Гносеология. Тема 13. Познание как предмет философского анализа презентация

Содержание

Литература: Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Библер В.С. Мышление и творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399с. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.

Слайд 1 ДЕ 4. Гносеология Тема 13. Познание как предмет философского анализа
Природа познавательного отношения
Основные

формы познания
Инновация и творчество
Проблема истины в философии

Слайд 2Литература:
Беркли Дж. О принципах человеческого знания.
Бэкон Ф. Идолы человеческого разума.
Библер В.С.

Мышление и творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399с.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.
Декарт Р. Правило для руководства ума.
Ильенков Э.В. Идеальное и идеал// Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С.203-274.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Кант И. Познание.



Слайд 3Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией.
Главные гносеологические проблемы:
Что есть знание?
Как

оно возможно?
Какими путями достижимо?
Что такое истина и каковы ее критерии?
Какие формы вненаучного знания существуют?
Каковы механизмы творческого продуктивного мышления?


Слайд 4Основные понятия теории познания


Слайд 5Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека.
Принципы познания:
диалектики;
историзма;
практики;
познаваемости;
объективности;
активности

творческого отображения действительности;
конкретности истины.

Слайд 6Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)
Объект
Объективная информация
Активность познающего субъекта

Субъективный образ

объективного мира

Объективен
по содержанию

Субъективный
по форме

субъект

Объективный мир

Субъективный мир


Слайд 7Основные формы познания
Иррациональные формы
познания (интуиция и др.)


Слайд 8Источником инноваций являются творческие возможности человека
изначально человек не "генерирует"  творческие идеи.

Идеи могут стать творческими в процессе деятельности;
творчество есть генерация новой ценной информации
творчество есть акт культуросозидания,  и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму,  и таким образом определяет, каким может быть следующий творческий акт.

Слайд 9Термин «инновация» означает:
что-то новое во всех сферах жизнедеятельности общества;
конечный материализованный результат

инновационного процесса;
процесс преобразования нового знания в социальные, экономические и экологические блага

Слайд 10Образование в современном обществе рассматривается как главная площадка для производства, распространения

и передачи экономически-продуктивных знаний, инноваций и технологий.

Слайд 11Едины в этом мнении и футурологи, которые главным фактором социальной дифференциации

считают не собственность, но именно образование. В современном информационном обществе главным ресурсом становится человеческий (интеллектуальный) фактор. И не просто наличие образования, а работник-новатор. Поэтому задача образования – это развитие самостоятельного мышления и творческой личности.

Слайд 12Дискуссии о природе творчества

Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс

вопросов, связанных с разработкой принципов и критериев творческой деятельности человека, его метафизических, эволюционно-биологических, генетических, социокультурных и психологических истоках и основаниях.

Слайд 13При этом в новейших исследованиях, определяющим критерием творческой деятельности субъекта считают

социальную значимость ее результатов.

Творческие цели формируются под влиянием социальных факторов, в поле наиболее значимых на данный момент интересов, соответствующих актуальным потребностям и общим условиям жизни людей.


Слайд 14Формы творческой деятельности:
Искусство. Цель искусства — сообщить человечеству нечто новое в

емкой, но не жесткой, а свободной индивидуальной форме, допускающей различные толкования. Ценность создаваемой при этом информации определяется обществом.
Наука. В научном творчестве главная задача — раздвинуть рамки принятых аксиом и сформулировать новые задачи, которые в прежних рамках не находили решения.
Религия. В религиях мировой процесс рассматривается как откровение Бога. Творчество новой жизни есть путь освобождения от греха, преодоление зла.

Слайд 15Следовательно, творческое мышление – это новая направленность и новый характер мышления
Мышление

является той же самой практической деятельностью, только осуществляемая не с материальными предметами, а их идеальными носителями – понятиями.
Содержание мышления – объективно, а форма выражения мысли – субъективна. Форма отражает направленность и характер мышления.

Слайд 16Без интеграции науки и образования невозможно добиться успеха на поприще инноваций.
Если

основной функцией науки является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, то образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и компетентностей.


Слайд 17Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности
Объективная истина-
объективное содержание знаний
Абсолютная
истина
Относительная
истина
- это

объективная
истина, которая содержит в себе
полное всестороннее знание
сущности предметов и явлений
материального мира

- это объективная
истина, которое содержит в себе
неполное, относительное знание
сущности предметов и явлений
материального мира

Принцип
конкретности
истины


Слайд 18Критерии истины
практика как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность

людей;
из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое;
или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.

Слайд 19Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого

человека.

Виды практики:
материальное производство;
управленческая деятельность;
научный эксперимент

Функции практики:
критерий истины;
основа познания;
цель познания;
результат познания


Слайд 20Ошибка и заблуждение
Ошибка - результат неправильного
теоретического или практического
действия, вызванного

субъективными,
случайными причинами

Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности
с его объективным прообразом;
абсолютизация относительной истины


Слайд 21Теории истины
Истина
понимается
как знание,
соответствующее
действительности
(Аристотель)
Свойством
истинности
обладает
все знание,


которое
полезно и
практически
применимо
(У.Джеймс)

Истина как
результат
условного
соглашения
(А.Пуанкаре)

Истинность как
согласованность
мышления
с самим собой,
непротиворечивость
(И.Кант, Г.Гегель)

Корреспонденсткая
(классическая)

Прагматистская

Конвенциалистская

Когерентная


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика