Слайд 1
Интерпретация и описание результатов в исследовательской деятельности
Доц. каф. ПИ Платонова И.Ю.
Слайд 2Качественный анализ данных (КАД)
В западной психологии метод качественного анализа данных
постепенно становится все более распространенным инструментом научного исследования. Расширяется сфера его применения от исключительно социальной или этнографической тематики к областям общей, педагогической, возрастной, медицинской психологии, к прикладным задачам сферы бизнеса, рекламы, СМИ.
Слайд 3Качественный анализ данных
Заметна тенденция к операционализации и стандартизации процедур качественного
исследования на основе традиционной и хорошо разработанной методики контент-анализа. Тем самым результаты качественного анализа приобретают форму объективных научных выводов, к которым применимы стандартные нормы надежности и валидности. Операционализация качественного анализа позволяет применять для его проведения специально разработанные компьютерные программы, облегчающие процедурную часть работы.
Слайд 4КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД
Растущий интерес к качественным методам объясняют следующими основными причинами:
« качественный
анализ, применяемый как компонент количественного исследования усиливает надежность исследований. Оба подхода необходимы как средства перекрестной валидизации (Кэмпбелл, 1980; Ньюман, 1998).
качественный подход раскрывает такие аспекты изучаемого феномена, как цель его понимания с точки зрения участников.
Слайд 5КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД: КРИТИКА И АПОЛОГИЯ
« имеет место «пресыщение» количественными и жестко
формализованными методами, дающими лишь фрагментарные знания. При качественном подходе преодолевается дискретный характер информации, достигается целостность в описании и понимании (Дцов, 1991).
В основном апология качественного подхода основана на особенности сферы его применения - он совершенно незаменим там, где отсутствует теория или она имеет существенные пробелы. Качественный подход необходим для выделения и формулировки ключевой проблемы, создания новых гипотез.
Слайд 6ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Для современных исследований, проведенных в рамках качественного подхода, характерно
требовательное отношение к критериям объективности. Новейшая методическая литература по качественным методам обязательно включает описание критериев, позволяющих оценить валидность и надежность результатов.
Слайд 7ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Однако, в качественных исследованиях на первый план выходит именно
субъективный смысл рассматриваемых феноменов, взгляд на них с точки зрения испытуемого, наблюдаемого, респондента и т.д.
Субъектная ориентированность качественного подхода заставляет по-новому характеризовать принятые нормы объективности.
Слайд 8ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
В качестве основного параметра объективности вводится понятие «подтверждаемость».
Поскольку особенностью
любого качественного проекта является уникальность, индивидуальность исследовательского взгляда, «подтверждаемость» оценивает, в какой степени полученные результаты могут быть подтверждены другими исследователями.
После проведения исследования следует проводить пересмотр данных для поиска искажений и отклонений в процедурах сбора и анализа.
Повышению «подтверждаемости» способствует также присутствие рядом с исследователем (или в исследовательской группе) сверх-критично настроенного аналитика, играющего роль «провокатора».
Слайд 9ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Надежность как характеристика постоянства и повторяемости результатов при
повторных измерениях, не приложима буквально к качественным исследованиям, где инструментами измерений служат в основном наблюдения и интервью. Измеряя второй раз, мы всегда измеряем новый объект.
Линкольн вводит труднопереводимый термин «включенность», характеризующий зависимый, «включенный» характер исследования.
Учитывая «включенность», исследователь должен брать в расчет постоянно меняющийся контекст, в котором идет исследование. Изменения, происходящие в контексте должны постоянно фиксироваться.
Слайд 10ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Вместо оценки внутренней валидности Линкольн предложила ввести оценку
«правдоподобности» . Поскольку цель исследования есть описание и понимание феномена глазами участников, они и являются единственными, кто может оценить правдоподобность результатов. «Правдоподобность» оценивает то, насколько результаты качественного исследования являются
заслуживающими доверия или вероятными (правдоподобными) с точки зрения участника исследования. Внешней валидности - в этой терминологии - соответствует «переносимость» , которая оценивает то, в какой степени результаты можно генерализовать. Следующая таблица демонстрирует соответствие традиционных критериев объективности и их аналогов, предлагаемых специально для оценки качественного исследования:
Слайд 11ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Следующая таблица демонстрирует соответствие традиционных критериев объективности и их
аналогов, предлагаемых специально для оценки качественного исследования:
Соответствие традиционных и альтернативных критериев оценки качественного исследования
объективность «подтверждаемость»
надежность «включенность»
внутренняя валидность «правдоподобность»
внешняя валидность «переносимость»
Слайд 12ПРОЗРАЧНОСТЬ
Для строгой оценки надежности исследователь обязан точно и подробно документировать
все процедуры. Это должно быть сделано таким образом, чтобы логика решений на любом уровне абстрагирования оставалась прозрачной для читателя.
Проблема прозрачности или открытости качественного исследования становится ключевой на этапе представления результатов. Но, помимо результатов, читатель должен также иметь возможность оценить и другие особенности исследования: каким образом принимались решения в ходе построения исследования, каковы были шаги по формированию выборки, генерации или сбору данных, по их обработке и анализу, каковы критерии отбора репрезентативных и/или релевантных данных и т.д.
Слайд 13Триангуляция
Повышению объективности результатов качественного проекта способствует техника триангуляции, состоящая в
применении различных типов данных или методов их сбора в рамках одного проекта.
Каждый метод раскрывает лишь отдельные аспекты эмпирической реальности.
Триангуляция помогает избежать ошибок, связанных с частным методом, валидизирует данные. Наиболее распространенным типом этой техники является триангуляция данных, в которой используются различные типы источников информации.
Другой тип - методологическая триангуляция, в которой применяются разные методы сбора данных для изучения одной проблемы (интервью, фокус-группа и т.д.).
Слайд 14Триангуляция
Применяются также техники исследовательской триангуляции (изучение одной проблемы различными исследователями
или аналитиками) и теоретической триангуляции, в которой используются различные точки зрения на интерпретацию одних и тех же данных.
Слайд 16Интерпретация в исследовательской деятельности
В процессе научно-педагогического исследования чрезвычайно важную
роль играет интерпретационная деятельность исследователя, связанная с истолкованием и творческим использованием психологопедагогических знаний. Именно поэтому особую актуальность приобретают идеи педагогической герменевтики — теории и практики (науки и искусства) истолкования и интерпретации педагогических знаний, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта субъекта понимания.
Слайд 17Герменевтический подход
В настоящее время педагогическая герменевтика востребована как методология
гуманитарного освоения феноменов культуры. В ее основе идея воздействия механизмов интерпретации культурных текстов на профессиональное сознание педагога, на способы его мышления, а также — опосредованно — на другие сферы педагогической деятельности: прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение.
Слайд 18Герменевтический подход
Педагогическая герменевтика – это теория и практика (наука и искусство) истолкования
и интерпретации педагогических знаний, зафиксированных в разножанровых текстах, имеющая целью наиболее полное и глубокое их понимание с учётом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта субъекта понимания.
Слайд 19Герменевтический подход
В настоящее время герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры,
в основе которой идея воздействия механизмов чтения и интерпретации культурных текстов на сознание человека в целом, на способы его мышления и миропонимания, а также (опосредованно) и на другие виды деятельности, в том числе на прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение.
Слайд 20Герменевтический подход
Необходимость герменевтического подхода в процессе ведения научного исследования
обусловлена, прежде всего, нарастающим вниманием педагогики к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности, наиболее ярко представленным не только в науке, но и в религии, языке, народных традициях, искусстве и культуре в целом, а также общемировыми тенденциями общественного развития.
Слайд 21Герменевтический подход
Концептуально значимыми для методологии научно-педагогического исследования являются идеи
герменевтики о текстовой природе проникновения в суть педагогических феноменов, о смысловом опосредовании процесса научного познания педагогических процессов обращением к образам искусства, религии, повседневности, а также идея рефлексивного смыслотворчества, при котором активный, устремленный в будущее поиск ученого сочетается с самопознанием, самопониманием.
Герменевтика предусматривает максимальное расширение круга ценнейших источников научно-педагогического поиска.
Слайд 22Герменевтический подход
Исследователю психолого-педагогических проблем важно помнить о том, что педагогические смыслы
заключены не только в научных текстах, но и в философской, религиозной, научно-популярной литературе, в поэтических и прозаических художественных произведениях, в фольклоре и главное — в образовательной практике.
Они воплощаются в образах и символах, сформировавшихся в культуре народов в различные исторические эпохи, и часто носят аллегорический характер. Понимание функций искусства, художественно- эстетических подходов в истолковании педагогических явлений нашло доказательное подтверждение в художественно-педагогическом творчестве А. С. Макаренко, В.К.Железникова, В. П. Крапивина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.
Слайд 23Герменевтический подход
Ценным для педагогической теории и практики свойством искусства является его
стремление к совершенству (эстетическому, нравственному), ориентированность на достижение идеала, что выступает в качестве фактора дополнительной поддержки гуманистических ценностных установок исследователя.
Практическая реализация герменевтического подхода осуществляется посредством использования специальных исследовательских интерпретационных методов и приемов изучения научнопедагогических и иных текстов, разнообразного фактологического материала и данных наблюдений за живым педагогическим процессом.
Слайд 24Герменевтический подход
рефлексивное осмысление допущенной исследовательской ошибки;
о вынесение рефлексивной исследовательской
деятельности во внешний план и устное проговаривание версий интерпретации научно-педагогического знания, диалог с собой и др.;
составление педагогических нарративов (разнообразных по стилю и жанру повествовательных текстов, рассказов, в которых знания о законах, принципах, методах и формах педагогической деятельности наполняются конкретным ситуативно и личностно обусловленным жизненным смыслом);
соотнесение парадигмального (научного) и нарративного способов описания предмета исследования и достижение таким образом объемного видения исследуемых педагогических феноменов.
Слайд 25Герменевтический подход
В числе этих методов теоретического и эмпирического исследования мы выделяем
следующие:
биографический метод;
интеллектуальный диалог с автором научного, публицистического, религиозного или художественного текста; и провоцирование конфликта интерпретаций;
мереологическое умозаключение (выделение в изучаемом предмете чрезвычайного, особенного, его идеализация и перенос свойств части на все целое.
Слайд 26Герменевтический подход
Достоинства взаимодополнения научных и художественно- эстетических способов познания психолого-педагогической реальности
заключаются в следующем.
Во-первых, опора при выдвижении педагогических идей на художественно-эстетический компонент может стать источником научно-педагогического творчества, способствующим более активному ведению мысленного эксперимента как теоретиком, так и педагогом-практиком (см. теоретические, публицистические и художественные произведения великого педагога А. С. Макаренко).
Слайд 27Герменевтический подход
Во-вторых, в отличие от категориального подхода, категорично претендующего на однозначность
трактовки , мышление на основе художественной образности провоцирует исследовательское сознание на всестороннее и многомерное творческое понимание изучаемых явлений
Слайд 28Герменевтический подход
Кроме того, достоинством сочетания научного и художественноэстетических подходов в педагогической
деятельности является направленность искусства на целостное восприятие предмета исследования. Позиция художника способствует гармоничному сочетанию в деятельности педагога научного анализа и синтеза благодаря интегрирующим свойствам художественно-эстетического образа, который, в силу характерной для него цельности и завершенности, не позволяет потерять целое в угоду частностям.
Слайд 29Герменевтический подход
И наконец, ценным для педагогической теории и практики свойством искусства
является его стремление к совершенству (эстетическому, нравственному), ориентированность на достижение идеала, что выступает в качестве фактора дополнительной поддержки гуманистических ценностных установок исследователя.