Слайд 1История психологии
БИХЕВИОРИЗМ
Слайд 2Учебные вопросы:
1) предпосылки бихевиоризма;
2) классический бихевиоризм Дж. Уотсона (1913-1930-е гг);
3) необихевиоризм
Э. Толмена и Б. Скиннера (1930-60-е гг);
4) нео-необихевиоризм А. Бандуры и Дж. Роттера (60-90-е гг).
Слайд 3Бихевиоризм – научное направление, разработанное Джоном Уотсоном (1913), изучающее только наблюдаемые
акты поведения, описываемые в терминах «стимул-реакция» (S – R). Понятия сознания, мышления, личности при этом отвергались.
Философская основа – позитивизм, доктрина, признающая только естественные явления и объективно регистрируемые факты
(Огюст Конт).
Психологическая предпосылка –
зоопсихология.
Слайд 4
«Умный Ганс»
Вильгельм фон Остен: лошади и другие животные остаются неразумными по
той причине, что их не развивают. При правильном обучении лошадь сможет доказать, что является разумным существом.
Слайд 5Эдвард Ли Торндайк
Коннекционизм предполагал анализ
связей между раздражением и реакцией.
Зоопсихология должна
изучать только
поведение, а не сознание. При этом
поведение разбивается на элементарные составляющие - пары «стимул-реакция».
Обучение методом проб и ошибок.
Проблемный ящик.
Закон эффекта: любое действие, вызыва-
ющее удовлетворение, ассоциируется с
данной ситуацией, так что, когда она
возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.
Слайд 6И.П. Павлов
Возможность объективной
регистрации физиологических
процессов, например, по выде-
лению желудочного сока
или
сокращению мускулов,
оперирование не субъективными понятиями, а объективными (условный рефлекс).
Изучал возникновение ассоциативной связи между кормлением и сопутствующими раздражителями.
Слайд 71. Психология – наука не о сознании, а о поведении. Задача
– научиться
прогнозировать поведение и
управлять им.
2. Допускаются лишь
объективные методы исследова-
ний: наблюдение (в т.ч. с
использованием приборов);
тестирование поведения; дословная запись и лабораторные эксперименты.
3. Любое поведение можно свести к элементарным парам«стимул-реакция» (S - R). Т.е. «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция».
4. Сокращения внутренних органов, выделения желез, нервные импульсы, мышление, эмоции – это тоже элементы поведения (неявные реакции).
Слайд 8
5. Наследственные качества не оказывают особого влияния на поведение и потому
не должны изучаться. Ключ к пониманию поведения – научение.
Уотсон : «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой
собственный, специальный мир…».
Воспитание детей по бихевиоризму.
Родителям запрещалось обнимать и
целовать детей, рекомендовалось
никогда не позволять им садиться к
себе на колени. Можно один раз поцеловать ребенка в лоб, когда он приходит сказать «спокойной ночи». С утра лучше пожать ему руку. Можно погладить ребенка по голове, если он особенно хорошо выполнил трудное задание...
Слайд 9Эксперимент Уотсона с
младенцем Альбертом.
Исследование Мэри Джонс –
начало бихевиоральной терапии
(применения принципов
научения для корректировки неадекватного поведения).
6. Психические проблемы взрослых связаны с условными реакциями, сформированными в детстве или в подростковом возрасте. Правильное воспитание и бихевиоральная терапия помогут преодолеть поведенческие затруднения.
Слайд 10Принципы необихевиоризма:
1) сущность психологии – процесс
научения;
2) самое сложное поведение
подчиняется законам
условных
рефлексов;
3) психология должна основываться на доктрине операционизма.
Т.е. феномены описываются в точных терминах, отражающих фактически наблюдаемые или физически воспроизводимые операции. Наука не должна заниматься псевдопроблемами, которые не могут быть проверены объективными экспериментами.
Слайд 11
Эдвард Толмен
1. Объективное исследование поведения
надо проводить с учетом его целенаправ-
ленности, т.е.ориентации
на достижение
цели.
2. Влияние стимула на реакцию опосредуется действием ненаблюдаемых факторов, промежуточных переменных организма.
Формула S - R (стимул-реакция) должна читаться как S-О-R.
3. В процессе научения важнее не
подкрепление поведения, т.е. двигательных реакций, а подкрепление когнитивных
связей между факторами окружающей
среды и ожиданиями организма.
Слайд 12
Беррес Скиннер
Различал два типа обусловленного
поведения:
- респондентное, когда организм
пассивно
реагирует на среду, стимул
определяет реакцию (как у собаки Павлова),
- оперантное или инструментальное, когда организм приобретает новые реакции из-за того, что они подкрепляются. Т.е. определяются событиями, которые следуют за реакцией.
Суть оперантного научения в том,
что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию подавляться.
Слайд 13
Режим непрерывного подкрепления.
Режим прерывистого (частичного)
подкрепления:
- с фиксированной частотой;
- с фиксированным
интервалом.
Выделял два типа подкрепления - первичное и вторичное. Первичное - любое событие или объект, сами по себе имеющее подкрепляющие свойства. Они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями. Их ценностное значение для организма не зависит от научения. Вторичное или условное подкрепление - любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством ассоциации с первичным.
Любой нейтральный стимул может приобрести подкрепляющую силу для поведения.
Слайд 14
Альберт Бандура
Поведенческая реакция не включается
внешним раздражителем автоматически,
как у роботов. Когнитивные
процессы
личности являются промежуточным
механизмом между стимулом и реакцией.
Не сама схема подкрепления является фактором модификации поведения, а то, что человек думает о ней. Рассматривал самоподкрепление как основной способ регуляции поведения.
Изучал агрессию как поведение, усваиваемое путем научения (эксперимент с куклой Бобо).
Поведение
Влияние окружения
(поощрения и наказания)
Личность (ожидания,
вера, самовосприятие)
Слайд 15
Самоэффективность личности – присущие ей чувства самоуважения и достоинства, адекватность, умение
решать жизненные проблемы.
Люди с низкой личной эффективностью чувствуют свою беспомощность, считают, что у них слишком мало сил, чтобы повлиять на ситуацию. Если первая попытка преодоления препятствия не увенчивается успехом, они быстро отказываются от дальнейших попыток. Уверены в том, что от них ничего не зависит.
Изучал наблюдение за научением других как способ модификации поведения.
По Бандуре, лечение симптомов одновременно является и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание - единое целое.
Слайд 16
Джулиан Роттер
Прогноз поведения в сложных ситуациях
определяется четырьмя переменными:
Потенциал поведения – его
вероятность
в данной ситуации в связи с ранними подкреплениями.
Ожидание - субъективная вероятность того, что за конкретным поведением последует определенное подкрепление.
Ценность подкрепления - степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому.
Психологическая ситуация, ее интерпретация человеком.
Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления + психологическая ситуация.
Слайд 17
Для повседневных ситуаций он предлагает другую формулу: Потенциал потребности = свобода
деятельности + ценность потребности.
Человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления имеют высокую ценность.
Локус контроля
Внутренний (интернальный) –
убеждение, что подкрепление
зависит от нашего поведения.
Внешний (экстернальный) – убеждение, что подкрепление обусловлено силами, никак не контролируемыми нами.