Слайд 1Формирование психологической безопасности образовательной среды
Слайд 2Основные понятия
Безопасность - состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
Психологическая безопасность - состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Слайд 3Основные понятия
Опасность – вероятность нанесения
вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Слайд 4Основные понятия
Психологически безопасной
образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
Слайд 5Модель психологически безопасной образовательной среды
Защищенность от психологического насилия;
Референтная значимость окружения;
Удовлетворенность в
личностно-значимом общении
Слайд 6Факторы риска
Педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей;
Интенсификация учебного процесса;
Несоответствие методик
и технологий возрастным особенностям детей;
Нерациональная организация учебной деятельности;
Функциональная неграмотность педагогов в области укрепления и охраны здоровья;
Отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья
Слайд 7Факторы угрозы
- Неквалифицированные специалисты;
Неблагоприятный психологический климат в классе и группе;
Психологическое насилие;
Аварийное
состояние помещений;
Разного рода перегрузки ребенка (неадекватность требований);
Нежелание родителей взаимодействовать с педагогами
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАПРЯЖЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Слайд 8Самое важное
Психологическое насилие - получение психологической травмы
Непризнание референтной значимости образовательной
среды – отрицание норм и ценностей школы
Отсутствие удовлетворенности в общении – эмоциональный дискомфорт, нежелание отстаивать свою точку зрения, потеря личного достоинства, невнимательность к просьбам
Неразвитость системы психологической помощи – неэффективность сопровождения, угроза психическому здоровью;
Эмоциональное выгорание педагогов – профессиональная деформация, угроза психическому здоровью
Жестокое обращение с детьми
Слайд 9Насилие в образовательном учреждении
Физическое
Сексуальное
Психическое (эмоциональное)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральное)
Слайд 10Последствия насилия
Задержка в речевом, физическом развитии, задержка роста;
Импульсивность, взрывчатость, наличие вредных
привычек, злость;
Попытки совершения самоубийств, потеря смысла жизни, цели в жизни;
Уступчивость, податливость;
Ночные кошмары, нарушения сна, страх темноты, боязнь людей, их гнева;
Депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность
Слайд 11Этапы профилактики насилия в школе
Признать, что проблема существует (Создание инициативной группы).
Определить
масштаб бедствия (Проведение мониторинга).
Разработка профилактических мероприятий (Организация наблюдений, разработка документации, нетерпимость к любому акту насилия, создание психологических групп поддержки).
Оказание индивидуальной психологической помощи
Слайд 12Факторы безопасности
- Доброжелательная атмосфера;
Высокий уровень вовлеченности всех участников в среду;
Повышение
уровня родительского участия;
Поддержка детей во время возрастных кризисов4
Удовлетворенность взаимоотношениями;
Уважительное отношение к каждому
Слайд 13Работа с детьми
Обучение техникам слушания друг друга;
Выражение своей точки зрения и
перспективы решения проблемы;
Уважение других точек зрения;
«Учиться на ошибках» (рассмотреть прошлый опыт, трудные ситуации);
Контролировать эмоции и чувства
Слайд 14Литература
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПБ.: Речь, 2002.
Безруких М.М.,
Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 2000.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Просвещение, 2003.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Наука, 1987.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение, 1990.
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.
Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи//Психолог в детском саду. 2000.№2-3.С.182-187
Психологическая безопасность: учебное пособие/Под ред. Л.А. Михайлова, В.П. Соломина. – М.: Дрофа, 2008.
Регуш Л.А. Безопасность обучения школьников//Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПБ, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С.182-185.
Родионов В., Ступницкая М., Кардашина О., Кирилина Т. Психологическо здоровье педагогов. Сценарный план проведения психолого-педагогической студии
//Школьный психолог. 2000.№19.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Просвещение, 1994.