История развития психогенетики презентация

Психогенетика Междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференциальной психологией и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий

Слайд 1История развития
психогенетики
Драчева Ю.А
ОЗО СОП 13


Слайд 2Психогенетика

Междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференциальной психологией и генетикой.

Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака.
Решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д.

Слайд 3Теория эволюции Ч.Дарвина
один из истоков генетики поведения человека.

Появление эволюционной

теории дало толчок к исследованию феномена наследственности, поскольку в основе механизма эволюции лежат изменчивость, наследственность и естественный отбор.
Появление теории эволюции привлекло внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку он играет существенную роль в эволюционном процессе.

Слайд 4История развития психогенетики

1 период
Зарождение генетики поведения человека
2 период
Становление генетики поведения человека

как самостоятельной научной дисциплины.

3 период
Накопление эмпирического материала

4 период
Современный этап
развития генетики поведения.


Слайд 5 Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы

Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.

Зарождение генетики поведения человека.


Слайд 6Этот этап характеризуется созданием концепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков

и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям.

Становление генетики поведения человека ,как самостоятельной научной дисциплины


Слайд 7На этом этапе были разработаны достаточно надежные методы идентификации зиготности близнецов,

что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала

Накопление эмпирического материала


Слайд 8С 1960 года, с момента создания «Ассоциации генетики поведения» можно начинать

отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучения среды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования.

Современный этап развития генетики поведения


Слайд 9Пятый этап (с 90-х г. XX века по настоящий момент) совпадает

с интенсивной разработкой проекта
«Геном человека».

Проект генома человека начат в 1990 г. Первая (черновая) версия последовательности нуклеотидов была закончена в 2000 г. Конечная версия, которая больше не будет совершенствоваться (названная Build35), - закончена в 2004 г.

Последняя версия последовательности содержит 2,85 миллиардов пар нуклеотидов с 341 брешью, то есть в этих местах по каким-то причинам сиквенировать геномную ДНК не удалось. Сиквенс покрывает около 99% той части генома человека, которая представлена в некомпактизированной форме - эухроматине. Аккуратность сиквенса в конечной версии - 1 ошибка на 100 тысяч позиций подряд. Еще точнее сиквенировать весь геном уже никто не будет. Папин геном отличается у вас от маминого генома примерно в 1 позиции на тысячу. Предсказанное число генов у человека теперь 30-40 тысяч.


Слайд 10 История развития
психогенетики в России
Евгеническое движение
19 ноября 1921 года в Институте

экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. 

Своими главными задачами Русское Евгеническое общество считало:  1) изучение законов наследственной передачи разных свойств, как нормальных, так и патологических;  2) установление наследственных различий по нормальным и патологическим свойствам разных профессиональных и социальных типов;  3) исследование экзогенных и эндогенных влияний, определяющих развитие признака;  4) изучение плодовитости тех или иных типов. 


Слайд 11 Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х

годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. 
В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализировал 30 случаев сходства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже 107 случаев психозов у близнецов. Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны оба близнеца, а в 25 случаях только один из пары. 
Однако систематические исследования близнецов начались только в 1929 году в Медико-биологическом институте (в 1935 году он был переименован в Медико-генетический институт). 

История близнецовых исследований 


Слайд 12 Основная задача института, по мнению его директора С.Г.Левита, состояла «в разработке

с точки зрения генетики и смежных с нею наук (биометрии, цитологии, биологии развития, эволюционного учения) проблем медицины, антропологии и психологии, равно как разработка проблем теоретической антропогенетики» .
Институт придерживался комплексного подхода к решению поставленных задач, для чего в нем были открыты следующие отделения: генетики, цитологии, механики развития и имунобиологии, внутренних болезней, психологии. Тем не менее основным направлением исследований Института было исследование роли генетических и средовых влияний в этиологии болезней.
В Институте изучалась наследственная обусловленность ряда заболеваний, таких, например, как базедова болезнь, бронхиальная астма, евнухоидизм, язва желудка и двенадцатиперстной кишки диабет и другие. Работниками института были получены интересные данные о роли наследственности в формировании физиологических особенностей детского возраста ,строении некоторых отделов костной системы, особенностей электрокардиограммы. В Институте также большое внимание уделялось разработке математических методов анализа близнецовых исследований.

Слайд 13 В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти,

уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. Особенно интересны исследования по активному воздействию на человека, проводившееся сотрудниками института. Речь идет об испытании методов питания, лечения и обучения. Для подобного рода исследований использовали метод «контрольного» близнеца, с помощью которого проверялась эффективность различных методов обучения грамоте (А.Н.Миренова, Говядинова), развития конструктивной деятельности дошкольника (В.Н.Колбановский; А.Р Лурия., А.Н.Миренова).

Психологическое направление работ было предложено А.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института.


Слайд 14Этапы пути, пройденного лабораторией в 70-80-е годы, представляют собой последовательный переход

от изучения природы СНС как физиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервной системы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека. 
Практически все исследования, проводимые в лаборатории в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения о врожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы, лежащих в основе СНС .В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС, а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен.
С начала 80-х годов психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики - интеллект и когнитивные способности. С этого времени экспериментальные исследования проводятся вне теоретического контекста дифференциальной психофизиологии, при сохранении представлений об иерархическом строении индивидуальности.
В конце 80-х годов одной из основных тем обсуждения в лаборатории становится вопрос о специфике психофизиологических и психологических признаков человека, включаемых в генетическое исследование, в связи с тем что накапливаются данные, свидетельствующие о зависимости механизмов наследственной детерминации психологических и психофизиологических признаков от их психологической структуры.

Слайд 15Организация первого в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории

возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 году. 

Лонгитюдное прослеживание развития близнецов было задумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастной психологии - вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какой степени обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдное исследование продолжается, его цель - выяснение характера генетического контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального развития.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика