История судебного красноречия. (Лекции 2-3) презентация

Содержание

Тенекова А. М. План: Ораторское искусство софистов. Риторическое учение Сократа. Суть риторики по Платону. Риторическая концепция Аристотеля. Цицерон об искусстве красноречия. Русская риторика имперского периода.

Слайд 1Тенекова А. М.
История судебного красноречия
Лекция 2
«Вернемся к истокам, обратимся к

бесценному опыту» «гениев мысли и слова» прошлого.

Слайд 2Тенекова А. М.
План:
Ораторское искусство софистов.
Риторическое учение Сократа.
Суть риторики по Платону.
Риторическая

концепция Аристотеля.
Цицерон об искусстве красноречия.
Русская риторика имперского периода.







Слайд 3Тенекова А. М.
План:
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского

искусства.
Русское судебное красноречие к. XIX – XX вв.
Общие правила судебных ораторов.
«Советы лекторам А. Ф. Кони».
Судебная речь в к. XX в.





Слайд 4Тенекова А. М.
Н. П. Карабчевский:
«Судебное красноречие – красноречие особого рода.

На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора – деятельность боевая. Это – вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся».

Слайд 5Тенекова А. М.
1. Ораторское искусство софистов
Софисты:
«бродячие учителя красноречия»;
первые европейские

интеллигенты;
профессиональные преподаватели риторики;
от греч. sophistes – искусник, мудрец.


Слайд 6Тенекова А. М.
Горгий
Историческая справка
«Отец риторики», основатель риторики.
Обучаясь у Корака

из Сицилии, превзошел своего учителя и стал благодаря своему ораторскому дару и выучке, фигурой выдающейся.


Слайд 7Тенекова А. М.
Горгий
Риторические взгляды и убеждения:
Жизненный ориентир и цель

– угождать собственным потребностям, его голос – голос обывателя, трезвый и разрушительный в своей непобедимой логике здравого житейского смысла.


Слайд 8Тенекова А. М.
Риторические убеждения софистов
Цель оратора – убедительность, а не

раскрытие истины. Человек – мерило всей окружающей жизни, он может в своих личных, часто корыстных целях действовать без всякого ограничения, невзирая на мораль.

Слайд 9Тенекова А. М.
Риторические убеждения софистов
Убеждать может только искусно составленная речь,

при этом не важно, соответствует она истине или нет (Горгий).
Красноречие требует огромного труда (Протагор).

Слайд 10Тенекова А. М.
Приемы овладения красноречием Протагора
Речи должны быть ни короткими,

ни длинными.
Речь должна воздействовать на чувства слушателей.
Для этого следует использовать определенные языковые средства, уметь закруглять мысли.


Слайд 11Тенекова А. М.
Риторические убеждения софистов
Задача софиста – научить делать слабое

менее сильным. Истинный оратор должен одну и ту же речь и восхвалять, и порицать.

Слайд 12Тенекова А. М.
«Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справка
Греческий философ Сократ

(470 – 399 до н. э.) жил в Афинах. С юности обучался софистике, риторике, увлекался музыкой, математикой, астрономией и философией.

Слайд 13Тенекова А. М.
«Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справка
В 399 году

на 70-летнего Сократа Мелетом был подан донос, в котором философ обвинялся в том, что он не признает богов и развращает молодежь.

Слайд 14Тенекова А. М.
«Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справка
Дело Сократа разбиралось

в суде, в котором участвовал 501 человек. Сократ отказался от помощи своих учеников и друзей. На суде говорил просто, не унижаясь, не заискивая, уверенный в своей правоте.

Слайд 15Тенекова А. М.
«Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
Историческая справка
Но приговор был

суров. За оправдание Сократа был подан 221 голос, против – 280. Сократ встретил смертный приговор без всякой злобы и с величайшим мужеством, «не бледнея, выпил чашу с ядом цикуты».

Слайд 16Тенекова А. М.
Речь Сократа на суде (отрывок)
«Граждане афиняне, как

же я могу предлагать себе наказание, если я считаю, что я ни в чем не виноват? Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду – ну, например, обед за казенный счет, потому что я ведь человек бедный»

Слайд 17Тенекова А. М.
Риторическое учение Сократа
Оратор должен хорошо разбираться в предмете

речи.
Правила построения речи: начинать нужно со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, далее сделать правдоподобные выводы.

Слайд 18Тенекова А. М.
Риторическое учение Сократа
3. Правило ведения диалога (беседы): он

начинается с вопроса к собеседнику; на ответ собеседника приводятся контраргументы и следующие вопросы, которые ставят собеседника в тупик. Система вопросов, рассуждений и аргументов беседы должны помочь найти истину, единственно правильный ответ на вопрос.

Слайд 19Тенекова А. М.
Риторическое учение Сократа
4. Мысли и высказывания должны быть

связными и последовательными, четкими и определенными, обоснованными и аргументированными, непротиворечивыми.

Слайд 20Тенекова А. М.
Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
У Сократа

был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить.

А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней?

Слайд 21Тенекова А. М.
Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
Наверное, тот,

который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.
А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана?

Слайд 22Тенекова А. М.
Разговор Сократа с Евфидемом о справедливости (отрывок)
Не надо,

Сократ, не мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать.
И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.

Слайд 23Тенекова А. М.
Божественный Платон – человек-легенда
Историческая справка:
Великий греческий философ, ученик

Сократа, жил в 427 – 347 годах до н. э.
Платон (греч. Широкий, широкоплечий) – прозвище, настоящее имя – Аристокл.

Слайд 24Тенекова А. М.
Божественный Платон – человек-легенда
Историческая справка:
Платон купил на окраине

города здание старого гимнасия с садом и основал философскую школу Академию (385 – 529 гг до н. э.)

Слайд 25Тенекова А. М.
Божественный Платон – человек-легенда
Историческая справка:
Умер в 347 г.,

по преданию, в день своего рождения. Погребение совершили в Академии, роднее для него не было места.


Слайд 26Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
1. Риторика есть сноровка, т.

е. умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. Искусству подлинного и убедительного красноречия можно научиться, если у тебя есть природные задатки оратора, прибавив к ним знания и упражнения, а «в чем ты ими пренебрегаешь, в том и будет твое слабое место».

Слайд 27Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
2. Сноровка в речи помогает

защититься в условиях аристократического соседства, в судебной борьбе; помогает человеку обрести более выгодное положение в обществе, завоевать уважение сограждан и улучшить свои материальные дела.

Слайд 28Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
«Сила речи заключается в воздействии

на душу». Души разные, поэтому и слушатели разные. Задача оратора – понять, какого человека какими речами удастся убедить, т. е. оратор должен быть психологом.
Он свободно и могущественно владел всеми оттенками выражений

Слайд 29Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
Сам Платон свободно и могущественно

владел всеми оттенками выражений; для каждого движения человеческой души умел найти нужное и единственно точное слово.

Слайд 30Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
3. Платон придает риторике новый

смысл. В практике диалогов он устанавливает иной вид речи – диалектической, которая предполагает совместный и бесстрастный поиск истины оратором и его аудитории. Основа такой речи – духовная мораль, по которой несправедливо пострадать – значит обречь на муки того, кто причинил несправедливое страдание.

Слайд 31Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
4. Правила красноречия:
будьте вежливы во

время споров и беседы; постарайтесь для выражения своих мыслей найти точные, яркие слова, различные средства художественной выразительности; правильно оцените выступления друг друга; будьте благородно сдержанны, доброжелательны во время возникшего спора и ведите себя пристойно.

Слайд 32Тенекова А. М.
Суть риторики по Платону
6. Чтобы речь была хорошей,

прекрасной, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить.

Слайд 33Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справка
Родился на севре Греции в

семье врача и друга царя Аминты (384 – 322 гг до н. э.).
прибыл в Афины, чтобы получить образование и поступил в Академию Платона, стал одним из лучших его учеников.

Слайд 34Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справка
Учил сына македонского царя Александра.


Открыл школу – Ликей, где преподавал, прогуливаясь с учениками в парке, ведя дискуссии по запутанным вопросам логики и метафизики.

Слайд 35Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Историческая справка
Ввел обычай для друзей «Пиршественные

обеды». Всю жизнь интересовался ораторским искусством, читал лекции по риторике в Академии Платона. Написал трактат «Риторика».

Слайд 36Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Риторика – искусство убеждать.
Речи делятся на

три вида: совещательные, судебные и торжественные (эпидейктические). Дело речей совещательных – склонять или отклонять; судебных – обвинять или оправдывать; торжественных – хвалить или порицать.

Слайд 37Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Речи судебные.
Мерила несправедливого поступка:
О поступке судят

по тому вреду, который он приносит. «Величайшим считается то преступление, для которого нет равносильного наказания; каждое наказание кажется ничтожным перед ним,

Слайд 38Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
- и то преступление, от которого

нет исцеления, потому что трудно и даже невозможно вознаградить за него, - и то, за которое потерпевший не может получить удовлетворение, потому что причиненное ему зло неисцелимо; суд же и наказание и есть некоторого рода исцеление».

Слайд 39Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Закон.
Если же писаный закон соответствует положению

дела, то следует говорить, что клятва «судить по своему лучшему разумению» дается не для того, чтобы судить против закона, но для того, чтобы судья не оказался клятвопреступником в тех случаях, когда он не знает, что говорит закон.


Слайд 40Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
2. Условия, при соблюдении которых оратор

сможет убедить слушателей. Психология общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.

Слайд 41Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Юноши:
«страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу.

Они слабее гнева, ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными».

Слайд 42Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
Люди старого возраста:
«подозрительны, сильно не любят

и не ненавидят, но любят, как бы готовясь возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить, потому что жизнь их смирила. Они не щедры, потому что имущество – одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять».

Слайд 43Тенекова А. М.
Риторическая концепция Аристотеля
3. Особенности стиля.
Речь должна быть

правильной, ясной, выразительной, благозвучной, уместной. Необходимо использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой аудиторией оратор имеет дело. Кроме того, «для каждого рода речи пригоден особый стиль».

Слайд 44Тенекова А. М.
«Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справка
Марк Тулий Цицерон

(106 – 43 до н. э.) родился недалеко от Рима в семье римского всадника, который «чуть ли не всю жизнь провел в литературных занятиях»

Слайд 45Тенекова А. М.
«Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справка
Мальчик отличался необыкновенной

любовью к наукам, владел греческим языком ловчее, чем плугом, и знал правила просодии лучше правил рукопашного боя.

Слайд 46Тенекова А. М.
«Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справка
Усердно занимаясь философией,

правом, риторикой, поэзией, твердо решил посвятить свою жизнь адвокатскому ремеслу.

Слайд 47Тенекова А. М.
«Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справка
В 70 году

произнес обвинительную речь против Верреса и стал величайшим оратором.
Публиковал все свои речи. раскрыл преступление, за которое сенаторы присвоили ему звание «отца отечества».

Слайд 48Тенекова А. М.
«Небо послало на землю Цицерона…»
Историческая справка
За выступления против

Антония, сторонника Цезаря, был убит. Его голова и руки были выставлены на трибуне в Риме.

Слайд 49Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
1. Создал три крупных

произведения: «Об ораторе», «О знаменитых ораторах» («Брут», «Оратор».
2.


Предмет риторики

Структура любой
речи на любую
тему и в любой
области знания

Искусство
передавать знания
с помощью речи


Слайд 50Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
3. Практика оратора – гражданский

спор, в котором мало кто интересуется позитивным знанием, а речь идет о том, чтобы в словесной борьбе выиграть дело. Оно относится только к публичной ораторской речи в пределах гражданских споров. Ораторика требует эрудиции в позитивных знаниях.

Слайд 51Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
4.


Слайд 52Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
5. Технология составление речей
Изобретение (inventio)
Расположение

(dispositio)
Словесное выражение (elocutio)
Запоминание (memoria)
Произнесение (actio)

Слайд 53Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
6. Структура речи: вступление, название

и его толкование, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение.

Слайд 54Тенекова А. М.
Цицерон об искусстве красноречия
7. Практика устно-письменных взаимодействий: речи

пишутся, заучиваются, произносятся, стенографируются, распространяются письменно.

Слайд 55Тенекова А. М.
«Духовный регламент» Петра I
От оратора требуются определенные внутренние

качества: честность, объективность, скромность.

Русское судебное красноречие


Слайд 56Тенекова А. М.
«Духовный регламент» Петра I
2. Оратор должен хорошо владеть

мимикой, жестами, занимать определенную позу.

Русское судебное красноречие


Слайд 57Тенекова А. М.
«Духовный регламент» Петра I
Он должен обладать чувтсвтом меры,

не терять собственного достоинства.
Нельзя читать речь по бумажке, ритор должен речь свою твердо «изусть» выучить, «дабы дуро каждого видна была»

Русская риторика имперского периода


Слайд 58Тенекова А. М.
Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справка
Родился

на берегу Северной Двины. Блестяще окончил Московскую духовную академию, учился в Петербурге, в Германии, в Марбургском университет. Служил до конца жизни в Академии наук в России.

Слайд 59Тенекова А. М.
Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справка
«Историк,

ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия…»

Слайд 60Тенекова А. М.
Отец российского красноречия – Михаил Васильевич Ломоносов
Историческая справка
1743

г. «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия»;
1748 г. «Краткое руководство к красноречию».

Слайд 61Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
Красноречие

есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
К приобретению оного требуется пять следующих средствий:

Слайд 62Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
Первое

– природные дарования.
Второе – наука.
Третье – подражание авторов.
Четвертое – упражнение в сочинении.
Пятое – знание других наук.

Слайд 63Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
3.

Настоящий оратор должен не только убеждать доказывая, он обязан постичь «всю глубину сердец человеческих», чтобы силой красноречия склонить слушателей на свою сторону.
4. Следует заботиться о чистоте стиля.


Слайд 64Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
5.

Во время произнесения речи необходимо:
заботиться о ее правильном звуковом оформлении;
избегать тавтологии;
соблюдать понятный порядок слов;
не пропускать нужных слов.

Слайд 65Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства

6. Необходимо так строить свое выступление, доказательство определенных мыслей (тезисов), чтобы в начале речи находились сильные доводы, «которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце».

Слайд 66Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
7.

Не стоит засорять язык иностранными словами.

Слайд 67Тенекова А. М.
Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства
Без

нужды перенимаемые иностранные слова представляют опасность для развития национальной культуры, они незаметно засоряют русский язык, «вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют».

Слайд 68Тенекова А. М.
Русское судебное красноречие к. XIX – XX вв.

Ораторы – юристы:
А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, А. И. Урусов, Н. П. Карабчевский, П. А. Александров, К. К. Арсеньев, В. И. Жуковский, Ф. Н. Плевако, А. В. Лохвицкий и другие.

Слайд 69Александр Яковлевич Пассовер (1840 – 1910)
Тенекова А. М.
Экслибрис А. Я.

Пассовера
(Оттиск каучукового штемпеля 2-ой половины XIX века)

Слайд 70Тенекова А. М.
Александр Яковлевич Пассовер - известный адвокат. Родился в

1840 году в городе Умани Киевской губернии, отец и дед его были врачами. По окончании курса по юридическому факультету в Московском университете, А. Я. Пассовер был командирован за границу для подготовки к профессуре. Возвратившись в Москву, он блистательно выдержал экзамен на степень магистра государственного права, но, был вынужден, ввиду вновь наступивших течений, отказаться от научной деятельности, а несколько лет спустя - и от службы по судебному ведомству (он занимал сначала должность секретаря прокурора Московской судебной палаты, Д. А. Ровинского, а потом товарища прокурора при Владимирском окружном суде).

Слайд 71«Я полагаю, что и для нас самих в будущем и для

поколений адвокатов, призванных сменить нас, полезно сохранить письменное удостоверение разных случаев, событий и приключений, которые относятся к нашей профессии, ко всему сословию, которые показывают, как в Одессе общество, публика, суд, присяжные понимали задачу и положение адвокатуры, как присяжные поверенные исполняли обязанности, законом на них возложенные и отстаивали права, тем же законом им присвоенные. Пусть память о том и о другом не пропадет для истории»
(А.Я. Пассовер, 5 сентября 1873 г., Одесса).


Тенекова А. М.


Слайд 72Дело Вальяно
Тенекова А. М.


Слайд 73Тенекова А. М.
Общие правила судебных ораторов
1. Прямота и правдивость,

особая честность ума и сердца, неспособность на ложь и хитрость.
2. Благоразумие: в речи должны иметь место рассудительность и здравый смысл.

Слайд 74Тенекова А. М.
Общие правила судебных ораторов
3. Скромность оратора в

суде, стремление думать не о себе, а о деле.
4. Тактичность, предельная осторожность и чувство меры. Необходимость в использовании всего того, что позволит выяснить истину.

Слайд 75Тенекова А. М.
Общие правила судебных ораторов
5. В своей личной

жизни судебный оратор не должен выходить за пределы правил принятой и строгой морали. Судебный оратор не должен забывать о своей репутации.

Слайд 76Тенекова А. М.
Анатолий Федорович Кони
Историческая справка
Годы жизни (1844 – 1927).
Брался

только за те дела, которые отвечали его нравственным принципам.

Слайд 77Тенекова А. М.
«Советы лекторам» А. Ф. Кони
Необходимо тщательно готовиться к

выступлению.
Внешний вид судебного оратора должен быть приличен и прост.
Для оратора важен тон речи. его следует менять, то понижая, то повышая, делая логические ударения.

Слайд 78Тенекова А. М.
«Советы лекторам» А. Ф. Кони
Необходимо проявлять творчество и

избегать шаблона.
Речь должна быть эмоциональной.
Конец речи должен закруглить ее, т. е. быть логически связан с началом.

Слайд 79Тенекова А. М.
Судебная речь в XX веке
В судебных процессах «редко

произносятся пышные фразы и длинные цитаты из художественных произведений».
В речи преобладает сухой официально-деловой стиль.
Идеалом большинства современных юристов становится знание предмета речи, а не риторические навыки.

Слайд 80Тенекова А. М.
История судебного красноречия
Благодарим всех, кто внимательно слушал лектора!!!!



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика