Слайд 1Основы философии
Тема 1
Характер философского знания и задачи философии
Слайд 2Понятие философии
Φιλοσοφία
φιλειν – любить
σοφία – мудрость
Пифагор
(VI в. до н.э.)
Слайд 3Основные задачи философии и особенности
Методологическая роль философии -в данном случае философия
выступает как свод правил и нормативов познания и деятельности.
Ценностная роль - философия не только учит мыслить, но и воспитывает; не только описывает и объясняет мир, но и оценивает его с точки зрения мыслящего, думающего, философствующего человека.
Слайд 4Роль мировоззрения – любая философская концепция предлагает свою систему, иерархию ценностей:
для одного мыслителя смыслом жизни будет стремление к наслаждения, для другого – ограничение потребностей и служение высшей цели, для третьего он будет заключен в выработке и строжайшем исполнении моральных предписаний. А у нас всегда есть мировоззренческий выбор, какую систему принять, мы свободны в этом выборе.
Слайд 5Особенности философии
Внутренняя свобода – чем всегда гордились древние философы, так это
тем, что главным достоинством философии была ее внутренняя свобода, что она не была ни чей прислужницей, что наоборот ей служили все другие науки и искусства.
Философия анализирует связь части целого, человеческого существования и мира в целом рациональными, логическими, понятийными средствами.
Субъект и объект философии. Субъектом философии является мыслящий индивид, человек. Субъект это тот, кто познает. Предметы же вокруг нас, это то что мы познаем – это объекты.
Образно философию можно определить как Дао (Дао – начало бытия, невидимые вездесущий закон, путь по которому проходят все вещи) духовного развития человечества.
Слайд 6Функции философии
Мировоззренческая функция – позволяет возвысит стихийно сложившуюся и фрагментарную картину
миру до уровня серьезных обобщений, придать ей систематичность и целостность.
Познавательная функция – опираясь на данные частных наук и используя собственно предельно общие категории, философия познает мир в соотношении с человеком, познает место человека в мире.
Слайд 7Функцию социальной и культурной критики – развенчивает старые и формулирует новые
общественные идеалы, способствует практическому изменению общества.
Методологическую функцию – осмысливая, анализируя, упорядочивая приемы и методы познания и практической деятельности.
Слайд 8Прогностическую и конструктивную функцию – она не только пытается понять как
устроен мир и человек, она сама конструирует новые миры и возможные пути развития.
Слайд 9Основные разделы философии
Философия
Онтология
(метафизика)
Гносеология
(эпистемология)
Этика
(аксиология)
учение о бытии
учение о знании
учение о благе
и ценностях
Слайд 10Три философские традиции
Греция
Китай
Индия
Слайд 11Периодизация западной философии
Античная философия (VI в. до н.э. – III
в. н.э.)
Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
«Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.)
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
Патристика (IV-VIII вв.)
Схоластика (XI-XIV вв.)
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
Новая философия (XVII – 1-ая треть XIX в.)
Начальный период (XVII – начало XVIII в.)
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
Немецкая классическая философия (конец XVIII – 1-ая треть XIX в.)
Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)