. Попов и Харьковский разработали Радужную гимнастику.

Слайд 54Именно благодаря Вадиму Попову появилось словосочетание йога-тур. Вадим приезжал в Барнаул уже

дважды. Этой осенью в Барнаул приедет Константин Харьковский

Слайд 55Параллельно в Америке возникает школа ТРАЙ ЙОГИ (Три йога)— система динамических

медитаций, описанная американкой Кали Рэй (Свамини Калиджи) в 1980-х годах на основании пережитого ею опыта Криявати — мистического феномена, когда телом управляет пробудившаяся энергия Кундалини.

Слайд 56Будучи погружённой в глубокий йогический транс, она начала совершать непроизвольные движения,

которые слились в синхронизированный поток неизвестных ей ранее крий, асан, мудр и пранаямы.

Слайд 57Барнаул – один из первых городов в России, куда Калиджи 27

лет назад привезла свою йогу. Мне посчастливилось обучаться у неё лично и её учеников.

Слайд 59Сейчас сам принцип йоги в потоке очень популярен. Это динамический единый

поток дыхания, движения и сознания. «Петербургская школа йоги» даже имеет второе название – «Йога в потоке странствий».

Слайд 60Другим направлением в йоге является изучения энергетических потоков в асанах. Этим

занимается другая моя учитель йоги – Нина Мел. У неё я проходил обучение и по «Йоге исполнения желаний»

Слайд 61Я, будучи кандидатом медицинских наук, развиваю своё направление в йоге –

оздоровление организма человека, в первую очередь позвоночника, с помощью йоги под контролем современных технологий. Это область моих научных изысканий.

Слайд 621. Я применяю ортопедические изделия компании «СибЗдрав» - биоподушку и биосидушку,

которые позволяют в быту и на рабочем месте закрепить и сохранить результаты воздействия руками (массаж) и упражнениями.

Слайд 642. Использую швейцарскую технологию


Слайд 653. В клинике интегративной медицины "ЭлитМед«, объединяющей методы академической, традиционной и

народной медицины, французская аппаратура DDFAO – оценивающая биосопротивляемость.

Слайд 66Благодарю за внимание! Удачной практики!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика