Готовность к систематическому обучению в школе презентация

Содержание

ГБОУ ВПО НГМУ кафедра гигиены и экологии Специальность 060103 «Педиатрия» Дисциплина ОПД.Ф.01 «Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков. Военная гигиена»

Слайд 1ДОБРОЕ УТРО!!!!!


Слайд 2ГБОУ ВПО НГМУ кафедра гигиены и экологии
Специальность 060103 «Педиатрия»
Дисциплина ОПД.Ф.01 «Гигиена с

основами экологии человека, гигиена детей и подростков. Военная гигиена»

Слайд 4
Готовность к систематическому обучению в школе
Тема занятия


Слайд 5


Тема


Слайд 6 Приобретение знаний и навыков по определению готовности дошкольников к

обучению в школе.

  Приобретение знаний и навыков по формированию школьно необходимых функций

Цели занятия


Слайд 7 Уметь
оценить «школьную зрелость» ребенка

по медицинским и психолого-педагогическим критериям
разработать мероприятия по улучшению здоровья и уровня развития школьно-необходимых функций.


Умения, навыки


Слайд 8
1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста.
2. «Школьная зрелость» -

понятие, значение, актуальность
3. Медицинские критерии готовности детей к обучению в школе.
4. Психолого-педагогические критерии готовности детей к обучению в школе.

Вопросы


Слайд 95. Комплексная оценка готовности детей к школе.
6. Медицинские показания к

отсрочке поступления детей в школу с шестилетнего возраста.
7. Причины «школьной незрелости».
8. Современные проблемы формирования школьно-необходимых функций.

Вопросы


Слайд 109. Режим дня дошкольников
10. Игровая деятельность
Вопросы


Слайд 11
Входной контроль


Слайд 12
Входной контроль


Слайд 13
Входной контроль


Слайд 14
Входной контроль


Слайд 15
Входной контроль


Слайд 16Режим дня
Понятие
Методы изучения



Слайд 17Когда в школу??????


Слайд 18
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» обучение детей начинается

с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний, но не позже достижения восьми лет

Начало обучения


Слайд 19
Уровень функционального развития коры головного мозга, а, следовательно, особенностей восприятия, памяти,

соотношения процессов возбуждения и торможения. Условно-рефлекторная деятельность, динамический стереотип


6 лет
преобладание активности правого полушария, с деятельностью которого связано образное, конкретное представление о действительности.
преобладание непроизвольного внимания, малая устойчивость внимания,
быстрое развитие утомления 
 

7 лет
Происходит постепенное перемещение доминантности в левое полушарие в связи с совершенствованием его речевой специализации, что важно для систематического обучения.
7-8 лет
Проявляются наибольшие возможность и способность к пониманию общественных
норм жизни,
наблюдательность,
зрительная долговременная память,
зрительно-моторная координация

АФО. Дошкольники


Слайд 20ухудшение состояния здоровья
снижение функциональных возможностей
уменьшение числа первоклассников, посещающих ДШУ
раннее началом школьного

систематического образования
утрата единых образовательных программ обучения и коррекции школьно-необходимых функций
несоответствие программ и технологий обучения функциональным возрастным особенностям обучающихся (необходимость гигиенической оценки)
интенсификация учебного процесса, усложнение и увеличение учебных требований.

Причины актуальности проблемы «школьной зрелости»


Слайд 21
Медицинские критерии*
 
уровень физического развития
уровень биологического развития
состояние здоровья
 
Психолого-педагогические критерии
 
эмоционально-вегетативное состояние
психомоторная сфера и

поведение
интеллект

Готовность к школе


Слайд 22

Здоровье

Группа здоровья (4 критерия)
Показания к отсрочке
Рекомендации
Медицинские критерии


Слайд 23Успешность обучения определяется «качеством здоровья», а также наличием следующих умений:

Есть ли

желание учиться
Развита ли у ребенка речь
Достаточно ли развит фонематический слух
Умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное
Достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка сложно обучить письму.
 

Готовность к школе


Слайд 24
Умение:
составить рассказ по картинке,
отвечать на элементарные вопросы,
решать простейшие задачи,
планировать

свои действия при выполнении простейших практических заданий,
логически (примитивно, просто) рассуждать
сосредотачиваться на различных задачах
 

Готовность к школе


Слайд 25
Биологический возраст (дошкольники)


Слайд 26Заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
инфекционный гепатит,
пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит,
миокардит неревматический,
менингит эпидемический,

менингоэнцефалит,
ревматизм в активной форме,
острые респираторные заболевания,
туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы),
травматические повреждения, ЦНС,
болезни крови,
тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.

Показания к отсрочке начала обучения


Слайд 27Хронические состояния и заболевания:
задержка психического развития,
задержка физического развития на год и

более (длина тела по региональным стандартам меньше на М-2δ, постоянные зубы отсутствуют),
остаточные явления хронического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (Д.Ц.П. и др.),
эпилепсия, эпилептиформный синдром,
неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.),
эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.),
миопия с наклонностью к прогрессированию (более 2Д), гипотрофия миндалины III степени,
аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит,
тонзиллит хронический (декомпенсированная форма),

Показания к отсрочке начала обучения


Слайд 28
Хронические состояния и заболевания (продолжение):
вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу (А/Д ниже

80 мм рт.ст.) или гипертоническому типу (А/Д – 115 мм рт.ст. и более),
порок сердца, ревматический или врожденный,
хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года),
язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронический гепатит, хронический гастродуаденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии с частыми рецидивами),
экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях),
анемия при содержании гемоглобина крови 10,7 % и менее, другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.
Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического возраста.
 

Показания к отсрочке начала обучения


Слайд 29Важный тест морфофункциональной зрелости организма при решении вопроса о возможности начала

обучения.
Достижение определенных пропорций тела, благодаря чему становится положительным так называемый филиппинский тест – ребенок может при вертикальном удержании головы перекрыть правой рукой левую ушную раковину.
Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не сможет дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка..
Целесообразно использовать (особенно в сравнительном аспекте, изучении в динамике) следующую качественную оценку:
0 баллов - не достигает до верхнего края уха
1 балл - достигает рукой до верхнего края уха
2 балла - достигает до козелка
3 балла - достигает до мочки

Филиппинский тест


Слайд 30 Требования к проведению
Методики
Керна –Ирасека
Мотометрический тест, тест Озерецкого
Словесно-ассоциативный эксперимент
Тестовая беседа
Другие

Психолого-педагогическое тестирование


Слайд 31Суть
1 задание – «нарисовать дядю»
2 задание – «перерисовать фразу»
3 задание –

«перерисовать точки»

Оценка
3-5 баллов - зрелый тип
6-7 баллов - зреющий тип А
8-9 баллов - зреющий тип Б
10-15 баллов - незрелый тип

Тест Керна -Ирасека


Слайд 32Стол Часы
Цветок Потолок
Машина

Чашка
Конфеты Папа
Бабушка Картина
Девочка Небо
Платье Пароход
Яблоко

процент неадекватных реакций, которые дает ребенок на предъявляемые словесные раздражители.
 

Словесно-ассоциативный эксперимент


Слайд 33Доля неадекватных ответов составляет 30 % и менее - уровень развития

II сигнальной системы достаточен для выполнения школьных требований и результат оценивается знаком «+».

Доля неадекватных реакций превышает 36 % - недостаточная готовность системы к выполнению требований школы и результаты обозначаются знаком «-».


Словесно-ассоциативный эксперимент (оценка)


Слайд 34Репа – огурец – топор
Лук – стул – кулак (лапа –

белка – стул)
Скала – сосулька – лес
Жук- ножницы – еж ( жук – гараж – пожар)
Замок – поезд – глаз
Шар – чашка – шалаш
Часы – почтальон – врач
Щавель – площадь – борщ

NB! Наличие – 2 группа здоровья

Исследование дефектов речи


Слайд 35Ребенок получает из тонкого картона или плотного ватмана карточку, на которой

изображена фигура круг диметром 50мм).
Ребенку объясняют, что ему нужно вырезать ножницами круг по средней утолщенной (1 мм) линии.
Работу следует выполнять правой рукой.
Когда испытуемый дорезал до толстой линии, фиксируют время, за которое он вырезает круг.
Работа должна быть выполнена за 1 минуту. За это время нужно вырезать не менее 8/9 круга.
Отклонение от утолщенной линии разрешается не более 2-х раз (перерезается одна из тонких линий) или один раз (перерезается 2 тонких линии).
Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным и обозначается «-» при увеличении времени, отведенного на выполнение, а также при большем, чем указано выше, количестве ошибок.

Тест Озерецкого (мотометрический тест)


Слайд 36Тест Озерецкого (оценка)


1 балл –
выполнение теста с первой попытки.
2 балла

– выполнение теста со второй попытки.
3 балла – невыполнение теста

1-2 балла
свидетельствуют о высоком уровне развития моторики, достаточном для выполнения требований школы и обозначается знаком «+».

3 балла –
указывает на
недостаточную функциональную готовность к обучению и обозначается знаком «-».


Слайд 37 
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Кем работает

твоя мама, твой папа?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
У тебя есть брат (сестра), кто старше?
Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
Сейчас утро или вечер (день или утро)?
Когда завтракаешь ты – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?
Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень
Когда можно кататься на санках?

Тестовая беседа (вопросы)


Слайд 38 
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13.Что делают почтальон, врач,

учитель?
14.Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15.Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
16.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
20.Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21.Что больше: 8 или 5, 5 или 3. Посчитай от 6 до 9, от 5 до 3.
22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Тестовая беседа (вопросы, продолжение)


Слайд 39 
Оценка вопросов:
За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок может

получить только 1 балл (за исключением контрольных).
Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на доп.вопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «мама Таня»; «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше-меньше» без наглядных примеров.

Тестовая беседа


Слайд 40 
Контрольные пункты-вопросы: 4, 7, 10, 14, 22.
Оцениваются следующим образом:
№ 7

– если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если он называет с учетом месяцев – 3 балла;
№ 4 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла,
№ 10 - за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) – 2 балла, до 3 признаков – 1 балл;
№ 14 – за каждое правильное указание применения школьной атрибутики – 1 балл;
№ 22 – за правильный ответ – 2 балла.
Пункт 15 оценивается совместно с п.14 и п.16. Если в п.14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п.15 или 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п.14-16надо набрать 4 балла).

 

Тестовая беседа


Слайд 41Тестовая беседа
Показатель
Заключение

Сумма баллов
24 – 29 баллов - «школьно-зрелые

20 –

24 балла - «средне-зрелые»

15-20 баллов - «незрелые»


Слайд 42Исследование чистоты фонематического восприятия
Прогностическая ценность теста

характеризуется высокой корреляционной
связью с обучением чтению и средней – с письмом и математикой. Наиболее значимая корреляция с чтением закономерна - без умения различать звуки невозможно научиться правильно читать. На первый взгляд удивительна более низкая корреляция с письмом. Однако фонематический слух – не самое важнейшее условие овладения орфографией в связи с тем, что вначале письмо первоклассников сводится к списыванию (копированию) букв, слов, предложений.


Исследование чистоты фонематического восприятия


Слайд 43
Материал для проведения:

Исследование включает 4 задания, материалом к которым

служат наборы карточек – по 7-8 в каждом.
На каждой карточке изображены определенные предметы, в названии которых встречаются звуки из следующих групп
Сонорные - (р) – твердый и мягкий, (л) – твердый и мягкий.
Свистящие – (с) –твердый и мягкий, (з) – твердый и мягкий.
Шипящие - (ж), (ш), (щ), (ч)
Глухие и звонкие

 

Исследование чистоты фонематического восприятия


Слайд 44Методика проведения :
Ребенку выдается карточка с изображением предмета, название которого начинается

с контрольного звука.
Экспериментатор просит назвать этот предмет.
Далее ребенок должен сказать, с какого звука начинается его название.
Экспериментатор поочередно выкладывает на стол карточки 1 набора ( например, с),
Ребенок должен называть предметы, которые на них изображены , причем , если название начинается
с контрольного звука (например, (с) - ребенок оставляет карточку себе.
с другого, - отдает экспериментатору.
Далее 2, 3 и 4 набор карточек.
Если в процессе работы ребенок ошибается (неправильно классифицирует одну или несколько карточек), необходимо вновь повторить
Если ребенок повторяет ошибки, демонстрируя тем самым нарушения фонематического восприятия, экспериментатор демонстрирует правильный результат, в соответствии с которым сортирует данные карточки.

 

Исследование чистоты фонематического восприятия


Слайд 45Оценка результатов:

0 - неисправленные ошибки (или ошибка) хоть в одном задании

(не учитывая замечания экспериментатора).
1 - исправленные ошибки после замечания экспериментатора.
2 - самостоятельно исправленные ошибки по ходу работы.
3 - отсутствие каких-либо ошибок
 
 

Исследование чистоты фонематического восприятия


Слайд 46Первое углубленное обследование
Проводится в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу.


ДШУ - врач (медицинская сестра). Воспитатель , педагог (психолого-педагогическое обследование.
Для неорганизованных детей - в поликлинике по месту жительства (плановая диспансеризация). Психолого-педагогическое обследование - педагог школы, который осуществляет набор учащихся в 1-й класс следующего учебного года.
Выявляют «группу риска

Повторное углубленное обследование

не позже, чем за три месяца перед поступлением в школу (апрель, май),
Окончательное заключение дается районной медико-педагогической комиссии (МПК)
Детям, не готовым к школьному обучению, дается временная отсрочка и рекомендуется обучение в дополнительных группах детского сада.
В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское психолого-педагогическое обследование детей непосредственно перед началом учебного года, с выдачей соответствующего заключения.
 

Порядок


Слайд 47
Ребенок к школе готов

Ребенок условно готов
Ребенок не готов по:

медицинским критериям
психолого-педагогическим критериям
как по медицинским, так и по психолого-педагогическим критериям

Варианты заключения


Слайд 48

Два
направления

Здоровье

Формирование школьно-необходимых функций
Что делать? Рекомендации


Слайд 49Протокол


Слайд 50Протокол


Слайд 51Заключение:



Рекомендации:
Протокол


Слайд 52 Учебные занятия проводятся только в первую смену;
5-дневная учебная неделя;

Проведение не более четырех уроков в день;
Продолжительность уроков — не более 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжи­тельностью не менее 40 минут;
Организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки.
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
 


Обучение в первом классе


Слайд 53

Ступенчатый режим обучения

в сентябре, октябре —
3 урока по 35 минут

каждый;
со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

Обучение в первом классе, продолжение


Слайд 54Что запомнили


Слайд 55Установите соответствие применяемых методов целям и задачам исследования

L1: школьная зрелость
L2: работоспособность
L3:

распределение на группы для занятий физкультурой
R1: тест Керна-Ирасека, мотометрический тест, словесно-ассоциативный эксперимент
R2: словесно-ассоциативный эксперимент, хронорефлексометрия
R3: пробы Леви-Гориневской, Летунова
 


Итоговый контроль


Слайд 56 
2. Тест Озерецкого используется для оценки:
уровня развития моторики

уровня развития с целью определения готовности к школе
нервно-психического развития
нервно-психического развития с целью определения готовности к школе



Итоговый контроль


Слайд 57
3. Доля (%) неадекватных ответов при словесно-ассоциативном эксперименте, позволяющая считать ребенка

готовым к выполнению школьных требований, ###

Итоговый контроль


Слайд 58 
4.Установите соответствие между количеством баллов по тесту Керна-Ирасека и степенью школьной

зрелости
L1: зрелый
L2: зреющий А
L3: зреющий Б
L4: незрелый
R5: 1-2
R1: 3-5
R2: 6-7
R3: 8-9
R4: 10-15
 

Итоговый контроль


Слайд 59 5. Словесно-ассоциативный эксперимент проводится с целью оценки:

степени развития моторики

уровня развития второй сигнальной системы
чистоты звукопроизношения

Итоговый контроль


Слайд 60 
6.Положительный филиппинский тест – свидетельство:
морфофункциональной зрелости
морфофункциональной зрелости при

решении вопроса готовности к школе
отражение пропорций тела
морфофункциональной незрелости


Итоговый контроль


Слайд 61
8. Четверг для 6-ти летних первоклассников – день ### работоспособности:



Итоговый

контроль

Слайд 62 
10. Для 6-ти летних первоклассников рекомендуется ### режим обучения:
 


Итоговый

контроль

Слайд 63
Отлично – 100-91%
Хорошо - 90 – 81%
Удовлетворительно - 80 – 71%
Неудовлетворительно

– 70% и менее

Критерии оценки выполнения тестовых заданий


Слайд 64
ГИГИЕНА
ОБУЧЕНИЯ
Тема следующего занятия


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика