Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный гуманитарный университет им.
М.А. Шолохова
Гуманистическая теория личности А. Маслоу
Гуманистическая теория личности А. Маслоу
Выполнила :
студентка 1 курса исторического факультета
Рогова МВ
Слайд 2Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX
в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям — фрейдизму и бихевиоризму.
Слайд 5
гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины
"самоактуализации". Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.
Слайд 6Абрахам Маслоу, разработал "иерархию потребностей". :
Слайд 9По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не
только на отдельные его аспекты,в
каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования
Слайд 10Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
Слайд 11
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие
потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
Слайд 12
3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными
Слайд 13
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Слайд 14
«Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».
Слайд 15
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя,
свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития — к самореализации.
Слайд 16
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
Слайд 171. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от
жизни, а знать, понимать ее).
Слайд 182. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
Слайд 193. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
Слайд 20
4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
Слайд 21
5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
Слайд 22
6. Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
Слайд 23
7. Различение цели и средств, зла и добра. («Не всякое средство хорошо
для достижения цели».)
Слайд 24
8. Спонтанность, естественность поведения.
Слайд 26
10. Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
Слайд 2711. Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего
опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.
Слайд 28Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Маслоу считает, что причин
несколько:
♦ неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
♦ незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
♦ чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.
Слайд 29Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей.
Это стремления к:
♦ целостности личности;
♦ совершенствованию;
♦ завершению;
♦ справедливости, порядку и
закону;
♦ активности функционирования;
♦ дифференциации и сложности;
♦ красоте;
♦ честности, открытости и простоте;
♦ доброте;
♦ уникальности и новизне;
♦ игре и юмору;
♦ истине и чести;
♦ независимости и автономии;
♦ свободе.
Слайд 30Этапы деградации:
1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил
(феномен «выученной беспомощности»).
2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодоб-ряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
Слайд 31Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:
♦ совершая поступки;
♦ переживая
ценности, единство с другими людьми, любовь;
♦ переживая страдания.
Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие ме-тапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.
Слайд 32Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:
1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что
происходит в нас и вокруг нас.
2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного
3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо
. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
Слайд 335. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с
ними
6. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
7. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») — в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
Слайд 348. Дальнейший шаг в самоактуализации — выявление у себя «психологических защит» (проекции,
рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
9. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.
Слайд 35Литература
Студопедия.Сайт- http://studopedia.ru/
pro-psixology.ru