Слайд 1студент гр. 29ПО114
Я.Е. Смольникова
Формы и методы диагностики девиантного поведения
Слайд 2
Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной
работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер. Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.
Слайд 3В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:
принцип
предупреждения (выявление «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
принцип системности (последовательная планомерная работа);
принцип взаимодействия (осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, медицинского и социального работника, психолога).
Слайд 4
Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ
документов, собственно психологическое обследование.
Слайд 5
Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только
психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека.
Слайд 6
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может
использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный.
Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.
Слайд 7
Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения
процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.
Слайд 8Для изучения склонности к девиантным формам поведения использовались следующие методики:
1. Методика
определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
2. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения.
3. Методика диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко).