Слайд 1ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Исследование оценки восприятия целых и фрагментарно отображаемых знаков
Цель
– исследовать сравнительную оценку целых и фрагментарно отображаемых знаков.
Слайд 2Умение оценивать читаемость знаков визуальной информации при их фрагментарном изображении важно
как с точки зрения понимания процессов восстановления человеком утраченной информации, так и в практической оценке надёжности новых средств отображения информации и при разработке эргономических принципов и методик проектирования знаков для различных средств отображения информации. Основным критерием при эргономическом проектировании таких систем знаков является правильное опознание знака с последующей надёжной его интерпретацией.
Установлено, что знаки, состоящие из прямых линий, опознаются быстрее и точнее, чем знаки, состоящие из криволинейных элементов; асимметричные знаки опознаются быстрее, чем симметричные. Слова с преобладанием вертикальных линий в буквах опознаются лучше и надёжнее; знаки в прямом контрасте (черный знак на белом фоне) опознаются лучше, чем в обратном контрасте (белый знак на чёрном фоне). Цифры разных очертаний опознаются не одинаково точно.
В практической работе следует выявить различия времени опознания по латентному периоду сенсомоторной реакции знаков, индуцируемых средствами отображения информации с матрицей 3 х 5 элементов, при отображении целых и фрагментарно отображаемых знаков (букв, цифр и привычных, легко опознаваемых графических знаков).
Слайд 3Методика выполнения задания
В практической работе используются три варианта знаковой информации:
- цифры;
буквы; стилизованные изображения (знаки).
В варианте «цифры» представлены 5 знаков (любых цифр от 0 до 9) по мере увеличения степени их фрагментарности.
В варианте «буквы» представлены 5 знаков (любые буквы кирилличного алфавита) по мере увеличения степени их фрагментарности.
В варианте «стилизованные изображения» представлены 5 знаков привычных, легко опознаваемых изображений. Для этого варианта можно выбирать любые силуэты объектов материального мира, например: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пикап, мотоцикл, велосипед, корабль, подводная лодка, самолёт, вертолёт, чайная чашка, тарелка, дорожные знаки и тому подобное.
Слайд 4Эксперименты проводятся предъявлением целых и фрагментарно отображаемых знаков на дисплее компьютера.
Предъявление знаков осуществляется по мере уменьшения степени их фрагментарности (справа налево). Время предъявления:
- для цифр и букв – 50 мс;
- для стилизованных изображений – 70 мс.
Слайд 5В экспериментах последовательно предъявляются цифры, буквы и знаки стилизованных изображений справа
налево.
Результаты фиксируются в таблице 12.
Для цифр и букв в таблицу 12 вносятся их изображения (например, для цифры 3 – изображение цифры 3, для буквы Ф – изображение буквы Ф). Для стилизованного изображения следует записывать его название, например, «знак запрета», «легковой автомобиль» или «самолёт».
Определение латентного периода реакции опознания знака осуществляется следующим образом: в момент окончания предъявления знака включается миллисекундомер, который следует отключить после внесения результата опознания в таблицу 12.
Значение латентного периода реакции (ЛПР) в секундах с фиксацией сотых долей секунды вносится в таблицу 12. В том случае, если цифра, буква или стилизованный знак не опознан – в графах делается прочерк.
Слайд 6Таблица 12 – Результаты экспериментов
Слайд 7Обработка результатов
Для каждого из представленных знаков строятся графики зависимости латентного периода
реакции от номера предъявления. Графики строятся по результатам всей группы испытуемых (реципиентов). В том случае, если предъявленный знак не опознан при первом, втором или последующих предъявлениях, на графиках эти точки не фиксируются. В дальнейшем проводится статистический анализ результатов экспериментов и делаются выводы по статистике опознаний в зависимости от формы изображений, применяемых очертаний изображений и степени фрагментарности знаков. Средние значения латентных периодов реакций для группы испытуемых определяются по формуле (2.1) из практической работы № 2.
Примеры графиков для цифр, букв и стилизованных изображений представлены на рисунках 7, 8, 9.
Слайд 9Последующая обработка результатов проводится по правилам вариационной статистики.
Выявляются закономерности опознания
в зависимости от вида и начертания знака, степени фрагментарности (которую, в первом приближении, можно установить по разности площадей целого и фрагментарно предъявленного знака).