Философская система Георга Гегеля презентация

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ Лекция Разработчик: Скоробогацкая Н.А. – канд. филос. наук доцент

Слайд 2
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ
Лекция
Разработчик:
Скоробогацкая Н.А. – канд. филос. наук

доцент

Слайд 3ЦЕЛЬ
Дать целостный обзор философской системы Г.Гегеля.
Обозначить актуальные проблемы познания, науки, философии.


КОМПЕТЕНЦИИ






Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу





Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Биография Г. Гегеля
Философская система Гегеля
Логика Гегеля
Философия природы
Философия духа
Философия

истории
Заключение
Литература

Слайд 5Георг Гегель (1770-1831)
Родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился

в Тюбингенском теологическом университете, где прослушал философский и теоло-гический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и распростра-нения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государ-ство устроено на разумных началах. В 1818 г. приглашен для чтения лекций в Берлин-ский университет, где проработал до конца жизни.

Слайд 6Философская система Гегеля


Система, изображающая деятельность Абсолютной Идеи, ее развертывание, в ходе

которого «мышление противо-поставляет себя себе самому» в виде явлений, всего сущего, познавая в нем само себя, состоит из трех частей.

1. Логика – наука об идее в себе и для себя.

2. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

3. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

Слайд 7Учение о логике

Логика,
по Гегелю
Метафизика – наука о
сущности всех вещей.


Система определений
мышления – категорий

Наука о «чистой идее»

«Привычные определения мышления» - понятия предстают как объективные мысли; формы
мышления есть вместе с тем и формы бытия. Гегель показывает, как категории постепенно
возникают в процессе самодвижения мышления, порождают друг друга и переходят друг в
друга. Самодвижение мышления по своей сути есть диалектическое восхождение от
абстрактного к конкретному.


Слайд 8Философия природы

Механический
мир
Физический
мир
Органический
мир
Природа
Этапы развития природы
Абсолютная идея




В философии природы

Гегель стремится обобщить достижения современного
ему естествознания, представив их в единой картине. В природе обнаруживается
вся система категорий Логики. Гегель отказывает природе в свойстве развиваться
во времени.

Слайд 9Философия Духа




Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух
Ступени осуществления Духа
(свободы)





Слайд 10Субъективный дух


«Субъективный дух» изображает развитие индивидуаль-
ного сознания, его

возвышение до всеобщего,
надындивидуального, объективного сознания.
В этом разделе Гегель высказывает одну из
важнейших идей: индивид формирует, порождает
самого себя как человека в процессе деятельности,
труда. Животное не обладает самосознанием,
сущность человека – в самосознании.


Слайд 11Объективный дух


«Объективный дух» является социальной философией
и философией

истории Гегеля. Ступени свободы воли,
реализующей себя в действительности, в «определенном
этой волей мире», – право, мораль и нравственность
(обнаруживающая себя в формах семьи, гражданского
общества и государства). Согласно Гегелю, объективный
дух – субстанция индивида. То есть индивид, овладевая
различными формами человеческих отношений и культуры,
приобщается к социальному целому и формируется в
качестве человека.


Слайд 12Абсолютный дух


«Абсолютный дух» проявляется в трех формах: как

конкретное созерцание,
красота, в искусстве, как представление в религии, как понятие в философии.
Философское понятие, «мыслящая себя идея», по Гегелю, – наиболее
совершенная форма самосознания абсолютной идеи. История философии
является завершающей частью системы Гегеля. Каждая исторически
существовавшая философская система соответствует какой-либо
категории Логики и в то же время выражает специфическое культурное
содержание определенной эпохи. Процесс самопознания абсолютной
идеи, начавшись с Логики, чистого мышления, Понятия, завершается
философским понятием, абсолютным знанием.


Слайд 13Философия истории


Главным фактором развития истории является Мировой дух, который пытается


познать свою сущность, т.е. идею свободы. Мировой разум – сила, способная
осуществить себя. Благодаря этому убеждению «исчезает иллюзия, будто мир
есть безумный, нелепый процесс». Именно этот смысл заключается в знаменитом
изречении Гегеля: «Что разумно, то действительно, и что действительно,
то разумно». И еще более радикально: «Все, что разумно, то неизбежно».
Эти формулировки показывают, что философ был далек от оправдания всего
существующего как разумного.

Стадии развития Мирового Духа

Древний Восток
(свободен один)

Германский мир
(свободны все)

Древняя Греция
(свободны некоторые)





Слайд 14Философия истории

ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА

В истории действуют люди, и ничто не совершается без их интересов,
целей, страстей. Однако, ища и добиваясь своего, индивидуумы и
народы оказываются средствами мирового разума, действующего как
бы «за спинами людей». Осуществляя свои цели, люди часто получают
дополнительный результат, которого они не предвидели и не желали,
но который закономерно вытекает из объективных условий их жизни.
Гегель глубоко понимает связь исторической закономерности и
свободной деятельности людей, отказываясь от наивного взгляда
на исторические события как результат произвола, показывая
объективную обусловленность человеческой деятельности.
При этом, однако, всеобщее оказывается гораздо более значимым,
нежели частное и индивидуальное, и Гегель бестрепетно констатирует,
что в процессе осуществления мирового разума «индивидуумы прино-
сятся в жертву и обрекаются на гибель».

Слайд 15Заключение

Гегелевская философия со своей всеобъемлющей систематизацией является переработкой

всего мыслительного материала человеческой истории, и в этом заключается ее всемирное непреходящее значение. Благодаря этому обстоятельству не только культура, человеческое познание, но и весь мир предстают как связное целое, находящееся в непрерывном процессе развития. Диалектический метод, показывающий, каким образом человеческое сознание преобразуется посредством самого себя, – не что иное, как изображение исторического процесса человека.


Слайд 16Литература
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Гегель Г.В.Ф. Работы разных

лет: В 2 т. М., 1970. Т.1.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. Гл.: Самосознание.
Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979.
Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистичес-кого общества. М., 1987.
Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.
Философия Гегеля: проблемы диалектики: Сб. ст. / Отв. ред. Л.Н. Суворов. М., 1987.
Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.
Лазарев В.В., Pay И.А. Гегель и философские дискус-сии его времени. М., 1991.
Волков Г. Сова Минервы. М., 1985.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика