История и философия науки презентация

Содержание

40 баллов – экзамен; 60 баллов – занятия: 20 баллов – лекции (проект 10-15 стр. «Социальные проблемы внедрения») 40 баллов – практические занятия (подготовка, обсуждение, 2 доклада).

Слайд 1История и философия науки
Доцент кафедры философии
Макиенко Марина Алексеевна


Слайд 2
40 баллов – экзамен;
60 баллов – занятия:
20 баллов – лекции (проект

10-15 стр. «Социальные проблемы внедрения»)
40 баллов – практические занятия (подготовка, обсуждение, 2 доклада).

Слайд 3Вопросы:
Наука в системе мировоззрения.
Онтологические проблемы науки.
Гносеологические проблемы науки.
Аксиологические проблемы науки.
Праксиологические проблемы

науки.
Философские проблемы техники.

Слайд 41. Наука в системе мировоззрения
Мировоззрение – духовное освоение универсума человеком.

2 измерения

мировоззрения:
Элементы универсума (природный, социальный)
Элементы индивидуального освоения мира (знание, переживание, оценивание и т.д.)

Слайд 5
Кохановский «Философия науки в вопросах и ответах»
Горохов В.С.


Слайд 6Типы мировоззрения:


Обыденное
Мифологическое
Художественное
Религиозное
Философское
Научное


Слайд 7
Обыденное мировоззрение складывается стихийно у каждого человека в процессе его повседневной

деятельности.
Основные характеристики:
Чувственно-эмоциональное восприятие мира
Существенная роль традиций


Слайд 8
Мифологическое мировоззрение – система символов, посредством которых объясняется окружающий мир.
Основные характеристики:
Образно

- эмоциональное восприятие (реализм, анимизм)
Наличие антропоморфных божеств
Система ритуалов (обеспечение связи мышления и мира)
Смешение земного и божественного

Слайд 9
Художественное мировоззрение – система образов, возникающих в различных видах искусства
Основные характеристики:
Чувственно

– эмоциональное восприятие
Творческая деятельность
Система чувственных объектов



Слайд 10
Религиозное мировоззрение – система догматов, принимаемых на веру.
Основные характеристики
Присутствует разделение на

земное и сакральное
Система ритуалов
Система догматов
Поле религии: искупление, спасение, очищение


Слайд 11
Философское мировоззрение – система абстрактных теоретических концепций
Основные характеристики:
Последовательность умозаключений
Система понятий
Теоретическое

доказательство принципов

Слайд 12
Научное мировоззрение – система теоретических законов
Основные характеристики:
Последовательность умозаключений
Система понятий
Теоретическое и эмпирическое

доказательство принципов
Наличие прикладных аспектов

Слайд 13Бертран Рассел «Наука и религия», «Воздействие науки на общество»
Наука позволяет прогнозировать

будущее
Посредством техники создает удовольствия и удобства, улучшает благосостояние, упрощает физический труд
Делает общество более целостным (межличностные связи на производстве, взаимодействие между организациями/ сферами общественной жизни)
Наука может усилить тиранию и войну

Слайд 14Философские проблемы науки в соответствии со структурой философского знания
Онтологические проблемы
Гносеологические проблемы
Аксиологические

проблемы
Праксиологические проблемы


Слайд 15
2. Онтологические проблемы науки


Слайд 16Онтология – учение о бытии
Что значит «существовать»?
Характеристика различных форм бытия.
Критерии научного

знания.
Образ науки – целостное представление о сущности научного знания, его структуре, функциях и роли науки в обществе.


Слайд 17Образ современной науки
Наука – социальный институт. Научная деятельность – деятельность научных

сообществ
«Большая наука»


Большой адронный колайдер


Слайд 18
2. Исследование объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем, микромира,

механизмы живого, технических систем.
3. Становление новой методологии – как изучать представленные объекты.
4.Возрастающая роль науки в современном обществе.
5. Проблемы социальной оценки науки и техники.




Слайд 19Онтологические проблемы науки
Формирование единой научной картины реальности.
Трансформация единой научной картины

реальности.

Слайд 20Онтологические основания научной картины мира
фундаментальные объекты, из которых полагаются построенными все

другие объекты, изучаемые соответствующей наукой (атомы, базон Хикса, геном),
типология изучаемых объектов,
общие закономерности их взаимодействия,
пространственно-временная структура реальности

Слайд 213. Гносеологические проблемы науки
Гносеология – учение о познании.

Познаваем ли мир?
Возможно ли

истинное знание?
Критерии истинного знания?

Слайд 22
Доказательность и обоснование знания.
Построение и организация знания (теоретический и эмпирический

уровни научного исследования).
Объяснение и описание научных фактов.
Научная теория и факты.
Методология научного исследования.

Слайд 23XVI-XVII вв. – формирование науки как специфической формы знания

Проблемы:
Способы познания
Критерии истинности
Классификация

знания

Слайд 24Способы познания
Эмпиризм (Опыт – источник истинного знания, индукция – метод формирования

теории)
Ф.Бэкон, Д.Юм, Дж.Локк
Рационализм (Разум – источник истинного знания, дедукция – метод осуществления проверки)
Р.Декарт, Г.Лейбниц


Слайд 25
Проблемы:
Логическая - переход от частного к общему (Ф.Бэкон – идолы разума;

Р.Декарт – руководство для ума)
Эмпирическая – постановка проверочного эксперимента (Г.Галилей - действие приборов; единая система измерения)

Слайд 26Аристотель (384-322г. до н.э.) – греческий философ
Правила формальной логики

Каким образом возможно

получить новое истинное знание?


Слайд 27Ф.Бэкон (1551-1626)
Эмпиризм – многократный опыт
Индукция – метод восхождения к истине
4

идола разума:
Идолы рода
Идолы театра
Идолы площади
Идолы пещеры

Слайд 28Бэкон
2 способа познания:
Дедуктивный метод, образец которого являет силлогистика Аристотеля. С помощью

дедуктивного метода мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам
Индуктивный - движение от изучения единичных фактов к общим положениям

Слайд 29Индукция
полная индукция  -перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство (в

этом саду вся сирень белая). Ее роль в науке незначительна
неполная индукция - на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений (все лебеди белы). Вероятностные выводы
истинная индукция – поиск не только фактов подтверждающие определенный вывод, но и фактов, опровергающих его

Слайд 30Опыт
Светоносный – направлен на открытие и познание. Позволяет постичь истину
Плодоносный –

практическое внедрение знаний. Определяет достоверность истины

Слайд 31Р.Декарт (1596-1650)
Принцип тотального сомнения

Предел сомнения – мышление



Рационализм – врожденные идеи,

самосогласованность знания

Ego cogito ergo sum


Слайд 32Декарт
Создание нового метода мышления и научного исследования требует прочного и незыблемого

основания

Основанием является человеческий разум в той точке, из которой растет он сам и которая поэтому обладает наивысшей достоверностью - самосознании
"Мыслю, следовательно, существую" – формула выражающая сущность самосознания

Слайд 33
требование, которому должно удовлетворять знание, претендующее на достоверность: оно должно быть

очевидным, т.е. достоверным непосредственно

основа философского мышления - принцип очевидности, или непосредственной достоверности
Вводит требование проверки всякого знания с помощью естественного света разума 

Слайд 34
 истинность ясного и отчетливого знания гарантирована существованием Бога (Он - всесовершенное

существо, а следовательно не может быть обманщиком)

Слайд 35Две субстанции
ум – духовная субстанция - неделима (предмет метафизики)
тело –

материальная субстанция - делима- предмет физики, т.е. механики
Воображение, чувство, желание – модусы духа (ума)
фигура, положение, движение - модусы тела (протяжения)
Природа – система машин

Слайд 36Врожденные идеи (вложены Богом)
Идея Бога
Некоторые аксиомы:
"Если к равным величинам прибавить равные,

то получаемые при этом итоги будут равны между собой"
"Из ничего ничего не происходит"

Слайд 37Качества протяженной субстанции
Первичные: величина (которая тождественна с самим протяжением), фигура, движение,

расположение ее частей

Вторичные: цвет, звук, запах, вкус

Пространство=материя

Слайд 38Метод
"Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых

всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания того, что ему недоступно".

Метод должен превратить познание в организованную деятельность

Слайд 39Правила метода
начинать с простого и очевидного;
из него путем дедукции получать

более сложные высказывания;
действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений .


 Для выполнения этих действий необходимы две способности ума: интуиция и дедукция.

С помощью интуиции ум усматривает первые начала, простейшие и очевидные, составляющие начало определенной отрасли знания. Из этих простых начал дедуктивно выводятся все остальные утверждения, составляющие содержание знания. Образец - математика

Слайд 40
Математика изучает соотношения элементов, но прежде чем их установить, необходимо ввести измерение и

единицу измерения

Математика - постижение законов движения и изменения, установление закономерностей связи элементов движущегося объекта, т.о. происходит сближение математики с физикой

Слайд 41трактат о змеях Альдрованди эпохи Средневековья
виды змей, их размножение, действие змеиного яда

и т.д.),
описание чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками змеи, сказания о драконах, сведения об эмблемах и геральдических знаках, созвездиях Змеи, Змееносца, Дракона и связанных с ними астрологических предсказаниях.

Слайд 423. Аксиологические проблемы науки
Аксиология – учение о ценностях

Какова природа ценностей?

Субъективные и

объективные ценности.

Слайд 43Классический идеал научной этики:

реализация основных норм-условий достижения объективности знания: беспристрастность и

добросовестность в теоретических изысканиях,
высокий профессионализм,
чистота проведения эксперимента.

Слайд 44Современные проблемы научной этики:

Ответственность ученого за результаты своих научных открытий;
Взаимодействие в

научном коллективе (ложное соавторство, плагиат).

Слайд 455. Праксиологические проблемы науки
Праксиология – учение о деятельности.

1. Как использовать достижения

науки на благо человека?

Слайд 46Праксиологический подход актуализирует фсф техники
13.12.1972 в США- закон об оценке техники.
Результат

- бюро по оценке техники при конгрессе США.
Задача - обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в данной области с целью раннего предупреждения негативных последствий техники

Слайд 47
16 ноября 1989 г. постановлением Бундестага на базе отдела прикладного системного анализа

(сегодня Институт оценки техники и системного анализа) Центра ядерных исследований г. Карлсруэ (с 1995 г. переименован в Исследовательский центр Сообщества Гельмгольца) организовано Бюро по оценке последствий техники германского бундестага.

Слайд 48Техника:
практика технических разработок и производства артефактов;
практика использования или применения техники;
практическая деятельность

по изъятию отработавшей техники из употребления (например, ее ресайклинг, депонирование или уничтожение в качестве отходов).
Таким образом, техника представляет собой организованную в форме технических правил схему деятельности, одной из главных черт которой является повторяемость и воспроизводимость.

Слайд 49ФсФ проблемы техники
Различие технического – нетехнического;
Техническая этика:
Ответственность инженера;
Ответственность пользователя (человек,

соц. группа);
Ответственность группы лиц, принимающих решения (политики, управляющие);
Образ человека, общества, будущего.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика